0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Полоса препятствий, принципы её создания и использования

Учимся преодолевать препятствия

Преодоление любого препятствия – это сложное координационное действие, требующее даже от взрослого человека достаточной пространственной ориентации и физической подготовленности. На занятиях по общей физической подготовке, во время преодоления полосы препятствий, используются все возможные виды передвижений человека: ходьба, бег, прыжки, ползания, лазания. Занятия по преодолению препятствий включают в себя физические упражнения из разных разделов физической культуры (висы, переползания, гладкий бег, ускорения, подтягивания, отжимания, выходы силой, приставные шаги, перепрыгивания и многие другие), что позволяет обучающимся равномерно развивать большинство физических качеств.

Успешно развиваются на таких занятиях не только физические, но и морально-волевые качества, ведь, чтобы преодолеть, например, высокую стену или широкий ров, нужно достаточно смелости и решительности. И даже те дети, которые на первых занятиях боялись это делать, через 2-3 урока без проблем преодолевают такие препятствия.

Невозможно переоценить и влияние навыков, приобретаемых на таких уроках, на исход жизненных ситуаций, в которых может оказаться любой школьник в течение всей своей жизни, будь то криминогенные ситуации или чрезвычайные происшествия любого характера (природного, техногенного и т.д.). Ведь вовремя сориентироваться, преодолеть психологический барьер, принять правильное решение является, порой, единственной возможностью справиться с негативной или опасной ситуацией. Недаром «Преодоление препятствий» является одним из базовых элементов в физической подготовке солдат и офицеров всех армий мира, в том числе и Вооруженных сил Российской Федерации. Навык, приобретаемый на уроках по преодолению препятствий, может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.

Для того чтобы освоить технику основных приемов преодоления препятствий, необходимо выполнять приемы 1-2 раза в неделю по 20-30 минут на школьной полосе препятствий. При отсутствии полосы препятствий можно имитировать препятствия любым доступным способом. Рассмотрим основные приемы преодоления препятствий.

Прыжок с приземлением на одну ногу. С ускоряющегося разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой и вынося вторую ногу широким движением вперед-вверх, перепрыгнуть через препятствие, приземлиться на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок, наступая на препятствие, используется при преодолении препятствий высотой до 0.9 м. С короткого, но энергичного разбега оттолкнуться перед препятствием одной ногой, и подав корпус вперед, мягко наскочить на препятствие другой ногой. Не разгибая колени, провести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжить движение.

Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди. С разбега оттолкнуться перед препятствием левой ногой и, вынося правую руку вперед-вверх, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и правой ногой. Не останавливаясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и, подав плечи вперед, продолжить движение.

Прыжок в глубину осуществляется из трех различных положений, в зависимости от высоты препятствия.

  1. Из положения стоя;
  2. Из положения сидя;
  3. Из положения виса.

Основное правило при приземлении после любых прыжков: приземляться на слегка согнутые и слегка расставленные ноги.

Перелезание с опорой на грудь применяется для преодоления препятствий высотой до 1,5 метров. Подбежать к препятствию, опереться руками о его верхний край и слегка присесть. Оттолкнувшись ногами от земли, выйти в упор на прямые руки. Не задерживаясь, опереться животом о препятствие. Придерживаясь руками о верхний край препятствия, перенести центр тяжести и спрыгнуть с препятствия.

Пролезание в отверстие головой и ногой вперед. Поставить толчковую ногу перед препятствием, маховую ногу вместе с туловищем и руками направить вперед в отверстие, оттолкнуться руками от нижнего края пролома. Приземлить маховую ногу на пятку, перейти на всю ступню и продолжить движение. При выходе из пролома, чтобы не удариться спиной, не следует резко разгибаться.

Читать еще:  Семь вопросов командира самому себе: Как правильно составить боевой приказ

Пролезание боком применяется при преодолении узких проломов. Стать (лечь) боком к отверстию и, постепенно просовывая в него руку, плечо, голову, ногу, а затем и все туловище, пролезть в него.

Преодоление препятствий типа «лабиринт». Подбегая к лабиринту, поставьте одну ногу у входа в лабиринт. Взявшись руками за края лабиринта, перенесите центр тяжести на опорную ногу, а вторую ногу резким маховым движением поставьте к следующему проходу лабиринта. Продолжайте такие движения до выхода из лабиринта.

Общий вид единой полосы препятствий

Материал подготовлен методистом ГМЦ ДОгМ Самаренко Р.А.

Полоса препятствий, принципы её создания и использования

1. Полоса препятствий состоит из 7-10 этапов в зависимости от возрастной группы участников. Она должна включать этапы и препятствия, требующие от участников проявления физических качеств силы, ловкости и быстроты, навыков владения стрелковым оружием и метания спортивных снарядов (предметов по цели), преодоление технически сложных препятствий. В отдельных случаях общий набор элементов полосы препятствий для женщин может быть облегченным и составляется по предложениям полномочных представителей команд и утверждается общим собранием представителей с учетом возрастной и весовой группы участников. Все элементы полосы препятствий должны иметь точное описание и отвечать требованиям травмобезопасности.

2. Конкретный набор элементов (этапов) полосы препятствий и их расстановка в зале зависит от уровня соревнований, возможностей спортивного объекта и категории соревнующихся (мужчины, женщины, юноши, девушки, дети).

3. Содержание полосы препятствий.Длина дистанции – до 60 м включает в себя:

· бум (типовое гимнастическое бревно или его аналог) (3);

· забор Н = 2 м., ширина 2-3 м., для средних юношей и девушек с опорой – бруском 5х5 см. на высоте 0.5 м. от поверхности пола (земли) (4);

· ручная горизонтальная лестница Н = 2,5 м., L = 4 м (для 14-15 лет – 3 м) (5);

· место для стрельбы из пневматического пистолета по мишени размером 210х297 мм (может быть падающей) или из пейнтбольного ружья по круглой мишени (красного или синего цвета) диаметром 40 смдля мужчин, женщин, юниоров и юниорок с расстояния до S = 15 м, старших юношей и девушек до S = 12 м., средних юношей и девушек до S = 10 м (7);

· место для метания по цели: для мужчин, женщин, юниоров, юниорок, старших (16-17 лет) и средних юношей и девушек (14-15 лет) – метание спортивного сертифицированного ножа, утвержденного Федерацией, с расстояния 3 м (8);

· горизонтальная труба (тоннель) L = 3 м, высота свода = 0,8 м (9);

· наклонная сетка с углом наклона 60 0 Н = 6-8 м, ширина 4-5 м в верхней части сетки, отверстие диаметром 0,7 м для перелезания на канат (10);

· канат Н = 5-6 м (11).

4. Участники стартуют одновременно, проходят все этапы по параллельным дорожкам и финишируют на татами, касанием рукой линии, соответствующей цвету костюма спортсмена.

5. Полоса препятствий преодолевается в следующей последовательности:

· По команде «Марш!» или по выстрелу стартового пистолета – старт (1) – пробежать 5-7 метров.

· Преодолеть лабиринт (2).

· Преодолеть забор (3) способом «зацепом» или «силой», для средних (14-15 лет) юношей возможно с использованием дополнительной опоры .

· Преодолеть в висе ручную горизонтальную лестницу (4), начиная с первой перекладины, с последней перекладины соскочить. Для средних юношей (14-15 лет) запрыгивание на лестницу возможно с помощью ассистента.

· Преодолеть горизонтальную трубу (тоннель) (5).

· Стрельба в мишень (пейнтбол или пневматический пистолет) (6). Оружие находится на огневом рубеже. Два выстрела из пейнтбольного оружия (до первого попадания), из пневматического пистолета – 1 выстрел.

· Метание ножа в мишень (7) с расстояния 3 м. Разрешается два броска (до первого попадания).

· Преодолеть бум (8): взбежать по наклонной доске на бум, пробежать по буму, с конца бума (на ближе обозначенной линии) соскочить.

Читать еще:  Пристрелка оружия с открытым прицелом «мушка-целик»

· Преодолеть наклонную сетку (9) произвольным способом.

· Пролезть в отверстие в сетке, спуститься по канату (10) способом – перебирая руками половину длины каната до отметки 2 метра. Соскочить вниз. Пробежать до обозначенного финиша.

· Финиш у татами – коснуться обозначенную линию.

На преодоление каждого препятствия на полосе дается не более 3 попыток. В случае невыполнения данного требования участнику засчитывается поражение во встрече.

Непопадание в мишень при стрельбе и метании ножа, наказывается дополнительным преодолением препятствия, которое предшествует линии стрельбы (метания), а также оценивается в один балл (каждый из элементов), которые засчитываются в поединке сопернику (во втором раунде).

Спортсмен, финишировавший первым с разницей во времени от 10 до 15 секунд, по сравнению с соперником, получает дополнительную премиальную оценку в 1 балл, который зачисляется ему во 2 раунд. За каждые последующие 5 секунд начисляются дополнительные баллы.

Спортсмен, финишировавший вторым с разницей во времени более 50% от времени первого спортсмена считается проигравшим встречу, его сопернику присуждается чистая победа.

Полоса препятствий для общей и военной подготовки

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Такой комплекс рекомендован для благоустройства военных училищ и частей, пожарных гарнизонов, специализированных школ и подразделений МЧС. Полоса для прохождения может быть одинарной или двойной, используемой для проведения состязаний. Предусмотрен и список элементов, рекомендованных к установке на участке протяженностью 100 метров в строгом друг за другом порядке: ров, «Лабиринт», «Забор с наклонной доской», «Разрушенный мост», «Разрушенная лестница», «Стенка с двумя проломами» и «Одиночный окоп».

Полный комплект в двойном исполнении лучше всего подходит для спортивных мероприятий, позволяя организовать ее прохождение двумя потоками на время. Примерная площадь, занимая комплексом в этом случае, составляет примерно 1300м² в зависимости от габаритов входящих в него элементов. Одинарная полоса препятствий рассчитана на прохождение одного потока и располагается на примерной площади в 700м². Можно разместить все составляющие комплекс элементы в хаотичном порядке, что позволит отрабатывать технику преодоления препятствий отдельно для каждого тренажера.

Полоса препятствий является универсальным способом проводить полноценные и разносторонние занятия для физической подготовки состава военных частей и учащихся специальных образовательных учреждений. Представляя собой имитацию возможных препятствий, которые могут возникнуть в чрезвычайных, требующих особенной выдержки и скорости действий, ситуациях, комплекс отлично прививает навыки быстрого прохождения. К тому же полоса препятствий включена в список рекомендованных требований для сдачи нормативов ГТО.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ШКОЛЫ

Специальные инженерные сооружения не только создают ощущение присутствия на поле боя, но и вырабатывают у участников выносливость, ловкость и быстроту реакции, поэтому считается неизменной частью спортивных армейских площадок большинства государств и тренировочных баз огромного ряда силовых структур и служб специального назначения. Отличные характеристики полосы препятствий сделали ее довольно популярной для размещения на школьных стадионах.

Комплекс замечательно помогает организовать уроки ОБЖ при ознакомлении с курсом для 10-11 классов по основам военной службы, для расширения учебной программы физкультуры, служит хорошей площадкой при проведении спортивных эстафет ко Дню пограничника, МЧС или Дню здоровья. Полоса препятствий довольно проста в освоении, поэтому может пригодиться для личных тренировок во внеурочное время.

Комплект элементов для школы несколько отличается от варианта для военной подготовки. Например, для рва не выкапывают специальную яму, а лишь очерчивают его границы, заполняя область песком. Делается это для того, чтобы учащиеся не получили возможных травм, при этом точность выполнения упражнения не страдает. «Забор с наклонной доской» должен быть оборудован поперечными рейками, чтобы забираясь на него, школьник не скользил, а его стопы имели большую устойчивость.

При расстановке элементов нужно учитывать разницу в росте между подростками и взрослыми людьми, поэтому расстояние от одного препятствия до следующего должно быть уменьшено с 1-го метра до 0,8, как и высота элементов меняется с 2-х метров на 1,0. Предназначение «Стенки с двумя проломами» не теряется, для избегания травм и порчи имущества, учебные гранаты заменяют простым инвентарем, например, мячами или кеглями. Для легкости использования «Разрушенная лестница» дополняется продольными бумами на каждом уровне, чтобы ученики могли подняться по ней, как по ступенькам, а не прыгать на свой страх и риск.

Читать еще:  5 мифов фитнеса из опыта физподготовки морпехов

Распространенные для в общевойсковых тренировок элементы «Колодец», «Траншея» и «Ход сообщения» по причине своей высокой материальной стоимости, довольно большой занимаемой площади и трудоемкой работы по содержанию в школьной полосе препятствий часто заменяются на «Одиночный окоп». Что касается двойного или одинарного исполнения, то этот вопрос остается на усмотрении руководства школы и суммы средств, которую выделили для организации комплекса.

СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

С некоторыми изменениями, но комплекс остается единым как для учебных заведений, так и для тренировочных полигонов. Рекомендуемая расстановка элементов такая:

  1. Линия старта, обозначенная полосой, лентой, флажками.
  2. Беговая дорожка для начала ускорения, для взрослых она составляет 20 метров.
  3. Ров, ширина которого может варьироваться от 2 до 3-х метров, а глубина 1,0м для взрослых и минимальная для школьников.
  4. Элемент «Лабиринт».
  5. Элемент «Забор с наклонной доской», высотой 2-2,2м.
  6. Элемент «Разрушенный мост», высотой 2,0м для взрослых и 1,0м для школьников.
  7. Элемент «Разрушенная лестница».
  8. Элемент «Стена с проломами».
  9. Элементы «Колодец» и «Ход сообщения» для взрослых или «Одиночный окоп» для школьников.
  10. Элемент «Траншея», глубиной 1,5м для взрослых, для школьников наличие элемента не обязательно.
  11. Участок для бега, примерной ширины 2,0м и длины для взрослых 20 метров.
  12. Линия финиша, обозначенная полосой, лентой, флажками.

Для создания функциональной полосы препятствий необходимо установить хотя бы 50% от перечисленных сооружений, только при таком исходе можно утверждать, что школа снабжена комплексом для сдачи ГТО.

ДЕТСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ

В последнее время на игровых площадках можно встретить интересный комплекс, включающий в себя соединенные между собой спортивные элементы для преодоления. Это и есть детская полоса препятствий, расположенная чаще всего «змейкой» или в квадрат. Что касается спортивных тренажеров, то стандартными для такого комплекса являются гимнастическое бревно, рукоход, шагоход, сетки для лазания, подвижные мостики и различные стенки с отверстиями для пролезания. Малыши с радостью воспринимают игры на такой яркой и занимательной полосе препятствий, незаметно для себя укрепляя мышцы рук, ног, спины, развивая координацию и равновесие. Ну а самое главное, что любовь к спорту у детей прививается с детства, что значительным образом влияет на дальнейшие привычки и образ жизни.

ПЛЮСЫ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Тренировки и занятий на полосе препятствий обучают участников преодолевать всевозможные препятствия, у них появляется сноровка и быстрота принятия решений в стрессовых ситуациях, организм привыкает к нагрузкам и закаляет в себе выносливость, силу и ловкость. С моральной точки зрения, спортсмены становятся смелее и решительнее, появляется находчивость в мышлении и уверенность в собственных силах.

Универсальность комплекса заключается в том, что величину нагрузки можно изменять в большую или меньшую сторону. Это не только стимулирует интерес у участников, но и положительным образом влияет на волевые качества, прививает способность выдерживать сильное напряжение и быстро переключать сознание от решения одной задачи к решению другой. Тренировки, имеющие военную тематику, имеют патриотический подтекст и делают ведение здорового образа жизни все больше популярным. Роль спорта в жизни молодежи растет, а с ней улучшаются и морально-этические нормы у подрастающего поколения, которые позволяют личности гармонично развиваться. Статистика правонарушений идет на спад, участники чувствуют себя более безопасно и комфортно, благоприятно проходит и их социальная адаптация в кругу сверстников.

Полоса препятствий в качестве части благоустройства пришкольной территории заметно ее облагораживает, помогает физически подготовить детей к будущим требованиям в армии, улучшает общее состояние здоровья учащихся и делает военную службу, как будущую профессию, более популярной. Разносторонние элементы комплекса качественно подготавливают школьников к соревнованиям разного уровня и направленности, включая общепринятые спортивные состязания, конкурсы по туризму и ориентированию на местности.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector