0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противотанковое ружье Lahti L-39 (Финляндия)

Противотанковое ружье Lahti L-39


Противотанковое ружье Lahti L-39.

Противотанковое ружье Lahti L-39 (официальное обозначение 20 pst kiv/39 , неофициальное — « Norsupyssy » — «слоновье ружье») было разработано известным финским оружейником Аимо Лахти (Aimo Lahti) по требованию финской армии. Первые прототипы создавались под оригинальный 20мм патрон разработки самого Лахти, однако в серии противотанковое ружье Lahti L-39 выпускалось под немецкий 20мм патрон от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38, закупленных Финляндией в Германии. Кроме того, германские боеприпасы обеспечивали более широкую номенклатуру типов выстрелов — бронебойные, зажигательные, осколочно-фугасные и т.п. В годы Второй Мировой войны финский оружейный завод VKT выпустил порядка 1800 противотанковых ружей Lahti L-39, состоявших на вооружении Финской армии до начала 1960-х годов. В 1944 году на базе противотанкового ружья Лахти разработал легкую зенитную пушку 20 it kiv/39-44 , имевшую автоматический режим огня.

Противотанковое ружье Lahti L-39 использует газоотводную автоматику с расположенным под стволом газовым поршнем и ручным газовым регулятором. Запирание ствола производится при помощи запирающего клина, расположенного в затворе и имеющего возможность перемещения в вертикальной плоскости. Для запирания клин поднимается вверх под воздействием скосов на затворной раме, и сцепляет затвор со ствольной коробкой. После выстрела под действием газового поршня затворная рама начинает отходить назад и ее скосы опускают клин, отпирая затвор. Особенностью конструкции противотанкового ружья Lahti L-39 является то, что после каждого выстрела затвор автоматически остается в заднем (открытом) положении, при этом стрельба ведется с закрытого затвора. Таким образом, для производство очередного выстрела стрелок должен сперва вернуть затвор в переднее положение, нажав пальцами стреляющей руки клавишу на передней части пистолетной рукоятки, под пусковой скобой. Только после этого он сможет произвести выстрел нажатием на спусковой крючок, спустив тем самым скрытый курок. Такое решение было принято для обеспечения лучшего охлаждения ствола между выстрелами с сохранением хорошей точности стрельбы с закрытого затвора. Питание патронами осуществлялось из примыкаемых сверху отъемных коробчатых магазинов, выброс стреляных гильз осуществлялся прямо вниз. Ствол оснащен дульным тормозом для уменьшения ощущаемой отдачи. Стрельба ведется с опоры, с использованием оригинальной спаренной двуногой сошки, закрепленной в передней части ствольной коробки. Сошка имеет две пары ног — внутренняя, более длинная имеет небольшие шипованные опоры и предназначена для стрельбы с твердого грунта, наружная, более короткая, имеет лыжеобразные опоры большой площади и предназначена для стрельбы с мягкого грунта или снега. Прицельные приспособления регулируемые, с установками по дальности от 100 до 1400 метров.

Тяжелое противотанковое ружье Lahti 20 pst.kiv 39 / VKT L-39 / Norsupyssy

В конце 1930-х годов финские оружейники получили задание на создание противотанкового ружья (ПТР). А уже в середине 1939 года известным конструктором Аймо Йоханнесом Лахти (Aimo Johannes Lahti) было представлено тяжелое противотанковое ружье собственной разработки.

В сентябре 1939 года крупнокалиберное ПТР Лахти приняли на вооружении армии Финляндии с официальным обозначением «20 pst.kiv 39» (20 panssarintorjuntakivaaru 39 – 20-мм противотанковое ружье образца 39 года). В дальнейшем это ружье стало известно с обозначением L-39 (Lahti-39), а в армии получило неофициальное наименование «Norsupyssy» (слоновье ружье).

Первые прототипы этого оружия создавались под оригинальный 20-мм патрон разработки самого Аймо Лахти, однако в серийное производство противотанковое ружье Lahti L-39 поступило, рассчитанное под немецкий патрон 20х138 мм от зенитных пушек FlaK 30 и FlaK 38, закупленных Финляндией в Германии. При этом германские боеприпасы обеспечивали более широкую номенклатуру типов снарядов — бронебойные, зажигательные, осколочно-фугасные и т.д.

