0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование стресса в огневой подготовке

ЧВК России

Прямой эфир

PSA_SHIELD 30 декабря 2015, 10:13

RSBGroup 17 сентября 2015, 13:17

koltpi 26 января 2015, 17:40

RSBGroup 31 июля 2014, 12:53

machak 21 марта 2014, 13:08

RSBGroup 16 марта 2014, 22:13

Ural 24 января 2014, 15:54

Ural 24 января 2014, 11:42

Блоги

Использование стресса для решения различных задач в огневой подготовке


Увеличенная частота сердечных сокращений, тремор, ухудщение координации и мелкой моторики, выброс в кровь гормонов адреналина и норадреналина — за этими скупыми медицинскими терминами скрывается то состояние, которое знакомо каждому, кому приходилось применять оружие на службе. По всему миру инструктора бьются над тем, как научить сотрудника точно и быстро стрелять в ситуации, когда неподготовленный человек в лучшем случае расстреляет боезапас «по площадям» в сторону угрозы.
Существует немало способов сымитировать реакцию организма в стрессовой ситуации, и о них мы поговорим в следующих статьях. Сегодня наш вопрос гораздо проще — в какой момент в подготовку необходимо включать отвлекающие факторы, заведомо мешая человеку эффективно стрелять?

Этот вопрос возник у меня несколько лет назад, когда я присуствовал на занятии по пистолету, проводимом двумя американскими инструкторами. Один из курсантов, работающий охранником, хотел научиться стрелять из пистолета для того, чтобы попасть на службу за границу в одну из многочисленных частных военных компаний.
По первому взгляду на него было понятно, что героя-спецназовца из него не получится. Застенчивый, нервный, перепуганный, с каждым часом лица инструкторов при взгляде на него становились всё разьярённее. С пяти, семи, трёх метров он неизменно попадал в землю, при каждый выстреле жмурился и реагировал взбрыком, напоминающим судорогу, а спуск дёргал так, что казалось что он перепутал стрельбу из пистолета с доением коровы.
Но инструктора не сдавались. Второй инструктор, в прошлом армейский рейнджер, отвёл в сторону «одарённого» курсанта для индивидуальной тренировки. Дистанция стрельбы уменьшалась, крики инструктора становился всё громче, и не прошло и часа как 400 патронов, выделенные нашему герою на день, закончились.
Ко второму дню на лице инструктора уже читалась отчаяние. В то время как основная группа бодро меняла магазины, стреляла в движении и меняла уровни, «одарённый» курсант достиг уверенного попадания в мишень с дистанции двух метров. Вся методическая база американской армейской школы стрельбы из пистолеты оказалась бессильна: отжимания, выпрыгивания, кроссы никак не помогали пулям найти свою цель.

Свободного времени у меня было достаточно, и я ради интереса предложил с ним позаниматься. Никто, конечно, возражать не стал. Парень пристойно понимал по-английски, так что шансы у меня были. Двойная защита ушей, холощение, расслабление, использование лазера, ощущение правильного выстрела, поэтапная передача контроля над выстрелом — все небольшие приёмы, которые я всегда использовал, работая с гражданскими стрелками на занятиях по практической стрельбе начали давать результат. Осторожно, медленно, парень начал попадать всё лучше. Конечно, снайпера из него не получилось, но заметного улучшения добиться удалось. Он возвращается к предыдущему инструктору и вновь пули из его пистолета начинают выбивать пыль у ног мишенных стоек. Занятия заканчиваются и мы, пакуя вещи собираемся обратно в отель. Конечно, началось обсуждение ситуации и мне пришлось поделиться своими соображениями.
Страх можно назвать обязательным атрибутом стресса. Страх возникает при столконовении с неизвестностью. Перед неопытным курсантом ставят стрелковые задачи, давят на него, но у него нет инструментов, позволяющих справится с задачей — он не умеет обращаться с оружием. Многие инструктора, и я в том числе, предпочитаю сначала дать курсанту инструменты для выполнения задачи, научив его стрелять в спокойной обстановке, а потом уже бросать в ситуацию когда на него будет оказано психологическое давление. Навыки дают уверенность, а уверенность помогает справиться со страхом и стрессом.

Мой коллега рейнджер был со мной не согласен. Он вспомнил годы, проведённые в армии США и очень верно заметил: «На нас оказывали давление с самого начала, с прибытия на КМБ. Постоянные крики, ограничение по времени, отсутствие сна, множество новых задач к которым ты пока не подготовлен. Так нас учили. Те кто не мог этого выдержать — отсеивались и оставались самые лучшие.» И он был абсолютно прав. Во многих подразделениях начальный курс подготовки это одновременно и курс отбора. Нет необходимости нянчиться и вытирать сопли тем, кто не подходит для службы в подразделении.
С тех пор я мне повезло увидеть немало хороших инструкторов по всему миру, и всегда я видел один и тот же принцип: если есть
группа которую надо готовить и отбор уже закончен — по настоящему хороший инструктор ляжет костьми чтобы научить каждого, со всеми его проблемами и особенностями и закладывать основы он всё равно будет в спокойной, расслабленной и комфортной обстановке.

Если же отбор является частью подготовки, то провоцирующие стресс упражнения должны быть с самого начала, и тут уже, как было написано на плакате в известном романе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

На мой взгляд, если целью подготовки не является отсев негодных кандидатов, всё базовое обучение должно проходить в комфортной, спокойной обстановке, и уже после первоначального закрепления навыков их стоит проверять элементами искуственно вызванного стресса.

Как вы считаете? Когда и в каких случая в подготовку должны включаться элементы, имитирующие стресс?

Использование стресса в огневой подготовке

Увеличенная частота сердечных сокращений, тремор, ухудшение координации и мелкой моторики, выброс в кровь гормонов адреналина и норадреналина — за этими скупыми медицинскими терминами скрывается то состояние, которое знакомо каждому, кому приходилось применять оружие на службе. По всему миру инструктора бьются над тем, как научить сотрудника точно и быстро стрелять в ситуации, когда неподготовленный человек в лучшем случае расстреляет боезапас «по площадям» в сторону угрозы.

Читать еще:  Как стрелять из пистолета точно. Полное руководство

Существует немало способов сымитировать реакцию организма в стрессовой ситуации, и о них мы поговорим в следующих статьях. Сегодня наш вопрос гораздо проще — в какой момент в подготовку необходимо включать отвлекающие факторы, заведомо мешая человеку эффективно стрелять?

На видео: Иллюстрация описанных в статье событий

Этот вопрос возник у меня несколько лет назад, когда я присутствовал на занятии по пистолету, проводимом двумя американскими инструкторами. Один из курсантов, работающий охранником, хотел научиться стрелять из пистолета для того, чтобы попасть на службу за границу в одну из многочисленных частных военных компаний.

По первому взгляду на него было понятно, что героя-спецназовца из него не получится. Застенчивый, нервный, перепуганный, с каждым часом лица инструкторов при взгляде на него становились всё разьярённее. С пяти, семи, трёх метров он неизменно попадал в землю, при каждый выстреле жмурился и реагировал взбрыком, напоминающим судорогу, а спуск дёргал так, что казалось что он перепутал стрельбу из пистолета с доением коровы.

Но инструктора не сдавались. Второй инструктор, в прошлом армейский рейнджер, отвёл в сторону «одарённого» курсанта для индивидуальной тренировки. Дистанция стрельбы уменьшалась, крики инструктора становился всё громче, и не прошло и часа как 400 патронов, выделенные нашему герою на день, закончились.

Ко второму дню на лице инструктора уже читалась отчаяние. В то время как основная группа бодро меняла магазины, стреляла в движении и меняла уровни, «одарённый» курсант достиг уверенного попадания в мишень с дистанции двух метров. Вся методическая база американской армейской школы стрельбы из пистолеты оказалась бессильна: отжимания, выпрыгивания, кроссы никак не помогали пулям найти свою цель.

На видео: Широко известное видео очередного стресс-теста

Свободного времени у меня было достаточно, и я ради интереса предложил с ним позаниматься. Никто, конечно, возражать не стал. Парень пристойно понимал по-английски, так что шансы у меня были. Двойная защита ушей, холощение, расслабление, использование лазера, ощущение правильного выстрела, поэтапная передача контроля над выстрелом — все небольшие приёмы, которые я всегда использовал, работая с гражданскими стрелками на занятиях по практической стрельбе, начали давать результат. Осторожно, медленно, парень начал попадать всё лучше. Конечно, снайпера из него не получилось, но заметного улучшения добиться удалось.

Он возвращается к предыдущему инструктору — и вновь пули из его пистолета начинают выбивать пыль у ног мишенных стоек. Занятия заканчиваются и мы, пакуя вещи, собираемся обратно в отель. Конечно, началось обсуждение ситуации, и мне пришлось поделиться своими соображениями.

Страх можно назвать обязательным атрибутом стресса. Страх возникает при столкновении с неизвестностью. Перед неопытным курсантом ставят стрелковые задачи, давят на него, но у него нет инструментов, позволяющих справится с задачей — он не умеет обращаться с оружием. Многие инструктора, и я в том числе, предпочитают сначала дать курсанту инструменты для выполнения задачи, научив его стрелять в спокойной обстановке, а потом уже бросать в ситуацию, когда на него будет оказано психологическое давление. Навыки дают уверенность, а уверенность помогает справиться со страхом и стрессом.

Мой коллега рейнджер был со мной не согласен. Он вспомнил годы, проведённые в армии США, и очень верно заметил:

«На нас оказывали давление с самого начала, с прибытия на КМБ. Постоянные крики, ограничение по времени, отсутствие сна, множество новых задач, к которым ты пока не подготовлен. Так нас учили. Те, кто не мог этого выдержать — отсеивались и оставались самые лучшие.»

И он был абсолютно прав. Во многих подразделениях начальный курс подготовки — это одновременно и курс отбора. Нет необходимости нянчиться и вытирать сопли тем, кто не подходит для службы в подразделении.

С тех пор мне повезло увидеть немало хороших инструкторов по всему миру, и всегда я видел один и тот же принцип: если есть группа, которую надо готовить, и отбор уже закончен — по настоящему хороший инструктор ляжет костьми, чтобы научить каждого, со всеми его проблемами и особенностями, и закладывать основы он всё равно будет в спокойной, расслабленной и комфортной обстановке.

Если же отбор является частью подготовки, то провоцирующие стресс упражнения должны быть с самого начала, и тут уже, как было написано на плакате в известном романе «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

На мой взгляд, если целью подготовки не является отсев негодных кандидатов, всё базовое обучение должно проходить в комфортной, спокойной обстановке, и уже после первоначального закрепления навыков их стоит проверять элементами искусственно вызванного стресса.

Использование стресса в огневой подготовке

Войти

Психологическая подготовка стрелка

Стрельба из пистолета ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка. Характерными признаками такого состояния являются:

— повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;
— раскоординация движений и, как следствие, потеря устойчивости и равновесия при изготовке;
— увеличение тремора рук и колебаний оружия;
— ухудшение зрительного восприятия («дымка»), а также замедление или ускорение двигательной реакции или реакции на движущийся объект.

Все эти физические и психологические изменения в совокупности и создают отрицательное воздействие, которое крайне негативно влияет на технику стрельбы. Оно затормаживает проявление у обучаемого еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков и приводит к следующим изменениям в технике стрельбы:
— значительно увеличивается время прицеливания;
— изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка выстрела или рывок);
— нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм);
— при стрельбе по появляющимся целям изменяется (замедляется или ускоряется) скорость подъема оружия, снижается точность подъема руки с оружием и переноса ее на следующую цель.

Читать еще:  Угроза: навязчивый незнакомец на улице

Взаимосвязь между изменениями в технике стрельбы и психологическим состоянием стрелка зависит от индивидуальных особенностей организма обучаемого, от уровня его подготовленности, а также от других условий, в которых находится стрелок.

Опытные стрелки могут управлять своим психологическим и психофизическим состоянием и показывать стабильные и высокие результаты стрельбы. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых одновременно совершенствуется и техника стрельбы.

Таким образом, психологические особенности обучения стрельбе заключаются в следующем:
— формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции — выбора цели и ее поражения за короткий промежуток времени;
— выработке у стрелка способности преодолевать волнение как на огневом рубеже в тире, так и при применении оружия в реальных условиях;
— воспитании адаптации к звуку выстрела;
— тренировки с целью исключения проявления негативных индивидуальных реакций (туннельное видение, отказ моторных реакций, частичная глухота ит.д.).

Психологическая подготовка стрелка — это процесс, направленный на создание его оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности, которая способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.

В процессе психологической подготовки стрелка у последнего должны закрепиться следующие качества:
— умение воздействовать на себя, брать себя в руки и отключаться от различных посторонних факторов, мешающих производству меткого выстрела;
— способность концентрировать свое внимание, сосредоточиваясь на главном в стрельбе — устойчивом поражении цели;
— уверенность в своих силах, смелость и решительность, находчивость и инициативу;
— устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
— способность использования аутогенной и идеомоторной тренировки.

Необходимо особо выделить такое важное не только для стрелка качество, как настойчивость, которая играет решающую роль в достижении желаемого результата. Настойчивость основана на самовоспитании, позволяющем управлять своим поведением и психическим состоянием, познать самого себя, определив сильные и слабые стороны своего характера. Наличие такого важного качества позволяет стрелку объективно оценить свои достижения, выявить недостатки при стрельбе, а следовательно, быстрее устранить их в процессе учебно-тренировочных занятий. Необходимо помнить, что если у обучаемого нет четко выраженного желания заниматься стрелковой подготовкой, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии научить его меткой стрельбе. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучаемый психологически не готов к процессу обучения.

Важными составными частями психологической подготовки стрелка являются идеомоторная и аутогенная тренировки. Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к выполнению упражнения. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции.

Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков. Другая особенность идеомоторной тренировки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения приемов стрельбы и в какой-то степени отвлекает от результативного момента стрельбы.

Хотя идеомоторная тренировка и не заменяет реального выполнения движений при стрельбе, ее применение в процессе обучения дает определенные преимущества. Дело в том, что мысленное выполнение приемов стрельбы подразумевает представление об их идеальном выполнении, если, конечно, эти приемы усвоены правильно и свободны от технических недостатков, еще не преодоленных стрелком. Такое идеальное освоение ритмоструктуры выполнения упражнения помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнение упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень его психологического состояния. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенностью сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы — верный признак вялости обучаемого. Совершенно очевидно, что эти негативные состояния должны быть соответствующим образом скорректированы.

Сам процесс идеомоторной тренировки заключается в том, что стрелок, оставаясь в пассивно-расслабленной позе, сосредоточивает свое внимание только на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела. Причем последовательность выполнения выстрела в его действиях полностью сохраняется. Можно порекомендовать следующий порядок действий при производстве прицельного выстрела, который стрелок должен мысленно повторять в процессе идеомоторной тренировки:

1. Встать лицом к мишени и принять правильную изготовку для стрельбы. Извлечь пистолет из кобуры и проверить правильность хвата его рукоятки.
2. По команде «Заряжай!» зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. При этом пистолет удерживается в руке под углом примерно 60? к горизонту.
3. По команде «Огонь!» разогнуть правую руку, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя некоторый зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проконтролировать тонус мышц, удерживающих пистолет.
4. Наведя пистолет в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать задержку дыхания и обработку спуска.
5. Добиваясь постоянной согласованности обработки спуска курка с прицеливанием, все внимание сосредоточивать на удержании ровной мушки. Контролируя этот параметр, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока не произойдет выстрел.
6. После выстрела опять навести оружие в район прицеливания, и удерживая ровную мушку 2-3 сек, провести анализ результата выстрела.
7. Во время паузы проверить хват рукоятки пистолета и при необходимости скорректировать его.
8. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя пункты 4-7.

Читать еще:  Пистолет Volcanic. Первый условно безгильзовый?

Стрелок, владеющий приемами идеомоторики и ежедневно посвящающий ей несколько минут, имеет возможность в любой обстановке поддерживать на должном уровне и постоянно совершенствовать свою технику стрельбы.

Приемы идеомоторной тренировки можно с успехом использовать как отличное психопрофилактическое средство. Доподлинно известно, насколько трудно бывает стрелкам собраться и отвлечься от тревожных мыслей накануне выполнения ответственного стрелкового упражнения. Опыт свидетельствует о том, что в таких случаях попытка заставить себя думать не о предстоящем выполнении упражнения, а о чем-либо приятном приводит к большей потере волевой энергии, чем умышленное сосредоточение на моментах правильного ведения стрельбы. Это не только отвлекает от тревожных мыслей о возможности предстоящей неудачи, но и является хорошим тактическим настроем. Кроме того, идеомоторная тренировка является хорошей базой для быстрого освоения еще более сильного психопрофилактического средства — аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка — многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания отличной спортивной формы.

Основной принцип аутогенной тренировки — научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных (главным образом физических) ощущениях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами. Когда на фоне аутогенного расслабления применяется идеомоторная надстройка, ее действенность особенно увеличивается. В коре головного мозга усиливаются процессы затормаживания и ее клетки становятся особенно чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Поэтому предварительное осмысливание процесса выполнения выстрела позволяет стрелку подготовить свою нервную систему к предстоящему выполнению упражнения наилучшим образом.

Стрелок также должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение служебного оружия. Находясь в экстремальной ситуации, стрелок в первую очередь должен научиться оперативно оценивать обстановку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать обстановку, предвидя ее возможные изменения, а также управлять своим поведением.

Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения — это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, обученности владению оружием и т.д.

В экстремальной обстановке на стрелка, как правило, воздействуют несколько факторов одновременно. Их необходимо рассматривать как единое воздействие, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Перестрелка, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит стрелка в состояние осмысленных разумных действий. Если же он физически и психологически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции. Прежде всего эти негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает ответные реакции стрелка и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх или панику с соответствующими печальными последствиями.

Поведение стрелка в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне испуга или страха. В отличие от новичков, чувство опасности у наиболее подготовленных стрелков вызывает боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности.

Поэтому в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах. Следовательно, высокий уровень психологической подготовки стрелка обеспечивает ему более адекватное поведение при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника. А каковы же психологические процессы, определяющие поведение стрелка в опасной ситуации?

Психологические процессы, характеризующие действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность персептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Поэтому последовательность действий стрелка в экстремальной ситуации выглядит следующим образом:
1) Восприятие ситуации.
2) Умственное решение проблемных задач.
3) Психомоторная реализация принятых решений.

Как правило, характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий.

При восприятии экстремальной ситуации большое значение имеет интенсивность переключения внимания и его устойчивость, точность пространственного восприятия, оценка времени и т.д.

Принятие решения осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и на основе анализа действий противника и прогнозировании его дальнейших действий. В этом случае действия стрелка определяются процессами предвидения. Эффект предвидения основывается на мышлении стрелка, его специальных знаниях и поступающей извне информации (жестов противника, его передвижений и т.п.).

Принятие правильного решения и его последующая реализация, как правило, определяется совокупностью навыков действия стрелка в опасной ситуации. Поскольку принятие решения и его реализация происходят при крайнем дефиците времени, мыслительные процессы стрелка при этом происходят сжато. Особенно затруднены они тогда, когда стрелок вынужден действовать в непривычной для него ситуации.

Психомоторная реализация осуществляется в виде различных передвижений, боевых действий и приемов. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий. В опасной обстановке перед стрелком могут возникать различные проблемные ситуации: продолжать ведение огня или перейти в укрытие и т.д. Исходя из этого, стрелок должен предварительно планировать свои действия, заранее определяя их содержание, т.е. действовать преднамеренно.

В экстремальных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий стрелка и его противника. Поэтому при прочих равных условиях подготовительные действия, действия защиты и нападения могут быть успешными только во время наименьшей готовности противника к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психологическая напряженность опасной ситуации, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы поражения со стороны противника, может способствовать образованию комплекса психологических механизмов торможения.

Следовательно, наряду с аспектами физической подготовки и умением применять личное оружие в критических ситуациях при подготовке стрелка должным образом должна быть осуществлена и его психологическая подготовка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector