0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бинокулярное зрение и его важность в условиях огневого контакта

Бинокулярное зрение и его важность в условиях огневого контакта

Бинокулярное зрение — восприятие окружающих предметов двумя глазами (от лат. bi — два, осulus — глаз) — обеспечивается в корковом отделе зрительного анализатора благодаря сложнейшему физиологическому механизму зрения — фузии, т. е. слиянию зрительных образов,возникающих отдельно в каждом глазу (монокулярное изображение), в единое сочетанное зрительное восприятие. Это очень тонкая функция обеспечивается двумя механизмами: согласованными движениями обоих глаз, поддерживающих постоянное направление зрительных линий на точку бификсации и слиянием изображений двух глаз в единый образ. Это позволяет обеспечить зрительной системе более высокую оценку видимых объектов (стереоскопическое зрение).

Способность зрительного анализатора определять третье измерение, телесность, стереоскопичность предметов окружающего мира, определять расстояние между предметами обусловлено одновременным зрением двумя глазами — б и н о к у л я р н ы м зрением. Бинокулярное зрение создает и другие значительные преимущества зрительному анализатору, расширяет поля зрения в горизонтальном направлении до 180 градусов, зрительные образы, полученные от двух глаз, ярче и четче вследствие суммации раздражений (острота зрения повышается), при помощи бинокулярного зрения человек более точно определяет расстояние (глазомер).

Бинокулярное зрение — это чрезмерно тонкий, сложный условно-рефлекторный комплекс. Он развивается, совершенствуется и изменяется в течение всей жизни. Огромное значение в развитии функции бинокулярного зрения играет индивидуальный опыт. Физиологический механизм бинокулярного зрения при рождении отсутствует. Несмотря на то, что глаза новорожденного рефлекторно обращены в сторону яркого раздражителя, движения их еще полностью разобщены. Лишь в возрасте 5 — 6 недель устанавливается первая бинокулярная кортикальная связь, появляются параллельные движения взора к 3 месяцам. Формирование бинокулярного зрения происходит в период от 2 месяцев до 6-10 лет и закрепляется до 15 лет. До 2 месяцев развиваются общие движения глазных яблок, укрепляются условно-рефлекторные связи между сетчаткой и движениями глаз. В акт аккомодации подключается конвергенция. В возрасте 4-5 месяцев отмечается продолжительная фиксация предмета со второго полугодия формируется фузия.

Развитие бинокулярного зрения следует рассматривать как постеленное формирование относительно устойчивой, но динамичной стереотипии нервных процессов. Уже в возрасте 2-4 месяцев у ребенка возникает функциональная взаимосвязь между обеими половинами зрительного анализатора, а также между оптическим и двигательным аппаратами, т. е. примитивное бинокулярное зрение. На ранних этапах онтогенеза бинокулярная зрительная система и ее основной саморегулирующийся оптомоторный механизм — бификсация еще недостаточно устойчивы и сравнительно легко трансформируются под влиянием неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Это обусловливает возможность и создает потенциальные условия для возникновения содружественного косоглазия. Чем старше ребенок, тем устойчивее бинокулярная зрительная система и тем труднее вывести ее из состояния стереотипии.

Механизм нормального бинокулярного зрения можно представить в виде замкнутой системы врожденных и приобретенных, афферентных и эфферентных нервных связей между:

v оптическим рецептором каждого глаза и соответствующим зрительным центрам;

v кортикальными центрами обеих половин зрительного анализатора;

v зрительными центрами и корковыми центрами движений глаз;

v корковыми и подкорковыми центрами глазодвигательных мышц и самими мышцами.

Для формирорвания бинокулярного зрения необходимы определенные условия:

· Острота зрения на каждый глаз не ниже 0,3 – 0,4;

· Полный объем движений глазных яблок;

· Параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль;

· Соответствующая конвергенция при взгляде с близкого расстояния;

· Способность к фузии;

· Попадание изображения на корреспондирующие точки сетчатки.

Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии, к одиночному видению.