Тяжелое крупнокалиберное противотанковое ружье Lahti L-39 самозарядное. Автоматика построена на принципе отвода пороховых газов через поперечное отверстие в канале ствола при коротком ходе газового поршня, который передает большую часть своей кинетической энергии массивным подвижным частям: остову затвора и боевой личинке.

Газовая камера — закрытого типа, с газовым регулятором на 4 положения и направляющей трубкой, расположена под стволом. Газоотводный механизм, имеет регулировку диаметра отверстия 1,5 — 1,8 — 2,2 — 2,5 мм, предназначенную для обеспечения стабильной работы оружия в любых климатических условиях и при любой загрязненности частей и механизмов оружия.

Сцепление затвора со ствольной коробкой — вертикально перемещающимся клином. Запирание и отпирание производится выступами затворной рамы, выполненной отдельно от штока с поршнем. В затворе смонтированы ударник с боевой пружиной, выбрасыватель и досылатель.

Читать еще:  Снайперская винтовка Accuracy International AW (Великобритания)

Питание оружия боеприпасами осуществляется из отъемных коробчатых магазинов с двурядным расположением патронов вместимостью по 5 или 10 штук, или барабанного, вместимостью 15 штук. Для уменьшения общего веса системы, снаряженные магазины транспортируются в специальной укупорке и поэтому магазинное окно ствольной коробки снабжено защитной крышкой, исключающей загрязнение подвижных частей при транспортировке.

Приемник магазинов расположен сверху оружия. За магазином, также сверху, расположена защелка магазина. Защелка магазина одновременно является и защелкой защитной крышки. При воздействии на защелку крышка автоматически откидывается под воздействием специальной пружины.

Верхнее расположение магазина наложило отпечаток на конструкцию многих механизмов. Так, в боевой личинке досылающие выступы, с помощью которых патроны из магазина подаются в патронник, расположены в верхней части. Соответственно выбрасыватель расположен в нижней части личинки, а отражение гильзы с помощью жестко закрепленного в ствольной коробке отражателя производится вниз. Для изменения траектории отраженной гильзы с целью исключения травмирования стрелка в конструкцию пришлось ввести резиновый роликовый амортизатор, расположенный перед спусковой скобой. Своеобразная гарда между спусковой скобой и пистолетной рукояткой призвана защищать руку стрелка при отскоке от грунта отраженных гильз.

Также по причине верхнего расположения магазина пришлось сместить механический прицел влево, что, однако, привело к положительному результату — превышение прицельной линии над стволом очень незначительно. Прицельные приспособления состоят из мушки на стволе и секторного прицела на ствольной коробке с установками по дальности от 100 до 1400 метров.

Однако основные технические трудности пришлось решать при проектировании спускового механизма, кинематическая цепь которого проходит через две подвижные детали: остов затвора и боевую личинку, в полости которой помещен подпружиненный ударник. Особенности расположения ударника послужили причиной «рамочной» конструкции запирающего клина и верхнего шептала, обеспечивающей продольное перемещение ударника в полости боевой личинке.

Кроме того ружье было оснащено двумя спусковыми механизмами: задним — для удержания на боевом взводе подвижной системы и передним — для удержания ударника. Передний спусковой механизм действует только тогда, когда подвижная система находится в крайнем переднем положении и произошло полное запирание затвора. Задний спусковой механизм обеспечивает более интенсивное охлаждение ствола, задерживая подвижную систему в заднем положении после каждого выстрела. Передний спусковой механизм позволял вести только одиночный огонь.

С левой стороны оружия, у пистолетной рукоятки расположен флажок предохранитель. Во включенном положении он запирает спусковой рычаг переднего спускового механизма.

Подвижные части автоматики перемещаются внутри фрезерованной ствольной коробки, каждая по своим направляющим.

Со ствольной коробкой гайкой соединен ствол. На ствол надевается цилиндрический деревянный кожух с перфорацией, фиксирующийся разрезной пружинной гайкой. Та же резьба используется и для крепления дульного тормоза.

Пятикамерный дульный тормоз (имеет 5 поперечных отверстий) изготовлен из одной болванки и для исключения оржавления покрыт матовым хромом. Из-за поперечного расположения отверстий камер эффективность дульного тормоза не очень высока — порядка 40 %. Это объясняется тем, что их наклонное расположение, увеличивающее реактивную составляющую торможения отката, привело бы к непереносимой акустической нагрузке на второго номера расчета — заряжающего. К основанию дульного тормоза с помощью хомута и цепочки крепится защитный кожух.

К задней части ствольной коробки с помощью чеки, вынимаемой с правой стороны, крепится затыльник с буфером и направляющей возвратной пружины. В пазах затыльника вертикально перемещается приклад с перфорированной (для смягчения отдачи) резиновой накладкой. В нужном положении по вертикали приклад фиксируется подпружиненной кнопкой.

Пружинный буфер служит для смягчения удара подвижных частей в крайнем заднем положении и аккумуляции энергии отката для обеспечения более энергичного наката с целью повышения стабильности работы автоматики в различных условиях.

С левой стороны ствольной коробки с помощью винтов прикреплен деревянный подщечник.

На правой стороне ствольной коробки смонтирован механизм взведения подвижных частей, состоящий из поступательно перемещающейся зубчатой рейки (которая своим зубом отводит остов затвора с боевой личинкой назад), рукоятки с фиксатором и шестерней.

Ружье устанавливается на лафет, состоящий из транспортных лыж, изготовленных из фанеры и облицованных латунным листом, предназначенных для стрельбы с мягких грунтов и перемещения системы на небольшие расстояния при смене огневых позиций, и двуногой сошки с сошниками для стрельбы с твердого грунта.

Сошка фиксируется в горизонтальном и вертикальном положениях с помощью двух подпружиненных штыревых фиксаторов. При переводе сошки из одного положения в другое требуется оттянуть один фиксатор, повернуть сошку на некоторый угол, оттянуть второй фиксатор, довернуть сошку и отпустить фиксатор, зафиксировав ее в нужном положении.

Взаимодействие частей и механизмов ружья происходит следующим образом. Для заряжания необходимо открыть пылезащитную крышку магазинного окна, присоединить магазин и, утопив рукоятку заряжания, прокрутить ее от себя до упора (около 2 оборотов); вернуть рукоятку в исходное положение (иначе при спуске подвижных частей она будет вращаться под воздействием возвратной пружины). Подвижные части остаются в крайнем заднем положении на задержке. Оружие заряжено.

Читать еще:  Подствольный гранатомет M203 (США)

Для производства выстрела необходимо передвинуть флажок предохранителя назад и, обхватив пистолетную рукоятку, выжать клавишу, при этом задержка, опускаясь, освобождает подвижные части, при движении которых вперед происходит досылание выстрела в патронник, запирание канала ствола и совмещение положения деталей спускового механизма.

При нажатии на спусковой крючок происходит выстрел. После прохождения пулей газоотводного отверстия газовый поршень толкает остов затвора с боевой личинкой назад. При этом происходит отпирание затвора скосом выступа остова, извлечение выбрасывателем стреляной гильзы, ее отражение за пределы ствольной коробки, взведение ударника выступом гребня остова. Подвижные части откатываются в крайнее заднее положение и, если перед нажатием на спусковой крючок клавиша пистолетной рукоятки была освобождена, в начале наката останавливаются на задержке. Назначение задержки — исключить температурное воздействие разогретого ствола на взрыватель снаряда в перерывах стрельбы. При производстве небольшого количества выстрелов клавиша выжимается постоянно. При этом подвижные части возвращаются в крайнее переднее положение, досылая очередной выстрел в патронник, запирающий скос остова воздействуя на скос клина, перемещает его вверх. Клин, попадая в специальную выемку в ствольной коробке, запирает канал ствола. По приходу в крайнее переднее положение остова затвора выступающая вниз часть толкателя сдвигает нижнее шептало вперед, сжимая его пружину. Кинематическая связь деталей спускового механизма нарушается и выстрела не происходит. Для производства следующего выстрела необходимо освободить спусковой крючок и снова выжать его.

Расчет ПТР состоял из двух человек: наводчика и заряжающего.

Противотанковое ружьея Lahti L-39 использовалось финской армией в ходе Зимней войны 1939-1940 гг. с СССР и позже в ходе Второй Мировой войны. Первоначально применялось для борьбы с легкобронированными танками и самоходными орудиями и показало себя с лучшей стороны в борьбе с советскими танками Т-26 и БТ-7. Но уже к 1941 году его бронепробиваемости (на дальности 100 м. оно пробивало 30 мм броню под углом 90 градусов) стало недостаточно и ружье стали использовать в основном для подавления огневых точек, укреплений и стрельбы по самолетам. Помимо того, это противотанковое ружье использовали и как антиснайперское средство.

Широкая номенклатура используемых боеприпасов, включающая осколочные и зажигательные снаряды, позволяла использовать ПТР для поражения наступающей пехоты (цель могла быть поражена осколками на расстоянии до 2,5 м от места разрыва снаряда) и создания очагов пожара в тылу противника.

Отчет стрелкового полигона: противотанковое ружьё Lahti L-39

Первое специализированное противотанковое ружье – Tankgewehr M1918 – было придумано и даже не без успеха применено еще в конце Первой мировой войны. Но после победы Антанты на некоторое время тема была благополучно заброшена почти всеми. Побежденным разработки в этой области были прямо запрещены (что, впрочем, не помешало немцам крутить разные интересные схемы с фирмами в других странах), а сами победители в тот момент особой необходимости в подобном эрзац-вундерваффе не видели.

Вновь интерес к теме возобновился только в 30-х, когда масса танков противопульного бронирования заставила военных вновь задуматься о пехотных средствах борьбы с вражеской техникой.

Не остались в стороне от моды и финны, которых давно уже беспокоили фото с маневров восточного соседа, на которых стреляли, прыгали через реку или просто стояли в бесконечных рядах советские танки. Вариантов решения проблемы, как обычно, было два – купить у швейцарцев, заплатив за соответствующее качество ну очень большие по меркам бедной северной страны деньги или попытаться обойтись внутренними ресурсами – то есть заказать разработку ПТР Аймо Лахти.

Финский солдат с 20 мм противотанковым ружьем Lahti L-39 на огневой позиции у реки Охта.

Самым безопасным и благоразумным вроде бы выглядел вариант не складывать все патроны в одну обойму, а подстраховать один заказ вторым. Но на практике это вышло как-то не очень. Формально швейцарский Solothurn принадлежал немецкому концерну Rheinmetall-Borsig AG, а немцы в тот момент были не готовы портить отношения с СССР из-за какой-то там Финляндии. Для покупки ПТР пришлось изобретать сложную схему с закупкой ружей болгарского заказа через Италию. В итоге партия ПТР прибыла весной 1940 года и на достойное украшение новогодней ёлочки уже не тянула.

Трудным оказался путь и собственной разработки, но уже по вине самих финнов. Точнее споров Лахти с военными и военных между собой: каким именно, под какой патрон должно быть новое ПТР, можно ли сделать сразу противотанковый пулемет, чтобы он еще был немножечко зенитным? Пока шли «дебаты», Лахти прорабатывал свои собственные патроны – 13,2 х 120 мм и 20 x 113 мм. Второй вариант, по мнению Аймо, выглядел предпочтительней. Однако и тут разногласия и производственные проблемы привели к тому, что решение о производстве финских ПТР было принято всего за два месяца до начала «зимней войны». Разумеется, развернуть сколь-нибудь массовое производство за такой короткий срок никто не успел, а затем стало немного не до того. На войну попали только два опытных образца 20 мм ПТР и три ранее построенных прототипа 13,2 мм пулемета.

Читать еще:  Пистолет «CZ Модель 10 / Zastava M70» (Хорватия)

Одним из уроков, которые извлекли финны из этой истории, стало понимание, что оригинальность хороша, но в меру. Поэтому последующие серийные ПТР Лахти были сделаны под патрон (или уже малокалиберный снаряд) 20×138 мм в Lang Solothurn. Он применялся как в приехавших наконец-то швейцарских ПТР, так и в немецких 20 мм зенитных и танковых пушках, а также имел не только бронебойный, но и другие типы снаряжения, что позволяло эффективно использовать ПТР по «мягким целям». Учитывая, что чем дальше, тем меньше даже в глуши советско-финского фронта оставалось танков противопульного бронирования, Lahti L-39 постепенно утрачивала свое противотанковое назначение, превращаясь в крупнокалиберную снайперскую винтовку.

Финские солдаты переносят 20 мм противотанковое ружье Лахти VKT L-39 через железнодорожную насыпь.

Хотя первые серийные ПТР «Лахти» финны «утратили в бою» еще в 41-м году, на советский стрелковый полигон ПТР попало лишь летом 44-го, когда в ходе Выборгско-Петрозаводской операции финны утратили более 300 Lahti L-39 — очень уж неудобно было убегать с ним от наступающих «тридцатьчетверок».

Уже на первом этапе, исследуя работу автоматики ПТР, офицеры полигона отметили сходство отдельных узлов с уже известными им образцами. Так, система штока с поршнем, расположенная снизу, и являющаяся отдельной от рамы деталью, живо напомнила им СВТ и ПТРС, а система запирания – чешский ручной пулемет ZB-30 и японский ручник 1922 года.

Вместе с ПТР также внимательно изучили четыре захваченных вместе с ним патрона. При этом патроны с маркировкой BPD были идентифицированы как итальянские, по аналогии с ранее захваченными боеприпасами к итальянскому пулемету. Действительно, это были снаряды производства итальянской фирмы Bombrini, Parodi & Delfino. На самом деле итальянских снарядов было даже два вида – маркировка SMI расшифровывалась как Società Metallurgica Italiana, но в 1944 году у сотрудников полигона имелись проблемы с доступом в интернет. Наконец, еще один снаряд, также не опознанный на полигоне, на самом деле был родным финским, производства Tikkakoski Ammunition Co. Интересно, что стальная гильза немецкого производства вызвала проблемы с экстракцией, зато с латунными финскими ПТР стреляло без каких-либо проблем.

Но вне зависимости от места рождения, противотанковые возможности 20 мм бронебойных оставляли желать лучшего. При стрельбе по 30 мм бронелисту надежные пробития получились не дальше 175 метров. Этого, в общем, было маловато и для 41-го, не говоря уж о 44-м. Как отметили испытатели, плохие результаты пробиваемости были вызваны как малой начальной скоростью снаряда, так и качеством стального корпуса, уступавшего по твердости даже сердечникам отечественных 14,5 мм бронебойных пуль Б-32. Напомним, что Б-32 предназначались для легких целей, против танков имелись 14,5 мм Б-41 с металлокерамическим сердечником из карбида вольфрама. Поэтому, хотя в итоговом выводе и были отмечены некоторые потенциально интересные особенности конструкции творения Аймо Лахти, вывод испытателей был достаточно скептичен.

«В целом конструкция оружия интереса для отечественной оружейной техники не представляет. Отдельные узлы и механизмы ружья конструктивно в некоторой степени оригинальны и могут обратить на себя внимание отечественных конструкторов, с точки зрения подхода к разрешению отдельных вопросов конструкции того или иного узла или механизма.

По своим маневренным качествам финское ПТР образца 1939 года стоит значительно ниже, имея вес больше, чем ПТРД, в 2,86 раза и в 2,56 раза больше, чем ПТРС. По габаритам финское ПТР образца 1939 года также уступает отечественным ружьям ПТРД и ПТРС.

По боевым качествам финское ПТР образца 1939 года стоит значительно ниже отечественных ружей ПТРД и ПТРС и даёт меньше бронепробиваемости примерно в два раза. Так, броня толщиной 30 мм финским ружьём пробивается только с дистанции не более 175 м (при стрельбе бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами), в то время как отечественные ружья ПТРД и ПТРС пробивают эту же броню с дальности порядка 300–350 м».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector