Саперный танк «Chieftain» AVRE (Великобритания)
Основной танк Chieftain (Великобритания)
Характеристики основного танка Chieftain
Характеристики приведены для «Чифтен» Mk 5
История создания танка Chieftain
«Тяжелый пушечный танк» для усиления и поддержки средних танков «Центурион» начал проектироваться британцами в 1956 году на базе научно-исследовательского института FVRDE при поддержке фирмы Vickers. К 1963 году проект был допущен к полигонным и войсковым испытаниям, а после их успешного прохождения принят к серийному производству под обозначением основной боевой танк «Чифтен» («Вождь»).
«Центурионы» к этому времени уже устарели, поэтому «Чифтен» в итоге должен был не оказывать им поддержку на поле боя, а обеспечить их полную замену в войсках. Танк серийно производился с 1965 по 1983 год, всего за это время было изготовлено 2260 машин, 837 из которых поступили непосредственно на службу Великобритании, а прочие были поставлены на экспорт в Иран (707+187), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).
Собственно британские танки так никогда и не вступили в бой.
«На старте», по сравнению со своим немецким «однокашником» Леопард-1,»Чифтен» лучше защищен и вооружен. Однако у танка практически не было потенциала модернизации, он был довольно малоподвижен и имел в системе управления огнем ряд серьезных ограничений. Все это не позволило британской машине в дальнейшем на равных тягаться ни с «Леопардом», ни с американским M60, конструкция которых, как раз таки предполагала широкие возможности к дальнейшей доработке и улучшению.
Конструкция танка «Чифтен»
Компоновка классическая, отделение управления в передней части танка, боевое — в средней, моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус танка сварной, собран из литых и катаных деталей, при этом броня составляет 53% массы танка. Листы расположены под углом, профиль танка максимально уменьшен.
Рабочее место механика-водителя расположено по оси танка, причем оно выполнено в полу-лежачем виде, что позволило значительно уменьшить высоту передней части танка. Сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища, что позволяет более эффективно защитить его от мин. Три другие члена экипажа размещаются в башне. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя.
Башня танка «Чифтен» имеет сложную форму — конструкторы, вместо того, чтобы «втискивать» оборудование в её объем пошли по другому пути и спроектировали её профиль «вокруг» оборудования и мест экипажа, что также дало экономию веса и пространства.
Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски (конструкция башни позволила создать амбразуру орудия шириной всего 225 мм, что позволяет обходится и без маски). На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела.
Чертеж танка «Чифтен» Mk 3
Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгорающих при выстрелах шелковых мешках, а контейнеры пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя.
Пушка и спаренные с ней пулеметы стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «Центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.
Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помощью пристрелочного 12,7-мм пулемета. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек.
Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помощью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk 3.
Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°. Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30Mk 1.
По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.
Ходовая часть «Чифтена» практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на борт, с задним расположение ведущих колес. Ходовая часть для защиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10 — 15 мм.
Модификации британского танка «Чифтен»
Mk 1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 л.с. Изготовлено 40 единиц.
Mk 2 (1966 г.) — первая серийная модификация с литой башней, 120-мм нарезной пушкой L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Mk 4 мощностью 650 л.с. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 532 единицы.
Mk 3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Mk 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Mk 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54,1 т. Изготовлено 199 единиц.
Mk 3/3 (1970 г.) — «Чифтен» с лазерным дальномером Barr & Stroud №1 Mk 2, интегрированным в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 Мk 6А мощностью 730 л.с., 120-мм пушка L11A3;, улучшенный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.
Mk З/ЗР (1970 г.) — экспортный вариант Mk 3 для Ирана.
Mk 4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.
Mk 5 (1971 г.) — Mk 3/3 с двигателем L60 №4 Mk 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО 1FCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.
Устройство основного танка «Челленджер» (переработки проекта «Чифтен»), обратите внимание на положение механика-водителя
Mk 5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Mk 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.
«Чифтен» Mk 5/5К (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.
«Чифтен» Mk 6 (1976 г.) — Mk 2, модернизированный до уровня Mk 5.
«Чифтен» Mk 7 (1976 г.) — Mk 3 модернизированный до уровня Mk 6.
«Чифтен» Mk 8 (1976 г.) — Mk 3/3 модернизированный до уровня Mk 6.
«Чифтен» Mk 9 (1981 г.) — Mk 6, оснащенный системой управления огнем FFCS.
«Чифтен» Mk 10 (1981 г.) — Mk 7, оснащенный системой управления огнем 1FCS.
Mk 11 (1981 г.) — Mk 8, оснащенный системой управления огнем IFCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.
Mk 15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.
FV 4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой защитой. Изготовлено 187 единиц.
Также на базе танка «Чифтен» создано семейство вспомогательных машин:
Мостоукладчик (саперный танк) Chieftain AVLB. В передней части корпуса танка навешивался бульдозерный отвал или минный трал. Экипаж машины — три человека. С 1989 по 1994 г. фирма «Виккерс» переоборудовал в эту машину 48 базовых танков разных модификаций.
БРЭМ Chieftain ARV производились фирмой Vickers с 1974 года и базировалась на шасси танка Chieftain Mk 5. В передней части корпуса установлены две гидравлические лебедки с приводом от основного дизеля. Тяговое усилие основной лебедки — 30 т, вспомогательной — 3,5 т. Длина троса основной лебедки — 122 м, вспомогательной — 260 м. В передней части корпуса смонтирован бульдозерный отвал, а с правой стороны корпуса — кран ATLAS АК 6000М грузоподъемностью 5,8 т. Экипаж 4 человека, масса БРЭМ — 56 т. Вооружение состоит из 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением и 66-мм дымового гранатомета. 41 машину приобрел Иран, ещё 30 БРЭМ — Иордания.
БРЭМ ARRV — та же БРЭМ ARV, но оборудованная гидравлическим краном большей грузоподъемности, для полевого ремонта танка (замены двигателя). Переоборудована из части БРЭМ ARV.
Кроме этого, танк «Чифтен» послужил основой для Иранского танка Shir 1.
Британский основной танк Chieftain
Боевое применение танков «Чифтен»
Как уже было сказано в начале, британские «Чифтены» войны так и не увидели, однако их иранские «коллеги» войны хлебнули так, что показалось горько. 6 января 1981 года в долине Хархи 16-ая танковая дивизия включавшая до 300 танков (кроме «Чифтенов» ещё и американские M60 — точное число тех и других не известно) практически во встречном бою сошлись с аналогичной по численному составу иракской танковой дивизией состоявшей из советских Т-62. К 8 января 1981 года иранская дивизия перестала существовать — как оказалось впоследствии, снаряды Т-62 со всех оптимальных дистанций танкового боя пробивали лобовую броню британских машин.
Больше иранцы не рисковали и свои «чифтены» в бой с современными танками противника лоб-в-лоб не водили.
Война в Кувейте в 1990 г. эту тенденцию не подтвердила, но и не опровергла — практически все «Чифтены» армии Кувейта были оставлены её без боя и достались Ирау в качестве трофеев.
В настоящее время танк повсеместно либо снят с вооружения, либо находится в резерве. Однако вспомогательные машины на его основе продолжают состоять на вооружении Великобритании.
Универсальный боец инженерных войск. Часть третья
Во второй части мы рассмотрели основные модификации ИМР-2. Но усовершенствование машины и ее оборудования не прекращались. Они продолжаются по сей день.
В середине 1980-х гг. на ИМР испытывали экспериментальный образец тралящего устройства. Это было связано с тем, что ножевой трал машины (как и трал КМТ-6 для танков) не обеспечивал надежного траления мин, заглубленных более 30 см, — она составляла 20%. В ходе работ было разработано тралящее устройство в виде рамы, которая навешивалась на универсальный бульдозер. В результате общий вес всех компонентов трала был уменьшен, но надежность траления мин при заглублении до 50 см удалось повысить всего на 10%.
Также в последние десятилетия проводилось много робот по модернизации и усовершенствованию рабочих органов ИМР. Для примера приведем патент на интересную модернизацию (или изменение) захвата-манипулятора ИМР-2М:
Инженерная машина разграждения (Патент RU 2072088):
F41H13 — Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам. Авторы патента: Кондратович А.А., Афанасьев В. Е., Примак Л.В., Черепанов В.Д., Купцов В.И.
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности лесных и каменных завалов. Инженерная машина разграждения содержит базовое шасси 1, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган 2 и поворотная платформа 3 с телескопической стрелой 4. Новым в машине является то, что телескопическая стрела снабжена захватом 5 с гидроцилиндрами управления 6, выполненным в виде двух шарнирно соединенных между собой челюстей, одна — в виде бульдозерного отвала 7 с закрепленными на нем шипами 8, другая — в виде рамы 9 с жестко закрепленными на ней зубьями 10.
Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности, лесных и каменных завалов.
Известна инженерная машина разграждения ИМР-2М, содержащая гусеничное шасси, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган и поворотная платформа с телескопической стрелой, на которой установлен рабочий орган в виде захвата-манипулятора. Недостатком этой машины является низкая производительность при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение производительности машины при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.
Проведенный сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает возможность повышения производительности машины при устройстве проходов в каменных и лесных завалах в 2-3 раза.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена инженерная машина разграждения (ИМР), вид сбоку; на фиг. 2 захват в раскрытом положении, вид сбоку; на фиг.3 захват в закрытом положении, вид сбоку; на фиг.4 захват в раскрытом положении, вид спереди; на фиг.5 захват в закрытом положении, вид спереди.
ИМР работает следующим образом. При проделывании проходов в завалах, где преобладает мелкая фракция, а также при устройстве въезда на крутой грунтовый откос, челюсти захвата 5 сомкнуты (фиг. 3 и 5).
Опуская телескопическую стрелу 4, внедряют захват 5 в завал (откос), затем втягивая телескопическую стрелу и поворачивая захват в вертикальной плоскости, зажимают элементы завала между захватом и опущенным на грунт отвалом бульдозерного рабочего органа 2, после чего движением базовой машины перемешивают элементы завала в нужном направлении (грунт из откоса между захватом и отвалом бульдозерного рабочего органа не зажимается, а перемещается в направлении машины, за счет чего образуется въезд).
При проделывании проходов в завалах, где преобладает крупная фракция (бревна, железобетонные плит и т.п.), захват 5 раскрыт (фиг.2 и 4). Опуская телескопическую стрелу 4 и поворачивая захват 5 в вертикальной и горизонтальной плоскостях для придания ему необходимой ориентации, внедряют его зубьями 10 в завал, одновременно смыкая челюсти 7, 9 и зажимая элементы завала между ними. Затем, управляя телескопической стрелой 4 и поворотной платформой 3, перемещают элементы завала и нужном направлении.
При необходимости указанные циклы повторяют.
За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.
Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь
В армиях других стран мира (не считая республик бывшего СССР — там ИМР) также есть инженерные машины подобные ИМР-2. Именуются они по-разному: саперный танк, бронированная (боевая) инженерная машина, инженерная машина разграждения. Состав оборудования у них также может отличаться от того, что на ИМР-2, но спектр выполняемых задач практически тот же. Ниже — несколько представителей этого семейства.
Великобритания:
Саперный танк «CHIEFTAIN» AVRE. «Чифтен» предназначен для обеспечения высокой мобильности танковых боевых групп путем расчистки для них путей движения в условиях массового применения противником заграждений, в том числе минных. Вместо башни смонтирована грузовая опрокидывающаяся платформа для размещения рабочего оборудования. Танк оснащен колейным ножевым минным тралом EMP с гидравлической системой управления, бульдозерным оборудованием UDK1, навешиваемое вместо трала за 10 мин, до трех пакетов фашин из пластмассовых труб для преодоления противотанковых рвов, одним-двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования на прицепах L8, гибким дорожным покрытием класса 60, лебедкой с усилием 10 т, крановым оборудованием. Всего было заказано 46 саперных танков.
С 2008 г. а инженерных войсках Великобритании для решения задач сопровождения войск применяют машину «Троян». На вооружение инженерных частей поступило 33 такие машины для замены находящихся на вооружении бронированных инженерных машин «Чифтен». Шасси боевой инженерной машины (БИМ) «Троян» выполнено на основе узлов и агрегатов основного боевого танка «Челленджер-2». Машина «Троян» оснащена мощной модульной броневой защитой аналогичной базовому танку, что должно обеспечить защиту экипажа от взрыва противотанковой мины, а также от огня большинства противотанковых средств. Поскольку машины этого типа нередко вынуждены выполнять задачи инженерного обеспечения, связанные с риском для жизни экипажа, предусмотрена возможность их использования в режиме дистанционного управления. В качестве вооружения на ней используется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением.
В стандартном исполнении «Троян» оснащен установленным в носовой части бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Отвал может использоваться как для разрушения препятствий, так и быстрой подготовки огневых позиций. При необходимости проделывания прохода в минно-взрывных заграждениях предусмотрена его оперативная замена в полевых условиях ножевым минным тралом или минным тралом плужного типа. Проделывание проходов в минном поле возможно и взрывным способом. Для этого «Троян» может буксировать на прицепе установку разминирования «Питон». При необходимости на этой машине может быть установлен электромагнитный минный трал для уничтожения мин, оснащенных неконтактными взрывателями. Задняя платформа предназначена для перевозки различного инженерного оборудования, например фашин. На правом борту БИМ «Троян» смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим управлением. На сегодняшний день лишь эта инженерная машина в максимальной степени приспособлена к использованию в современных конфликтах.
С 2010 г. на вооружение английских инженерных войск стали поступать боевые инженерные машины разграждения Terrier от британской компании BAE Systems. «Терьер» может выполнять широкий спектр работ, в том числе — прокладку колонных путей, обеспечивать продвижение войск через зоны разрушений, рыть траншеи, противотанковые рвы, создавать инженерные заграждения, заниматься погрузкой и укладкой фашин. Combat engineering vehicle Terrier оснащается системой электродистанционного управления, которая позволяет управлять машиной на расстоянии до одного километра. Машина способна транспортировать 5 тонн материалов, вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пусковыми установками дымовых гранат для создания дымовой завесы, оснащена системой РХБ защиты, инфракрасными камерами. Полная масса Terrier составляет 32 тонны, она имеет цельносварной бронированный корпус и может дополнительно оснащаться навесной броней. Экипаж состоит из 2 человек.
Германия:
Немецкий саперный танк «Pionierpanzer 2» предназначен для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Является дальнейшим развитием саперного танка «Pionierpanzer 1», выполнен на базе танка «Leopard 1». Машина оснащена телескопической экскаваторной стрелой, бульдозерным оборудованием, комплектом оборудования для электрической резки и сварки, работающим от встроенного электрогенератора, лебедкой-кабестаном с механизмом натяжения троса. Вооружение включает 7,62-мм пулемет. Система дистанционного управления экскаваторным оборудованием позволяет более точно выполнять земляные, грузоподъемные и другие работы. Коробчатая стрела треугольного сечения размещается на правом борту в передней части корпуса и в походном положении укладывается на крышу. Бульдозерное оборудование может оснащаться закрылками, увеличивающими ширину резания до 3,75 м. На задней стороне отвала шарнирно укреплены зубья рыхлителя. На саперный танк может быть установлено оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 4 м.
Франция:
Саперный танк АМХ-30 EBG создан на шасси танкового мостоукладчика АМХ-30, но с новым двигателем, подвеской и трансмиссией модификации АМХ-30В2. Он оснащен бульдозерным оборудованием производительностью 120 м3 в час. Имеется также скреперное оборудование. При его использовании машина медленно движется задним ходом вдоль дороги, выравнивая ее. Машина оснащена четырьмя трубчатыми направляющими для дистанционного минирования местности, а также пусковой установкой удлиненного заряда разминирования. Основное вооружение — 142-мм пушка, для стрельбы из которой применяются 17-кг снаряды.
США:
Инженерная машина разграждения ИМР M1 Grizzly. Инженерная машина разграждения «Гризли» (по другому «Бричер») разрабатывалась с 1992 г. и предназначена для проделывания проходов в минных заграждениях, растаскивания завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и подходов к местам переправы через водные преграды и суходолы, отрывки котлованов под укрытияпо (правому борту, смонтирована телескопическая стрела) и устройства окопов для боевых машин. Выполнена на базе танка M1 Abrams. Машина оснащена экскаваторным оборудованием, минным двухотвальным ножевым тралом с аппаратурой автоматического регулирования глубины траления. На 10-м телескопической коробчатой стреле треугольного сечения можно крепить ковш емкостью 1,5 куб. м, грузовой крюк или захват. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет.