Это свойство глаз уже давно обратило на себя внимание исследователей и вызвало к жизни теорию корреспонденции сетчаток (Muller, 1826; Hering, 1868). Суть ее состоит в том, что одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения центральных ямок сетчаток или точек сетчаток, удаленных от центральных ямок на одинаковое расстояние в одном и том же направлении. Это идентичные, соответственные или корреспондирующие точки сетчаток. Если изображение объекта попадает на неидентичные, несоответственные или диспаратные точки сетчаток, то возникает двоение. Таким образом, ядром теории корреспонденции сетчаток служит положение о наличии в зрительной системе функционально спаренных ретино-кортикальных элементов, представляющих оба глаза.

Свойство корреспонденции сетчаток определяется как особенностями морфологического строения зрительного анализатора, так и различием задач, осуществляемых в едином зрительном акте центральным и нецентральным (периферическим) зрением.

Центральное зрение служит целям детального различения предметов окружающего мира и обеспечивает более точную локализацию их в пространстве, тогда как периферическое зрение используется для общей пространственной ориентировки.

Чем дальше объект фиксации, тем все менее строгое соответствие корреспондирующих рецептивных полей требуется для того, чтобы обеспечить одиночное видение. Это делает возможным слияние (фузию) монокулярных изображений объекта даже при параллельной установке зрительных осей.

Предполагают (Б. Берне, 1969), что в основе механизма фузии лежит пространственная суммация возбуждений, поступающих в соответствующую зрительную область коры из корреспондирующих рецептивных полей обеих сетчаток. Бинокулярное слияние достигается при условии, когда возбуждена минимальная площадь зрительной коры или когда градиенты возбуждения коры максимальны.

Корреспондирующие ретино-кортикальные элементы обоих глаз, помимо свойства сливать падающие на них изображения объекта, обладают также общностью зрительного направления, способностью локализовать бинокулярный зрительный образ в определенное место пространства. Условно принимается, что одиночный образ локализуется по средней линии между двумя глазами, по линии проекции гипотетического циклопического глаза (Hering, 1868). Однако это бывает крайне редко. Обычно один глаз функционально преобладает в акте бинокулярного зрения, и локализация направления несколько смещается в сторону ведущего глаза.

Итак, корреспонденция сетчаток составляет анатомо-физиологическую основу сенсорного сотрудничества обоих глаз, которое проявляется в виде двух тесно связанных между собой функций – фузии и пространственной локализации.

В механизме бинокулярного зрения отчетливо проявляется единство сенсорной и моторной систем зрительного анализатора: слияние монокулярных изображений рассматриваемого объекта совместимо только с определенным положением глаз, т.е. с деятельностью глазодвигательных мышц, и вместе с тем сама эта деятельность обеспечивается регулирующими влияниями сенсорной зрительной системы на аппарат движений глаз. Связующим звеном этих двух систем является бификсация.

Движения глаз при нормальном бинокулярном зрении можно рассматривать как операцию поиска цели. Эта цель заключается в том, чтобы придать глазам то единственное положение, при котором возможно слияние, т. е. перенести изображения фиксируемого объекта на центральную ямку сетчаток. За счет бификсации, которая представляет собой функциональную саморегулирующуюся систему, осуществляется удержание объекта фиксации в пределах фузионного поля в течение всего времени наблюдения.

Читать еще:  Основные этапы обороны квартиры с огнестрельным оружием

В процессе осуществления указанной цели возникает сложная цепь явлений, состоящая из следующих основных звеньев: 1) смещение изображения фиксируемого объекта на сетчатке за пределы фовеального фузионного поля; 2) изменение в градиенте и площади возбуждения соответствующих нейронов зрительной области коры; 3) изменение разряда в мотонейронах глазодвигательных нервов; 4) сокращение или расслабление соответствующих глазных мышц; 5) смещение изображения на фовеальное фузионное поле.

Целью, конечным эффектом системы является удержание монокулярных изображений фиксируемого объекта в зоне фовеального фузионного поля. Эта цель достигается за счет деятельности эффекторов — глазодвигательных мышц, придающих зрительным осям необходимое направление. Вследствие постоянных возмущающих воздействий (фиксационные микродвижения глаз, гетерофорные влияния, синкинетические влияния с аппарата аккомодации, действие побочных раздражителей) происходит отклонение зрительной оси одного из глаз от объекта фиксации и изображение последнего выходит за пределы фузионного поля. Рецепторный аппарат, оценивающий конечный эффект системы, воспринимает это отклонение, очевидно, в виде неосознаваемого двоения и посылает в зрительную область коры сигналы обратной афферентации. В зрительном центре осуществляются афферентный; синтез рецепторных показаний, сопоставление достигнутого эффекта с требуемым, и формируются необходимые эфферентные воздействия на глазодвигательный аппарат. В результате этого возникает корректировочное дрейфоподобное фузионное движение одного из глаз, и изображение объекта вновь смещается в зону фузионного поля.

Несмотря на то, что каждый оптический рецептор представлен в обоих полушариях, в функциональном отношении вполне правомерно говорить о двух половинах зрительного анализатора — правой и левой, имея в виду, что объединение (интеграция) всех звеньев нормального механизма бинокулярного зрения осуществляется высшим интегративным корковым центром. Его нужно понимать не в смысле анатомической локализации, а в динамическом функциональном смысле.

При выпадении интегративного центра наступает диссоциация, расстройство механизма бинокулярного зрения, однако при этом могут сохраняться нормальные функциональные связи между отдельными частями этого механизма.

Временная диссоциация бинокулярного зрения с выпадением регулирующей роли интегративного центра может наблюдаться, например, при так называемом гаплоскопическом зрении, т. е. в условиях разделения (механического или с помощью поляроидных, цветовых, растровых и других устройств) полей зрения обоих глаз.

Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам. В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения — диплопия.

К нарушению механизма бификсации при наличии благоприятных условий ведут «ближайшие» причины. Одна из них — низкое зрение или слепота одного глаза, что затрудняет бинокулярное слияние или делает его вообще невозможным.

Для восприятия слитного образа требуется не только максимальный градиент возбуждения корковых корреспондирующих зон, но и относительное равенство интенсивности раздражений, поступающих в зрительную область коры от обеих сетчаток. Бинокулярная зрительная система предпочитает два равноконтрастных (даже слабых) монокулярных образа двум таким, один из которых высококонтрастный, а другой размытый. Существенная разница в остроте зрения обоих глаз вызывает корковую «расфокусировку» зрительного образа, ослабляет чувствительность бинокулярной зрительной системы и затрудняет слияние или делает его вообще невозможным. Это приводит к неустойчивости оптомоторной системы бификсации, которая под влиянием возмущающих воздействий (конвергентно-дивергентные стимулы, гетерофория и др.) легко выходит из строя. Хуже видящий глаз перестает фиксировать объект, рассматриваемый другим глазом, и отклоняется в ту или иную сторону.

Бинокулярное зрение формируется постепенно и достигает полного развития к 7—15 годам. Оно возможно лишь при определенных условиях, причем нарушение любого из них может стать причиной расстройства бинокулярного зрения, вследствие чего характер зрения становится либо монокулярным (зрение одним глазом), либо одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другою глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

Основной качественной характеристикой бинокулярного зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета, позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения на 0,1—0,2 и более.

При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он, кажется меньше. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смешаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например, трудно попасть концом нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п. Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.

Для определения характера зрения используются приборы

Цветотест – прибор для определения бинокулярного зрения.

Зрительная картина пациента при наличии бинокулярного зрения:

а – ведущий глаз правый
б – ведущий глаз левый
в — ведущего глаза нет

а – одноименное (при сходящемся косоглазии или эзотропии)
б – перекрестное (при расходящемся косоглазии или экзотропии)
в– возможный вариант одноименного перекрестного зрения
г – при наличии вертикального косоглазия

Бинокулярное зрение и его важность в условиях огневого контакта

Если речь идет о стрельбе, которая хоть сколько-нибудь имитирует условия реального огневого контакта (ситуативно/тактически), то очень важно, чтобы стрелок работал с обоими открытыми глазами (бинокулярное зрение). Давайте разберём, почему.

Важность бинокулярного зрения в условиях огневого контакта

Да, само прицеливание по понятным причинам мы осуществляем одним глазом. Конструкция прицеливания проста и понятна:

Глаз — Целик — Мушка — Дистанция — Цель.

Это справедливо при стрельбе на дистанции свыше пяти метров. До пяти метров возможно обеспечение точной стрельбы без использования прицельных приспособлений, то есть стрельба «по стволу». Но это тема для другой статьи.

Естественно, что в первую очередь правильное прицеливание обеспечивает правильная механика: формирование стойки и хвата, правильное удержание, правильная вкладка, правильное выведение оружия на прицельное направление и выход на прицельную линию, спуск, принятие телом отдачи выстрела.

Здесь надо прояснить терминологию:

  • Прицельное направление — это то направление, в котором будет вестись огонь.
  • Прицельная линия — это точная оптическая линия, выходящая из глаза стрелка, проходящая через целик и мушку, и приходящая в точку на объекте прицеливания (цель), который расположен внутри стрелкового направления.

Разделять эти два понятия нужно потому, что с момента, как мы обнаружили цель, до момента, как мы приступили к ее поражению, неизбежно проходит время, и в ситуации, когда цель движется относительно нас, или мы движемся относительно цели, мы сначала определяем направление, в котором будем стрелять (по сути сектор огня), а уже потом берём точный прицел на сам объект (выстраиваем прицельную линию). Другими словами, мы сначала выводим оружие в прицельном направлении, а потом уже выводим его на прицельную линию.

Читать еще:  Подготовка снайпера: Работа с "оптикой", полезные упражнения

Технически это процесс, производимый «слитно» и максимально «цельно». Само определение стрелкового направления, занятие положения для стрельбы — это уже тактика — тоже тема для другой статьи.

Почему же в процессе изготовки к стрельбе нам нужны оба глаза?

В первую очередь для того, чтобы иметь возможность правильно оценивать оперативную ситуацию на поле боя. Во-вторую — для того, чтобы иметь возможность правильно оценивать дистанцию до цели. Человек — это животное, для которого бинокулярное зрение является одним из основных способов изучения окружающего пространства.

В качестве эксперимента вы можете наложить повязку на один глаз и попробовать поработать вывод оружия на прицельную линию. При наличии хотя бы небольших проблем с механикой данного действа вы обнаружите, что закрытый глаз приводит к паразитарным смещениям стрелка в пространстве. Это может быть как перешагивание, так и колебание корпуса.

Для того, чтобы этого избежать, при формировании прицельного направления и прицельной линии необходимо задействовать оба глаза. Это связано с тем, что для обеспечения максимальной эффективности работы нашего вестибулярного аппарата (а именно он отвечает за устойчивое, равновесное положение и работу тела в целом), ему необходима информация от обоих глаз.

Третий момент — чисто тактический. Двумя глазами, очевидно, у нас больше сектор обзора. Соответственно, чем больше сектор, тем больше мы видим, тем лучше мы понимаем реальную ситуацию в прицельном направлении.

Продолжением является психофизиологический момент: в стрессовой ситуации туннельное зрение будет обладать большим размером туннеля, чем при работе одним глазом. И, соответственно, даже в состоянии стресса мы будем больше видеть, и нам будет легче переключаться на прочие объекты в поле зрения. Любой новый объект, возникший в поле зрения, подлежащий уничтожению, будет вызывать меньше стресса, потому что будет замечен раньше. Ну и переключаться между целями будет легче.

Стоит отметить, что при работе «двумя глазами» совершенно не обязательно совершать очень резкие движения головой, которые предназначены для стряхивания «туннеля». Достаточно будет просто проводить контроль окружения глазами. При необходимости, немного доворачивая голову в нужном направлении, а не трясти башкой так, словно вам по ней стукнули.

Как тренировать “бинокулярное зрение при стрельбе”

Важный аспект развития стрельбы «двумя глазами» — этот навык тренируется отдельно. Приучать себя держать глаза открытыми нужно сразу. Если вы хорошо стреляете «одним глазом», то на тренировках: “прицелился одним глазом — открыл второй” вы будете терять время при прицеливании на открытие второго глаза и анализа (автоматического, неконтролируемого) обстановки с “нового” угла обзора. Так тренироваться, конечно, можно, но! У вас всё равно останется паразитная привычка сначала закрывать глаз для прицеливания и потом снова его открывать вовремя/после выстрела.

Очевидно, что для стрельбы с двумя открытыми глазами фундаментом будет являться базовая механика прицеливания: работа с оружием и работа корпуса. Если вы в состоянии правильно и быстро вывести оружие на прицельное направление и на прицельную линию, то останется только научиться фокусироваться на цели одним глазом, не закрывая второй. Да, первое время у вас будет существенная просадка по скорости и по точности, но это вопрос сугубо механической и мышечной тренировки глазных и лицевых мышц — другими словами, вопрос времени.

Полезно будет одновременно с этим тренировать переключаемость внимания (перенос прицельной линии с объекта на объект) и контроль туннельного зрения. В процессе прицеливания и удержания объекта на прицеле старайтесь фиксировать прочие объекты, которые могут стать вашей целью. “Стряхивайте” туннель простыми движениями глаз из стороны в сторону. Тут очень важно, чтобы эти движения не стали простой механической работой, за которой нет смысла и соответственно результата! Если вы осматриваете пространство перед собой, не отрываясь от прицельных приспособлений или минимально от них отклоняясь, то вы именно сканируете пространство. Вы должны делать это осмысленно, то есть точно так же, как проводится учет окружающей обстановки, а не просто мотание глазами.

Не концентрируйтесь только на объекте на прицельной линии! Очень помогает простое упражнение: взятие объекта на прицел, его удержание на прицельной линии механикой тела, но при этом осмотр окружения только глазами, с последующим возвратом взгляда на прицельную линию к объекту и его поражением.

Не боритесь с прищуриванием «свободного» глаза. Внимательно следите за тем, чтобы вы НЕ ЗАКРЫВАЛИ второй глаз, а то, что он прищуривается, на начальных этапах тренировок не принципиально. Со временем прищур либо минимизируется, либо совсем исчезнет (тут многое зависит от здоровья глаз и лицевых мышц).

В задачи инструктора (или же в случае самоподготовки) для закрепления бинокулярного зрения при прицеливании входит создание условий для тренировки cognitive stress function (стресс-тренировка), путем добавления цветовых решений (ну или прочих идентификационных меток) в мишенную обстановку, с последующим озвучиванием всех факторов мишенной обстановки, считываемой стрелком, или добавление более конкретных вводных к выполняемой задаче инструктором. Задача — максимально нагрузить голову, чтобы она не думала, сколько глаз сейчас открыто, а была занята решением более важных задач.

В целом бинокулярное зрение при прицеливании дает стрелку довольно много профита в реальных обстоятельствах:

  • Более адекватная оценка тактической обстановки.
  • Уменьшение глубины туннельного зрения (или полное его отсутствие).
  • Упрощение «стряхивания» туннельного зрения и устранения зависания на объекте.
  • Увеличение скорости прицеливания при резкой смене прицельного направления.
  • Увеличение скорости прицеливания при смене плеча.
  • Меньшая нагруженность и, как следствие, усталость глаз при стрельбе.

Ну и вообще. Мать природа нам дала два глаза. Максимальная эффективность человека достигается при использовании двух глаз. Были б мы эффективны с одним — были бы циклопами, с одним глазом во лбу. Тренируйтесь — и у вас всё получится!

Механизм бинокулярного зрения человека

Что такое бинокулярное зрение?

Человеческую способность видеть обоими глазами, формируя единый визуальный образ от двух полученных картинок, называют бинокулярностью. Исключительно благодаря этому умению люди могут полноценно воспринимать окружающий мир, оценивать, на каком расстоянии от них находятся различные предметы, ориентироваться в пространстве, видеть объекты не только впереди, но и сверху, снизу или сбоку.
Именно поэтому наличие бинокулярного идеального зрения — необходимое условие для многих профессий, особенно это важно для летчиков, водителей, хирургов, ювелиров.


Для того, чтобы острота зрения была высокой, то есть передаваемые сетчаткой изображения были идентичны по величине и форме, они должны попадать на одинаковые корреспондирующие участки глаза: каждый такой участок одного зрительного органа имеет свою соответствующую точку на другом органе зрения. Существуют и диспаратные (несимметричные) участки. В случае, если картинки передаются на диспаратные точки, их слияния не происходит, человек видит задвоенный предмет.

Полноценное развитие бинокулярного зрения происходит не у всех людей. Так, у новорожденного изначально отсутствует согласование движения глазных яблок, а значит не развита и острота (бинокулярность) зрения. Только на 5-8 неделе жизни ребенок начинает четко различать положение предметов, в 3-4 месяца проявляется устойчивая фиксация изображения. У полугодовалого ребенка уже формируется фузионный рефлекс, то есть происходит слияние двух изображений в одно, так начинается развитие бинокулярного зрения. Полноценное завершение его формирования офтальмологи наблюдают к 12-14 годам, в процессе могут возникать патологии в виде косоглазия у детей дошкольного возраста, чаще всего, это легко исправимо.

Читать еще:  Тренировка наблюдательности и "переключаемости" при стрельбе

Для правильного развития бинокулярного зрения важно, чтобы:

  • была одинаковая форма роговицы на обоих зрительных органах;
  • правильно функционировали глазные мышцы;
  • глазные яблоки работали синхронно (часто сбои происходят из-за инфекционных заболеваний или травматического воздействия);
  • организмом обеспечивалась стабильная работа периферической и центральной нервных систем;
  • отсутствовали патологии зрительных нервов, роговицы, сетчатки и хрусталика.

Именно поэтому с раннего возраста родителям стоит чаще посещать кабинет офтальмолога для своевременного устранения возможной проблемы на начальном этапе.

Причины бинокулярной потери зрения

Нарушения восприятия изображения, связанные с бинокулярностью, могут возникать и у взрослых людей, возраст указывает на то, что факторами для проявления патологии стали не врождённые дефекты. Наиболее распространённые причины:

  • Разные рефракционные параметры у зрительных органов (анизометропия);
  • Нарушение мышечной иннервации;
  • Искривление костей глазниц;
  • Патология полостей глазниц;
  • Инфекционные заболевания зрительной системы;
  • Патология ствола головного мозга;
  • Отравление токсичными вещества;
  • Частые скачки внутриглазного давления (в последствии потеря зрения при глаукоме).

Чаще всего, как в детском, так и взрослом возрасте потеря бинокулярного зрения сопровождается косоглазием. Для этой патологии характерно отклонение одного или обоих зрительных органов в какую-либо сторону, их оси не совпадают. По наличию или отсутствию бинокулярного зрения (упражнения для проверки его наличия довольно простые, легко сделать их самостоятельно) можно отличить реальное косоглазие от мнимого.
Так, между зрительной осью, которая проходит от центральной ямки пятна к узловой точке, рассматриваемого предмета, и оптической осью, проходящей к центру роговицы и узловую точку зрительного органа, есть уклон в 3-4°. При мнимом косоглазии угол между этими осями увеличен (он может достигать 10°). Специалисты отмечают, что при мнимой патологии бинокулярное зрение в норме сохраняется. Это позволяет установить верный диагноз, мнимое косоглазие не требует исправления.


Скрытое косоглазие (гетерофория) подразумевает патологию одного зрительного органа. Оно проявляется в тот момент, когда пациент не фокусируется на предмете, органы расслабляются. Это довольно легко проверить: достаточно зафиксировать взгляд на предмете, прикрыв один глаз ладонью. Если заболевание у пациента есть, зрительный орган отклонится в сторону. Если же у испытуемого бинокулярное зрение в норме, зрачок вернется в исходную позицию. Гетерофория тоже не требует лечения.

Острота зрения, бинокулярность зрения — отклонения от нормы

При наличии бинокулярного расстройства зрительные органы человека работают разрозненно, и причин для этого может быть несколько. Так, при ослабленной координации и слабом тонусе глазных мышц возникает моторное расстройство. А в случае рассинхронизации изображений, транслируемых в головной мозг от каждого глаза, проявляется сенсорное расстройство. Бывает и так, что пациенту диагностируют обе проблемы одновременно.
Для выявления конкретной проблемы проводятся исследования нарушений бинокулярного зрения при помощи специальных приспособлений, таких как офтальмоскоп, периметр, щелевая лампа, авторефрактометр, монобиноскоп.
Однако существуют и более простые способы выяснить, есть ли у пациента отклонение от нормы, в особенности в раннем возрасте. Поскольку у детей бинокулярность начинает полноценное формирование с 3 лет, по мнению врачей, достаточно провести тесты на моторную и сенсорную бинокулярность.
Приведем несколько простых и очень известных методов:

  • Опыт Кальфа. Специалист вручает испытуемому два карандаша, один из них нужно держать вертикально, другой — горизонтально. Если пациент попадает вертикально расположенным карандашом по горизонтальному, бинокулярность в норме. Физиологически эта способность помогает определять положение предметов в пространстве и расстояние между ними.

  • Тест Соколова. С помощью бумаги, свернутой в «подзорную трубу» пациент смотрит одним глазом на любой объект, расположенный вдали. Ко второму же необходимо поднести ладонь на том же расстоянии, на котором заканчивается край «подзорной трубы». При отсутствии патологий человек с нормальным бинокулярным зрением (остротой зрения) увидит в ладони отверстие, через которое просвечивается рассматриваемый предмет.

  • Четырехточечный опыт (цветотест для исследования бинокулярного зрения). Максимально точный способ восприятия цветового зрением для определения наличия или отсутствия нарушения. Врач ставит перед испытуемым предметы разных оттенков: белый, красный и два зеленых, надевает на пациента очки, у которых одна линза — красная, вторая — зеленая. В случае, если испытуемый видит четыре объекта, бинокулярность в норме. Во время эксперимента зеленые и красный предметы поменяют цвет, а белый объект будет казаться красно-зеленым, потому как картинка формируется обоими зрительными органами. При потере бинокулярного зрения и превращении его в монокулярное во время игры испытуемый будет видеть исключительно тот предмет, чей цвет совпадает с тоном линзы, расположенной на доминирующем глазу. Белый объект тоже окрасится в оттенок линзы на ведущем зрительном органе.

Восстановление бинокулярного зрения

Для того, чтобы восстановить бинокулярное зрение во врачебной практике используется два основных метода лечения:

Первый заключается в развитии способности соединять изображения, воспринимаемые обоими глазами. Нередко такую методику применяют на занятиях тифлопедагога и для того, чтобы восстановить зрение при косоглазии у детей. В процессе используется аппарат под названием синоптофор, он транслирует раздельные части некоего рисунка, что стимулирует зрительные органы соединять их в единую картину. Офтальмологи предварительно учитывают угол косоглазия пациентов, применяя локализацию окуляров. Как только удалось восстановить зрение на занятии, возникает необходимость закрепить имеющийся результат. Процесс, связанный с таким закреплением и называют диплотикой.

Диплотика — это финальная попытка восстановить зрение. Метод лечения можно проводить пациентам, достигшим двухгодовалого возраста. Он заключается в принудительном вызове двоения объекта, именно благодаря этому впоследствии происходит стабилизация бинокулярного зрения на занятиях тифлопедагога. Однако угол косоглазия пациента не должен превышать 7°.
Во время игры для развития бинокулярности устанавливается специальное призматическое стекло, оно и создает эффект двоения. Как только врач его убирает, части картинки постепенно начинают соединяться. В процессе терапии призмы меняют.

Также при реабилитации применяется лечебная гимнастика, предназначенная для усиления подвижности глазных яблок. Она производится при помощи специального прибора, конвергенцтренера.
Еще один метод устранения патологии — хирургическое вмешательство. К нему прибегают тогда, когда терапевтических процедур становится недостаточно. Часто, чтобы восстановить бинокулярное зрение, требуется операция на оба зрительных органах. Специалисты корректируют мышцы (делают их длиннее/короче), которые отвечают за движение глазных яблок.
Важно понимать, что данная патология не является следствием возрастных изменений в организме, поэтому совершать профилактические процедуры можно с ранних лет. К примеру, можно повесить игрушки над кроваткой ребенка не ниже 50 см от его лица и менять их месторасположения пару раз в неделю. Взгляд малыша постепенно будет фокусироваться на одной точке.

Эти и другие простые методы помогут исключить зрительные патологии, а при своевременном обращении к специалисту довольно просто скорректировать уже выявленное отклонение. С ранних лет стоит проводить диагностику зрения не реже двух раз в год, взрослым достаточного одного посещения кабинета офтальмолога в год при отсутствии серьезных нарушений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector