Мотивация и воспитательные меры в стресс-подготовке спецподразделений
Тактика войны
Тактика боевых действий
Воспитательные меры для противодействия стрессу при подготовке спецподразделений
Posted By: admin 16 ноября, 2019
Для бойцов специальных подразделений предусмотрен особый вид подготовки. «Воспитательные меры» служат неотъемлемой частью распорядка военнослужащего. К ним прибегают в процессе тренировок для того, чтобы наладить отношения в бою и одновременно приучать к взаимной ответственности и выручке между товарищами по оружию. Таким образом непроизвольно оттачивается собственное военное мастерство, улучшаются навыки и личная физическая подготовка.
Важность мотивации в обеспечении устойчивости от стресса
Педалирование и обыгрывание темы ранения или условной «гибели» сослуживца приносят большую пользу, чтобы команда воспринималась как единое целое. В ходе обучения стрелковых навыков при выполнении упражнений вводится условное «поражение» стрелка при обстоятельствах, когда одному из них не удается реализовать поставленную задачу.
При этом «ранение» — не повод, чтобы прекратить участвовать. Следует обеспечить такой выбор «раненых», чтобы каждый хотя бы раз вытащил другого. Аналогично поступают, когда мишенями являются заложники.
В данном контексте то, что уже достаточное время с невероятным успехом практикует «Альфа», после смерти заложника отправляющая письма «родственникам» погибшего. Пусть к этому можно относиться с долей иронии, но, если все организовано грамотно и разумно, имеется воспитательный эффект. Считается, что метод изобретен вовсе не ими.
По данному пути также можно следовать по отношению ко всему составу группы в случае условной «потери» одного из товарищей. Особенно позитивно такие «воспитательные меры» отражаются на командире.
Какие цели преследуются
Ничто так не мотивирует на большое число подтягиваний, как то, что однажды придется спуститься через несколько балконных пролетов с раненым товарищем на плечах. Довольно надуманная ситуация, однако, превосходно срабатывает.
Мотивация на физическую подготовку возрастает, если человек осознает, что нужно будет таскать как свое снаряжение, так и раненного из команды в полном обвесе. Осведомленность в медицинских вопросах дает понимание того, что переносить следует бережно, соблюдая правила.
Изложенные установки способствуют более тесному взаимодействию между бойцами, выработки у них причастности к тому, что происходит с другом. Постепенно подобная связь, при верной тактике командира, может превратиться в такую, какая возникает между родными людьми. В данной ситуации уровень взаимопонимания существенно вырастает.
Это не должен знать каждый. Психологическая подготовка бойцов спецподразделений.
Султанова Рания Ахметовна
Психологическая подготовка бойцов спецподразделений.
Тенденция роста преступности в России и ряде других стран мира значительно возрастает. Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, необходимость жестких насильственных акций по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых эпизодов. Таким образом, психика нормального человека без специальной подготовки к оперативному функционированию в боевых условиях не способна выдержать раздражающее воздействие экстремальных стресс-факторов. Поэтому на сегодняшний день большое внимание уделяется психологической подготовке бойцов спецподразделений. Еще Г.Е. Шумков отмечал: «Помимо необходимости технической подготовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне – не значит научить только искусно убивать противника, но, главным образом, научить владеть собой в боевой обстановке.
В связи со сложным спектром задач, решаемых сотрудниками антитеррористических подразделений (АТП), организация психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД), является одним из приоритетных направлений организационно-воспитательного характера, в которых важную роль играют не только руководители антитеррористических подразделений, но и штатные (прикомандированные) психологи.
Работа психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния. Также одной из важнейших задач является участие психолога в формировании команды, в повышении сплоченности и взаимного доверия среди бойцов.
Специалисты психологической службы используют комплекс мероприятий при отборе бойцов АТП. К числу этих мероприятий относятся: А. беседы с кандидатом; Б. психодиагностическое обследование (стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) — (Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «шестнадцатифакторный опросник личности» (Р. Кеттелл), тест «несуществующее животное», тест «незаконченные предложения»); В. стресс-практикум.
Данные мероприятия помогают создать наиболее полную картину пригодности, либо непригодности каждого конкретного кандидата.
В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников АТП, в ходе контртеррористических операций представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.
Первый этап – психологическая подготовка к оперативной работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудников.
На этапе психологической подготовки сотрудников к операции в качестве основных задач выступают:
- Психологическое обследование личного состава, отбираемого для выполнения задания;
- Психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;
- Специальная психологическая подготовка сотрудников и групп.
Психологическая подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач, на обеспечение групповой сплоченности, личной функциональной ясности, четкости, комфортности, на максимально возможное в данных условиях сохранение физического и психического здоровья сотрудников. На данном этапе эффективным средством психологической подготовки военнослужащих к акции, повышения сопротивляемости бойца к травмирующему воздействию стресса являются методика: «боевой адаптации», или «прививка боем»; идеомоторная тренировка, метод словесно-образной психорегулирующей тренировки; «Самогипноз-2»(разработан зарубежными психологами) и т.д.
Известный западный специалист по боевой подготовке Р. Ригг, подчеркивая, что надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти… чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал — стрелял, двигался, сражался»; …«лучшим памятником… погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности» (2).
В идеале задачи психологической подготовки, психологической реабилитации военнослужащих могут быть успешно решены только при наличии необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, комнат психологической разгрузки, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.
В экстремальных условиях подготовки, в силу большой динамичности происходящих событий, на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психофизические состояния, которые позволяют оперативно, функционально и адекватно разрешать задачи калейдоскопа меняющихся ситуаций.
Иными словами, в ходе подготовки сотрудники должны получить «боевые рефлексы», типичные для спецподразделений спецслужб.
При подготовке сотрудников АТП наряду со специальными рефлексами (реакция на оружие, поиск укрытий, сближение с противником в ходе огневого контакта и пр.) упор делается на боевой интеллект акценты смещаются в сторону развития быстроты мышления, поиска единственно-правильного решения из сложившейся ситуации в кратчайшие сроки. Именно поэтому психологическая подготовка сотрудников опирается на мощную ситуационную составляющую, которая, в свою очередь, опирается как на уже имеющийся боевой опыт, так и на искусственное усложняющее моделирование по принципу «а что если…».
При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо прежде всего справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, требуются навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи и связанного с этим деятельностно-поведенческого механизма.
Таким образом, сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством – проявлять собственную личность не на эмоционально-чувственном, а на профессионально-функциональном уровне, «входить в боевое состояние», включаться в боевой режим. Такое искусство, основывается только на точных расчетах и прочных навыках. Для эффективной работы сотруднику и в мирное время необходима постоянная ролевая игра и навыки, подходящие для военного времени.
Второй этап – психологическое сопровождение в ходе проведения операции – включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в период осуществления служебно-боевых акций.
На этапе психологического сопровождения сотрудников в ходе проведения операции в качестве основных задач выступают:
- Обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям;
- Контроль психологического состояния сотрудников АТП и морально-психологического климата в коллективе, выражающийся в обеспечении их психологической «притирке» друг к другу, гарантирующей с этой стороны эффективное боевое взаимодействие, групповую слаженность.
Третий этап – психологическая работа с сотрудниками спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации – предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также позитивный анализ практических последствий от развертывания экстремальных ситуаций для оптимизации дальнейшей подготовки личного состава АТП.
На этапе психологической работы с сотрудниками АТП после возвращения к постоянному месту дислокации в качестве основных задач выступают:
• обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям, контроль состояния морально-психологического климата в коллективе и взаимоотношений с сотрудниками других подразделений, выявление сотрудников с признаками посттравмирующих стрессовых расстройств;
• осуществление психологической коррекции имеющихся нарушений с целью предупреждения возникновения состояний психической дезадаптации и их хронификации, развития психосоматических нарушений;
• формирование и поддержание мотивации для дальнейшей службы в АТП;
• организация социально-психологической работы с семьями сотрудников, вернувшихся из командировки.
Главная задача психолога по возвращении сотрудников АТП к месту постоянной дислокации – помочь личности обрести душевное равновесие и комфорт. При этом необходимо помнить, что последствия экстремальных ситуаций могут быть не только негативными, о чем написано немало, но и позитивными. В комплекс позитивных приобретений входят: повышение мастерства, профессионализма, опыта автономной и групповой работы; личностная самореализация, рост индексов выживаемости и боевой функциональности; социальное признание, повышение социального статуса, карьерный рост; возможное улучшение или стабилизация бытовых и материальных условий; укрепление сил и здоровья; уверенности в своих способностях и веры в своих товарищей.
Таким образом, на сегодняшний день в учебных центрах при подготовке военнослужащих и сотрудников служб безопасности должны применяться и в ряде случаев применяются передовые отечественные и зарубежные методики, технические средства обучения, а также психологическая подготовка, что позволяет более разносторонне, а значит и гарантированно подготовить бойца к условиям СБД.
Еще Шумков писал, что «…предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная борьба с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха».
Данная позиция довольно спорна, по крайней мере, дискуссионна, требует серьезного и обстоятельного анализа. Не менее, даже более фундаментального исследования заслуживают основные принципы и положения концепции частичного обоснованного переноса изложенной выше методологии по отношению к специалистам в сфере единоборств, проходящим обучение в физкультурно-спортивных вузах. Но этот материал будет подробно изложен уже в следующей нашей работе.
Психологическая помощь военнослужащим по предотвращению и снятию психологических стрессов в ходе проведения КШУ, БТУ. Психологические приемы
ПЛАН
проведения беседы с личным составом войсковой части
ТЕМА : «Психологическая помощь военнослужащим по предотвращению и снятию психологических стрессов в ходе проведения КШУ, БТУ. Психологические приемы саморегуляции».
ВРЕМЯ: 1 час.
МЕСТО: библиотека.
ДАТА: ______
ЛИТЕРАТУРА: Журнал МО РФ «ОРИЕНТИР» июнь 2002г, Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина. «ОРИЕНТИР» 2001г, №3, стр. 56-58.
Боевое мастерство военнослужащих зависит прежде всего от их убеждений, способности не растеряться в экстремальных ситуациях, эмоционального настроя в данный момент времени, состояния здоровья и т.д. Совокупность всех этих факторов называется «психологическая готовность» Психологическая готовность военнослужащего к выполнению поставленных задач достигается в процессе целенаправленной психологической подготовки, осуществляемой в ходе обучения и воспитания всей воинской службы.
Психологическая подготовка представляет собой комплекс мероприятий по формированию у воинов психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения боевых задач, позволяющих укрепить психику, закалить волю, научиться бороться со страхом, переносить физические и психологические нагрузки, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно, умело используя боевую технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях современного боя, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.
В ходе психологической подготовки решаются задачи формирования:
а) психологической готовности и устойчивости воинов;
б) функциональной надежности психики военнослужащих.
При этом различают два вида психологической готовности:
— общая (длительная) психологическая готовность как совокупность качеств личности, а также ее подготовленности;
— ситуационная (временная)психологическая готовность – это особое психологическое состояние воина, позволяющее ему активно и целесообразно выполнять поставленные боевые задачи , она имеет сложную динамическую структуру и является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных , мотивационных и волевых сторон человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. В отличие от состояния ситуационной готовности, отражающего особенности и требования предстоящей ситуации, длительная готовность – это устойчивая система качеств личности, опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях.
Психологическая готовность воина к бою, один из основных компонентов готовности подразделения к боевым действиям. Она предполагает, во-первых, осознание воином ответственность за судьбу Родины, родных и близких, уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружие. Во-вторых, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.
Выделяют три уровня состоянию психологической готовности к бою:
Низкий уровень отличает то, что воин не уверен в себе у него отсутствует стремление к противоборству, он не решителен, излишне суетлив, либо замкнут. Допускает ошибки при выполнении простейших команд.
Для среднего уровня характерно сочетание у воина уверенности в себе и не достаточное стремление к противоборству и решительным действиям. Он допускает не значительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.
Высокий уровень это желание борьбы, отсутствие сомнений у воинов, стремление испытать себя, добиться победы над противником.
Для формирования психологической готовности личного состава проводятся занятия, на которых действия военнослужащих сопряжены с реальной опасностью: движение в непосредственной близости за разрывами артиллерийских снарядов, при стрельбе через головы наступающих, обкатка пехоты танками, подводное форсирование небольших озер и рек на танках, переправа вплавь с личным оружием через преграды; прыжки с парашютом и др. Непосредственное эмоциональное переживание боевых состояний в учебной обстановке позволяет значительно легче переносить аналогичные психологические нагрузки в бою. Сохранению работоспособности личного состава в трудных ситуациях способствуют навыки по защите от перегрева и переохлаждения профилактике различных заболеваний и травм, оказание медицинской помощи, приготовлению пищи в полевых условиях, добыванию воды и способов ее обеззараживанию, а также владению военнослужащим приемами и методами само регуляции.
В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку. Эффективным средством подготовки к бою является мысленное проговаривание последовательности своих действий, сначала в замедленном темпе, затем энергичней. Тогда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать необходимые действия, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием. Для поддержания психологической готовности к немедленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической само регуляции:
Само убеждение- это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности.
Самовнушение – как и само убеждение, происходит у военнослужащего сознательно, и используется в качестве главного воздействия слова. Самовнушением можно изменить внутреннее состояние человека, заставить его поверить в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы ночью воин иногда впадает в заторможенное состояние, как бы плавающее между сном и бодрствованием. Именно в этом состояние психика воина нуждается в самовнушении. Иначе ситуация может обернуться трагедией.
Управление воображением значительно усиливает действия словесной формы самовнушения, оно помогает создать образ желаемого результата своей деятельности. Рекомендуется образно отождествлять себя с лучшим воином идеальным образом действия и т.д. Желательно заблаговременно составлять план возможных действий в экстремальных ситуациях, и мысленно проигрывать их в голове.
Управление вниманием тесно связано с воображением . Оно оказывает сильное влияние на бдительность воина. Если внимание будет рассеянным , можно легко отвлечься от выполнения боевой задачи, а это приведет к тяжелым последствиям. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя, не фиксировать все внимание на нем, а уметь наблюдать разносторонне. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного включения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи и не отвлекаться на второстепенные раздражители.
Умение управлять дыханием и мышечным тонусом очень важно. Глубина и частота дыхания степень напряжения мышц тела в значительной мере определяет психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха и, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а значит, и проявление бодрости и чувства от мобилизованности у военнослужащего мышечное расслабление наоборот, оказывает тормозящее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя, необходимо поддерживать мышцы тела в нужной форме. Активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности к бою.
Приемы саморегуляции
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка – метод психотерапии, разработанный Иоганесом Шульцем (в 1932 году), направленный на самостоятельное вызывание у себя особого (аутогенного) состояния, использование его и самостоятельный выхода из него.
В СССР термин появился в 50-е годы.
- обучение реакции (тяжести, тепла, изменение темпа и ритма сердца и дыхания) релаксационной техники с помощью упражнений,
- аутогенная медитация, которая создает трансовые состояния различного уровня
Показания для применения АТ:
- лечение неврозов,
- функциональные расстройства,
- психосоматические заболевания,
- алкоголизм и наркомания (как часть комплексного воздействия),
- как психогигиеническое мероприятие,
- при подготовке специалистов, спортсменов.
Противопоказания:
- состояния неясного сознания и бреда,
- при острых соматических приступах, вегетативных кризах, при выраженной гипотония (пониженное АД).
Занимающийся концентрирует внимание на спокойствии и использует шесть стандартных упражнений:
- упражнение – спокойствие перед каждым, направлено на достижение спокойствия: «Я спокоен»
- тяжесть – направлено на вызывание тяжести в руках и ногах и сопровождается расслаблением поперечно-полосатой мускулатуры, слева направо, все тело
- теплота «мои руки совершенно тяжелые и теплые»
- сердце – овладение ритмом сердечной деятельности подсчет пульса на слух, «Мое сердце бьется спокойно и ровно»
- дыхание – овладение ритмом дыхания «Я дышу совершенно спокойно»,
- солнечное сплетение – вызвать ощущение тепла в области солнечного сплетения, «Мое солнечное сплетение излучает тепло»
- прохлада лба (лоб) – «Мой лоб овевает прохладный ветерок».
Стадии аутогенного состояния:
Пассивная – Спокойствие, расслабление, безразличие к окружающему миру, замедление мыслительной деятельности при сохранении актуального осознавания мира.
Активная – усиливается осознание, восприятие и переживание происходящего, при этом торможение логического мышления, появление ярких образов.
Позиции аутогенной тренировки:
Типы формул внушения:
- нейтрализующая — «мне все равно»;
- усиливающая —
- абстинентно-направленные
- пародоксальные «я хочу как можно хуже чувствовать себя в ситуации…»
- поддерживающие «я чувствую себя с ним комфортно»
Каждое упражнение предваряется «Я спокоен»,
В конце каждого сеанса три сгибательных и разгибательных движения в локтевом суставе с глубоким дыханием,
Каждое новое упражнение проходится последовательно начиная с низших, делаются повторы 3-4 раза ежедневно в течение 2 недель.
Длительность сеанса начиная с 5-6 минут,
Проведение в утренние, вечерние часы,
Помещение теплое, тихое.
Мюлера-Хегема 1957, (изменено 3 упражнение),
Клейнзорге-Клумбиес (нацеливают на конкретные органы),
Мировского-Шогама (психотоническая тренировка, для повышения тонуса),
Активизирующие упражнения Алексеев, Гиссен 1969 (для спортсменов),
Лебединского-Бортник 1965 (сокращенный вариант по 30 минут – месяц)
Панова-Лобзина-Копылова-Рештникова репродуктивные тренировки (звуки, дыхательная гимнастика).
Высшая ступень АТ – разработана Шульцем и Луте:
7 упражнений медитации, работа с бессознательным.
Самовнушение по методу Куэ
Сознательный метод воздействия на самого себя, позволяющий подавить болезненные, негативные по своим последствиям представления и заменить полезными, благоприятными, конструктивными.
Формула самовнушения должна быть:
- простая,
- естественная,
- с убеждением и без напряжения.
Бессознательное воспринимает формулу как некий приказ, истину, которую необходимо выполнить.
Начинается с ознакомления с источниками влияния.
Самостоятельно составляется простая формула самовнушения, которая может видоизменяться.
- удобная поза сидя или лежа,
- закрытые глаза,
- произношение формулы 20 раз шепотом,
- монотония при произношении формулы, без фиксации на содержании,
- сеанс 3-4 минуты 2-3 раза в день 6-8 недель.
- время утром в просоночном состоянии или вечером перед сном.
Самогипноз
Целенаправленное вызывание у самого себя гипнотического состояния с помощью определенных техник и методик. Склонность к методу зависит от эмоционального, физического состояния, личностных особенностей, способностей к гипнозу.
Сфера приложения – бессознательное.
Предгипнотическая беседа с самим собой,
Фиксация внутреннего образа с наделение его желаемыми качествами,
Закрепление новых образов и качеств реальными действиями в постгипнотическом периоде.
Условия эффективности метода:
- лежа в полутемной комнате (комфорт),
- спокойная обстановка,
- полное расслабление мышц,
- отрешение от повседневных забот,
- яркое динамичное представление образа,
- представление типичных ситуаций,
- подкрепление словесных команд формулами: «отдохнув-просыпайся».
Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у него боевые навыки и умения – основ уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленным боевым действиям.