Однако неудовлетворительные результаты испытаний и высокая стоимость опытных образцов послужили причиной приостановки финансирования программы «Ассалт Бричер». Тем не менее, в 2007 г. 33 такие машины были закуплены для морской пехоты США. Основным инженерным оборудованием БИМ «Бричер» является плуговой минный трал, навешенный на носовую часть машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 м в минном поле из противотанковых и противопехотных мин, оснащенных контактными взрывателями, со скоростью около 5 км/ч. На машине предусматривается размещение двух удлиненных зарядов разминирования «Миклик». Экипаж БИМ два человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено. Кроме того, эта машина оснащена несколькими видеокамерами и системой дистанционного управления по радиоканалу.
Вместо заключения
ИСТОЧНИКИ:
Барятинский М. Т-72. Русская броня против НАТО. М.: Коллекция, Яуза, 2008.
В бой с невидимым врагом. ИМР-2Д, чернобыльский “динозавр” // http://strangernn.livejournal.com/ 869308.html.
—Войсковая часть А 2070 Конструкторско-технологический центр (КТЦ МО Украины) // http://armor.kiev.ua/dtc/history.htm.
Достопримечательности Чернобыля: знаменитая машина ИМР-2 — незаменимая техника ликвидации // http://eco-turizm.net/dostoprimechatelnosti-chernobyilya-znamenitaya-mashina-imr-2-nezamenimaya-tehnika-likvidatsii-ch-3-3.php.
ИМР — инженерная машина разграждения // http://chornobyl.in.ua/imr.html
—ИМР-1 объект 616а — http://hobby-models.ru/walkaround/imr-1-obekt-616a.html.
ИМР-2 (в/ч в г. Новоград-Волынский) // https://photo.qip.ru/users/coast70/150500371/ 161300080/ #mainImageLink.
Инженерная машина разграждения ИМР. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1972.
Инженерная машина разграждения ИМР-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство, 1990.
Инженерная машина разграждения (патентное бюро РФ) // http://www.findpatent.ru/.
Инженерная машина ИМР-2 // http://karopka.ru/forum/forum188/topic14675/.
Инженерная машина разграждения ИМР-2. Львовский бронетанковый ремонтный завод // http://11332.ua.all.biz/inzhenernaya-mashina-razgrazhdeniya-imr-2-g952203.
История отечественных минных тралов // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра. №6. 2012.
«Как это было. Вспоминая катастрофу на ЧАЭС». Сайт «Глобальная катастрофа» // http://www.avanturist.org/forum/5-military/1208/.
Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии — Атомстрой // http://expodigital.ru/?m1=Инновационная среда
— ОАО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД» // http://www.uvz.ru/product.
Рунов В.А. Афганская война. Боевые операции. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Рыжий лес: Ликвидация // http://chornobyl.in.ua/redforest-likvidacia.html.
Современное оружие мира. Инженерные машины // http://rpg1.ru/view201.html.
Фещук М. Бронированный кулак СССР. Основные советские танки и специальная техника на их базе. (1961—1991 гг.).
Чернобыль // http://chornobyl.in.ua/imr.html.
Основной танк FV4201 “Chieftain”
Чертежи / Схемы
Полные характеристики
Литература
Основной танк CHIEFTAIN
Работы по созданию танка «Чифтен» («полководец», «вождь») начались в 1956 году. Он предназначался для замены среднего танка «Центурион» и тяжелого танка «Конкэрор». Тактико-технические требования и общая компоновочная схема танка были разработаны в научно-исследовательском центре MVEE. Разработчиком 120-мм нарезной пушки и боеприпасов к ней являлся научно-исследовательский центр RARDE (город Энфилд). В 1959 году появился первый образец танка, изготовленный на государственном заводе в Лидсе и продемонстрированный публике в 1961 году. Опытные образцы в 1962 году прошли войсковые испытания, а в мае 1963 года «Чифтен» был принят на вооружение английской армии и поступил в серийное производство. В 1975 году на вооружение приняли танк «Чифтен» Mk5. Все ранее изготовленные и переданные в войска модификации были модернизированы до его уровня и им были присвоены индексы Mk6, Mk7, Mk8. Выпуск машин для армии Великобритании завершен в 1979 году. Конструктивные и компоновочные решения соответствуют существовавшей в 60-е годы в Великобритании концепции, согласно которой огневой мощи и защищенности отдавалось предпочтение перед подвижностью.
Танк имеет классическую схему общей компоновки. Экипаж из четырех человек размещается в корпусе и в башне. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса по продольной оси машины. При вождении танка с закрытым люком механик-водитель располагается на регулируемом сиденье полулежа, с наклоном туловища на угол 45, 50 или 55 градусов. При вождении танка с открытым люком сиденье механика-водителя поднимается в положение «по-походному», при этом одновременно изменяется и угол наклона спинки. Рычаги управления поворотом танка имеют два фиксированных положения по углу наклона и снабжены стопорными защелками. Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к специальной плите, установленной с зазором 50 мм от днища корпуса. Размещение механика-водителя полулежа позволило усилить верхнюю лобовую деталь корпуса и снизить высоту передней части корпуса до 1178 мм, которая значительно ниже подбашенной и кормовой частей. Командир и наводчик размещаются в боевом отделении справа от пушки, а заряжающий – слева. При ведении стрельбы из пушки заряжающий работает стоя и имеет свободный доступ к боеукладкам. Высота от пола боевого отделения до крыши башни составляет 1730 мм. Определенная общей компоновкой ширина танка (3500 мм по бортовым экранам) превышает стандарт максимально допустимого габарита грузов для перевозки железнодорожным транспортом (3150 мм), установленный Бернским международным центром железнодорожных измерений. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает кормовую часть корпуса танка и имеет объем, равный 6 куб. м (без топливных баков – 5 куб. м). Нерациональная компоновка агрегатов в МТО привела к удлинению корпуса машины. Забронированный объем корпуса равен 13,6 куб. м, башни – 3,5 куб. м, а всего танка – 17,1 куб. м. Основным вооружением танка является 120-мм нарезная пушка L11A5, которая устанавливается в приливе лобовой части башни без броневой маски. Пушка снабжена эжектором и теплозащитным кожухом, предохраняющим ствол от деформации вследствие неравномерного нагрева или охлаждения. На дульной части ствола смонтировано зеркало встроенной коллимационной системы выверки прицела наводчика. Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления в накатнике. Ствол пушки изготовлен из высококачественной стали, полученной методом электрошлакового переплава. Живучесть ствола составляет около 550 выстрелов.
Пушка имеет раздельное картузное заряжание, что позволило установить ее в сравнительно небольшом объеме башни. В боекомплект из 64 выстрелов входят бронебойный подкалиберный снаряд L15A4 или новый стреловидный оперенный бронебойный подкалиберный снаряд L23A1, а также бронебойно-фугасный снаряд L31 и дымовой снаряд L34. Пороховые заряды содержатся в полностью сгорающих шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала и имеют рубашки со специальной жидкостью, предотвращающей возникновение пожара. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, которые автоматически подаются из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи составляет десять запальных трубок. Заряжание пушки производится вручную с помощью гидромеханического досылателя. В танке предусмотрена возможность дублированного управления огнем от командира. С этой целью во вращающейся командирской башенке устанавливается дневной перископический прицел или ночной электронно-оптический активный прицел с ИК-прожектором. Для удержания цели в поле зрения прицела и удобства наблюдения командирская башенка имеет привод, обеспечивающий ее вращение в направлении, противоположном направлению вращения башни танка.
Крышка люка командирской башенки может фиксироваться в приподнятом положении («зонтиком»), при котором образуется щель высотой 50 мм для кругового наблюдения. Кроме того, в башенке смонтированы девять дневных перископических приборов наблюдения. Для стрельбы по воздушным целям из зенитного пулемета у командира танка имеется зенитный прицел. Управление зенитным пулеметом – дистанционное. На танках последних лет выпуска основной дневной перископический прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, который позволяет производить измерение дальности до цели с точностью до 10 метров в диапазоне 500-10000 метров. Пристрелочный 12,7-мм пулемет, располагавшийся над пушкой, с введением дальномера был снят. В прицеле имеется оптическая ветвь с однократным увеличением для наблюдения и прицельная ветвь с десятикратным увеличением для стрельбы. Кроме основного, у наводчика устанавливается дублирующий телескопический прицел. Оба устройства имеют зависимую стабилизацию поля зрения по горизонтали. Стрельба ночью ведется с помощью сменного электронно-оптического прицела активного типа. ИК-прожектор, смонтированный снаружи на левой стороне башни, обеспечивает дальность видения ночью до 1000 метров. С середины 80-х годов танки «Чифтен» Mk5 оснащаются тепловизионными системами, такими же, как на танках «Челленджер». Для повышения точности стрельбы с ходу применяется двухплоскостной стабилизатор вооружения электромеханического типа. Максимальная скорость переброса пушки равна 22 град/с. При подготовке данных для стрельбы используется электронный баллистический вычислитель. В качестве вспомогательного вооружения используются спаренный с пушкой и зенитный 7,62-мм пулеметы. Боекомплект к ним составляет 6000 патронов.
Большое внимание уделено броневой защите корпуса и башни, на которую приходится 53 процента массы всей машины. Броневой корпус сварен из литых и катанных деталей. Верхняя лобовая деталь корпуса толщиной 120 мм имеет угол наклона 72 градуса. Бортовые листы корпуса толщиной 38 мм наклонены под углом 10 градусов, а кормовой лист толщиной 25,4 мм расположен вертикально. Днище корпуса изготовлено по всей длине из броневых листов толщиной 16 мм. Бортовые противокумулятивные экраны, состоящие из четырех секций из алюминиевого сплава толщиной 13 мм, установлены на расстоянии 800 мм от бортовых листов корпуса. Башня танка изготовлена из литой гомогенной броневой стали. Лобовая часть башни толщиной 195 мм имеет угол наклона 60 градусов. Узкая амбразура пушки шириной 225 мм уменьшила размеры ослабленной зоны в броневой защите лобовой части. Толщина брони крыши башни составляет 45 мм. На каждом борту башни снаружи закреплено по одному шестиствольному 66-мм дымовому гранатомету (ТДА в танке не предусмотрена). На рабочем месте командира установлен индикатор ИК-облучения со световой и звуковой сигнализацией. Рабочие места членов экипажа в башне имеют противоосколочные ограждения.
С мая 1988 года на танках «Чифтен» Mk5 применяется комбинированная система коллективной защиты от оружия массового поражения, разработанная для танка «Челленджер». ФВУ размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Она создает избыточное давление в обитаемых отделениях и обеспечивает индивидуальную раздачу очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. Для тушения пожара в МТО танка используется система ППО с огнетушащим составом «Галон 12В1», которая имеет механический ручной привод. В состав ППО входят система сигнализации о пожаре в МТО, два баллона емкостью 2,3 литра с трубопроводами и распылителями и пять переносных огнетушителей в боевом отделении. Оригинальным техническим решением является размещение топливных баков, изготовленных из синтетической резины, в изолированных отсеках из 13-мм броневой стали в моторно-трансмиссионном отделении.
На танке применяется двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения L60 Mk7A фирмы «Лейланд-Моторс». Он имеет вертикальное расположение цилиндров. В цилиндрах размещены по два встpечно движущихся поршня, каждый из которых связан с одним из двух коленчатых валов. Пуск двигателя осуществляется электростартером, в качестве дублирующего способа используется гидростартер, который приводится в действие от вспомогательного двухтактного дизеля мощностью 22 кВт (30 л.с.). Этот же двигатель используется и для обеспечения работы генератора при подзарядке аккумуляторных батарей. Двигатель смонтирован в одном блоке с двухпоточной механической трансмиссией TN12 «Меррит-Вильсон». Основными элементами трансмиссии являются центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач с тремя степенями свободы, простой цилиндрический дифференциал в дополнительном приводе и два суммирующих планетарных ряда. Переключение передач осуществляется ножной педалью, а поворот танка – с помощью рычагов управления. Двигатель, трансмиссия и обеспечивающие их системы объединены в силовой блок, замена которого производится за 30 минут. В танке имеется встроенная система диагностики двигателя и трансмиссии. В системе подрессоривания используется пружинно-балансирная подвеска. В одной тележке сблокировано по два опорных катка. На первых тележках каждого борта установлены телескопические гидроамортизаторы одностороннего действия. Двухскатные опорные и поддерживающие катки имеют наружную амортизацию. На танке применяются гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Для танка разработано оборудование для преодоления водных преград по дну. Конструкция ОПВТ требует больших затрат времени на его установку, а также не позволяет немедленно вести боевые действия после преодоления водной преграды, так как приборы стрельбы и наблюдения закрыты чехлом.
Для вождения ночью у механика-водителя устанавливается бесподсветочный прибор наблюдения. На каждом танке имеется навигационная аппаратура. В качестве средств связи используется симплексная УКВ радиостанция VK/VRC-353, работающая в диапазоне 30-76 МГц. Часть машин приспособлена для монтажа бульдозерного оборудования. Пробег танка до капитального ремонта установлен 9600 километров.
1965 г., Mk1, 40 шт. – учебный танк с двигателем мощностью 430 кВт (585 л.с.).
1966 г., Mk2, 532 шт. – первый серийный танк с двигателем L60 Mk4 мощностью 478 кВт (650 л.с.) и оборудованием для подводного вождения.
1969 г., Mk3, 199 шт. – модернизация танка «Чифтен» Mk2: двигатель L60 Mk6 мощностью 478 кВт с повышенной надежностью; усовершенствованный зарядный агрегат; новая командирская башенка.
1970 г., Mk3/3, 29 шт. – модернизация танка «Чифтен»Mk3: лазерный дальномер; улучшенная вентиляция боевого отделения.
1970 г., Mk4, 2 шт. – опытный образец с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета.
1971 г., Mk5, 97 шт., – модификация танка «Чифтен» Mk3/3: двигатель L60 Mk7A мощностью 530 кВт (720 л.с.); модернизированный пристрелочный пулемет; электронный баллистический вычислитель; бесподсветочные приборы ночного видения; приспособление для навешивания бульдозера.
1971 г., Mk5/5P, 785 шт., – модификация танка «Чифтен» Mk5 с двигателем L60Mk8 мощностью 551 кВт (750 л.с.) и другими изменениями для поставки в Иран.
1971 г., Mk5/5K, 165 шт., – то же, для поставок в Кувейт.
1976 г., Mk6/Mk7/Mk8 – модификации танков Mk2, Mk3, Mk3/3 соответственно, модернизированных до уровня Mk5, с двигателем L60 Mk7A мощностью 530 кВт (720 л.с.).
1981 г., Mk9/Mk10/Mk11/Mk12 – модификации танков Mk6, Mk7, Mk8 и Mk5 соответственно, с новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика.
Машины, созданные на базе танка «Чифтен»
На базе шасси танка «Чифтен» в 1971 году была разработана БРЭМ FV4202, серийное производство которой началось в 1974 году. В 1971 году на той же базе был разработан мостоукладчик FV4205, серийное производство которого было организовано в 1975 году. Производство и поставки на экспорт Производство танков «Чифтен» было организовано на двух танкосборочных заводах в городе Лидс (государственный завод, с 1986 года принадлежит фирме «Виккерс») и в городе Ньюкасл-на-Тайне (завод «Элсвик уоркс» фирмы «Виккерс»). К производству комплектующих изделий танков привлекались: ROF – 120-мм нарезная пушка; «Маркони» – система управления огнем; «Барр энд Страуд» – лазерный дальномер; «Лейланд моторс» – двигатели серии L60; «Дэвид Браун» – трансмиссия TN12. На вооружении английской армии состоит 837 танков «Чифтен». Кроме того, они поставлялись в Иран, Кувейт и Оман. В 1982 году была разработана экспортная модель танка «Чифтен» 900. В нем применена броня типа «Чобхэм», двигатель «Роллс-Ройс» мощностью 900 л.с., гидропневматическая (другой вариант – торсионная) подвеска.
Боевая масса – 55 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше башни – 2640 мм
Пушка – 120-мм нарезная
Боекомплект – 64 выстрела
Типы боеприпасов – БПС, БФС, ДС
Дальномер – лазерный
Стабилизатор – электромеханический
Баллистический вычислитель – электронный
Тепловизор – есть
Заряжание – раздельно-картузное, вручную
Дублированное управление огнем – от командира танка
Пулеметы – два 7,62-мм
Броневая защита – монолитная
Дымовые гранатометы – два блока по 6 шт.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Запас хода по шоссе – 300 км
Двигатель – двухтактный шестицилиндровый многотопливный дизель
Мощность двигателя – 530 кВт (720 л.с.)
Трансмиссия – механическая
Подвеска – пружинно-балансирная
Гусеница – с ОМШ и съемными подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды – 5 м (с подготовкой)