0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная машина разграждения «Grizzly» (США)

Боевая машина разграждения M1 «Grizzly»

Разработка боевой машины разграждения M1 «Grizzly» (M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle) была начата в 1992 году в связи с крайне неудовлетворительными результатами действий инженерной техники подобного предназначения во время операции «Буря в пустыне.
Первый макетный демонстрационный экземпляр был представлен в сентябре 1992 года. Два полноценных образца были представлены летом 1995 года. Разработка машины была закончена 30 июня 1998 года. С конца 1999 года состоит на вооружении инженерных войск армии США и включена в штаты инженерных подразделений. Ее использование описано в Полевом Уставе армии США FM 20-32 издания 1999 года.

Боевая машина разграждения «Grizzly» предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий танковых и пехотных подразделений на поле боя в боевых порядках пехотных подразделений первого эшелона или непосредственно за боевыми порядками танковых подразделений первого эшелона. Бронезащита и выживаемость машины аналогична танку M1 «Abrams».
Вооружение «Grizzly» — дистанционно управляемый 12,7-мм крупнокалиберный пулемет установленный в башенке и способный вести круговой обстрел, и дымовой гранатомет.
По весовым характеристикам «Grizzly» относится к классу тяжелой аэротранспортабельной технике. По воздуху может перевозиться самолетами С5А Гэлэкси. Десантироваться с самолета не может.

Основным инженерным вооружением «Grizzly» являются бульдозерное оборудование, навешеное в передней части машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 метра в минном поле из противотанковых и противопехотных мин нажимного, наклонного действия и натяжного действия со скоростью около 5 км/час.
Мины с магнитными взрывателями повреждают траловое оборудование, после чего использоваться для траления машина не может.
Бульдозерное оборудование позволяет выполнять работы по прокладке колонных путей, засыпке противотанковых рвов, канав, воронок, устройству съездов в крутых склонах, разрушению эскарпов и контрэскарпов.

Разработчики «Grizzly» утверждают, что машина засыпает противотанковый ров за 5 мин и за 21 минуту проделывает проход в сложном препятствии шириной 600 метров.
Телескопическая стрела с экскаваторным ковшом располагается на полноповоротной башенке и предназначена для рытья грунта при выполнении работ расчистки проходов в уступах, эскарпах, крутых склонов, расчистки завалов. Максимальная длина стрелы около 9 метров, емкость ковша 1,2 куб. м., производительность 40-60 куб. м. в час. При необходимости может использоваться в качестве крана грузоподъемностью 2 тонны.
Экипаж машины 2 человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено.

Технические характеристики боевой машины разграждения M1 «Grizzly»:
Экипаж, чел.: 2;
Вес, т: 50;
Длина, м: 10,62;
Ширина, м: 3,66;
Высота, м: 3,6;
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемет;
Двигатель: Honeywell AGT1500;
Мощность двигателя, л. с.: 1500;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 66;
Дальность хода, км: 420;
Преодолеваемые препятствия: склон – 60 %; боковой наклон – 30 %; стенка — 1 м; траншея — 2,7 м; брод — 1,2 м; брод (с подготовкой) — 2,28 м

Инженерная техника
армии США

( начало XXI века )

Боевая машина разграждения М1 «Гризли»
(M1 Grizzly Combat Mobility Vehicle (ABV) )

В ряде англоязычных источников именуется как Assault Breacher Vehicle (ABV). Также встречаются обозначения — M1 Breacher, aka The Grizzly или Grizzly [Breacher] .

Эта машина на конец 1999 года состоит на вооружении инженерных войск армии США и включена в штаты инженерных подразделений. Ее использование описано, в частности, в Полевом Уставе армии США FM 20-32 издания 1999 года.
Однако по состоянию на конец 2001 года НИ ЕДИНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА В АРМИИ НЕ ИМЕЕТСЯ. Разработка машины была закончена 30 июня 1998 года. Предполагалось, что Союз Обороны (UD) изготовит к концу 2000 года два опытных экземпляра для правительственных испытаний, однако по состоянию на декабрь 2001 года машины так и не были представлены.
В данной статье даны снимки одного из нескольких изготовленных в металле экземпляров. Поэтому эта машина так и не имеет обычного для армии США наименования и буквенно-цифрового индекса. Индекс М1 лишь указывает, что базой для этой машины служит шасси танка М1 Эйбрамс. Первоначальное заводское наименование ей было дано Breacher (Разрушитель).

Гризли предназначена для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий танковых и пехотных подразделений на поле боя в боевых порядках пехотных подразделений первого эшелона или непосредственно за боевыми порядками танковых подразделений первого эшелона. Бронезащита и выживаемость машины аналогична танку М1 Эйбрамс. Вооружение Гризли — дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет 12.7 мм. установленный в башенке и способный вести круговой обстрел, и дымовой гранатомет.

По весовым характеристикам Гризли относится к классу грузов 70, т.е. к тяжелой аэротранспортабельной технике. По воздуху может перевозиться самолетами С5А Гэлэкси. Десантироваться с самолета не может.

Основным инженерным вооружением Гризли являются:
-бульдозерное оборудование/полноширинный минный трал. Навешен в передней части машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4.5 метра в минном поле из противотанковых и противопехотных мин нажимного, наклонного действия и натяжного действия со скоростью около 5 км/час.
Мины с магнитными взрывателями повреждают траловое оборудование, после чего использоваться для траления машина не может. Бульдозерное оборудование позволяет выполнять работы по прокладке колонных путей, засыпке противотанковых рвов, канав, воронок, устройству съездов в крутых склонах, разрушению эскарпов и контрэскарпов. Авторы Гризли утверждают, что машина засыпает противотанковый ров на 5 мин и за 21 минуту проделывает проход в сложном препятствии шириной 600 метров. Относительно действий Гризли по проделыванию проходов в минных полях считается, что ценой потери двух машин можно рассчитывать на проделывание одного прохода с вероятностью 0.975.

Читать еще:  Гусеничный минный заградитель ГМЗ (СССР)

От автора. В области противоминных средств США все еще значительно отстают. Действия советских противоминных средств, что неоднократно подтверждалось в ходе многих локальных войн и конфликтов семидесятых-девяностых годов, гораздо более успешны, нежели могут планировать себе американцы. Так, вероятность встречи советского трала КМТ-6 на американском стандартном минном поле составляет от 1 до 7 мин (включая противопехотные). Вероятность же, что среди этого количества мин, встретится мина неизвлекаемая, которая может вывести из строя ножевой трал, исчезающе мала. Против магнитных взрывателей на трал, и даже на танк, не имеющий никакого трала, т.е. на все абсолютно танки навешивается малоразмерная приставка ЭМТ, подрывающая такие магнитные мины на дальности 1-3 метра от трала со 100% вероятностью уничтожения. Трал же катковый КМТ-5М или КМТ-7 выдерживает до 10 взрывов. Так что одного ножевого или каткового трала с лихвой хватит на 2-3 минных поля.

-телескопическая стрела с экскаваторным ковшом располагается на полноповоротной башенке и предназначена для рытья грунта при выполнении работ расчистки проходов в уступах, эскарпах, крутых склонов, расчистки завалов. Максимальная длина стрелы около 9 метров, емкость ковша 1.2 куб.м., производительность 40-60 куб.м. в час. При необходимости может использоваться в качестве крана грузоподъемностью 2 тонны.
По некоторым изображениям можно сделать вывод, что от экскаваторного оборудование в этой машине отказались.

Размещение на Гризли удлиненных зарядов разминирования типа MICLIC изначально не предусматривалось, однако в поздней версии машины они установлены вместо экскаваторного оборудования..

Экипаж машины 2 человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено.

Характеристики двигателя, трансмиссии, весовые характеристики, габариты аналогичны танку М1 Эйбрамс.

Разработка машины была начата в 1992 году в связи с крайне неудовлетворительными результатами действий инженерной техники подобного предназначения во время операции «Буря в пустыне» ( тракторные бульдозеры D7, бронированная боевая землеройная машина М9, боевая инженерная машина М728 ( более известна у нас под наименованием «саперный танк»)). Первый макетный демонстрационный экземпляр был представлен в сентябре 1992 года. Два полноценных образца были представлены летом 1995 года. Предполагалась закупка 366 машин. Однако неудовлетворительные результаты испытаний сдвинули сроки выдачи заказа сначала на апрель 1996, затем на декабрь 1998 года. В настоящее время предполагается выдача заказа на 2002 год.
Испытание экземпляра Гризли в 1997 году на минном поле привело к существенному повреждению базовой машины при взрыве мины в трале (отказ гидросистемы управления танком, сильная вибрация двигателя с последующим его разрушением, замыкания электропроводки). После этого Департамент Армии потребовал существенной переработки проекта. Повторные испытания переработанного трала (но не всей машины) дали положительный результат. Сведений о полноценных войсковых испытаниях с экипажами, состоящими из обычных военнослужащих не имеется.

Предполагается первоначальный заказ на 846 машин и последующий еще на 366.

Источники и литература

1.BREACHER (GRIZZLY) Basis of Issue Plan.
2. Donald P.Kotchman, Wesley I. Harry Greene. The Grizzly: Mobility Support for Force XXI Engineer Bulletin. Februare 1998
3. Harry Greene The Grizzly and the Wolverine: Alternatives to an Orchestrated Ballet of Farm Implements. Engineer Bulletin. August 1996
4. Program Overview: «Why a Grizzly» [2200-KB PDF] presents overview and the oretical operational underpinnings to the need for the Grizzly.
5. Product Manager GRIZZLY Homepage TSM GRIZZLY Homepage

Заметки на полях. М-да-а-а-а! В начале XXI века американцы только собираются создавать машину, полный аналог которой проходил войсковые испытания в Калининградском высшем военно-инженерном училище еще в 1966-69 годах под наименованием АСМ и вскоре был принят на вооружение Советской Армии под наименованием ИМР.
С тех пор эта машина прошла длинный и славный путь по дорогам Афганистана, оказалась единственной машиной, способной работать в те черные дни мая — июня 1986 года возле разрушенного 4-го блока Чернобыльской АЭС.

Уже давно в отсталой лапотной Советской, а потом Российской Армии ей на смену пришли ее дети ИМР-2 и ИМР-3, а самая передовая и лучшая в мире суперармия только собирается испытывать то, что давным давно испытано и доказало свою нужность и полезность.

Может проще и дешевле закупить наши ИМР? Ну нет, Америка создаст свое детище, пусть гораздо хуже и намного дороже, но свое! А все прорехи прикроет умелая и всеобъемлющая реклама. Ведь сумели же замазать всему миру глаза на то, что винтовка М16 годится только для тира и ни одна, уважающая себя армия так и не приняла на вооружение ни это «сокровище», ни патроны к нему. Зато наши «знатоки» стрелкового оружия на полном серьезе пытаются сравнивать качества АК74 (тоже, кстати сильно уступает старому АКМ) с М16 и утверждают (с подачи американских умелых рекламистов), что М16 лучший вид оружия этого класса.

Но что любопытно, так это несравненное умение американских генералов втирать очки (вешать лапшу на уши) не только своему убежденному в абсолютном превосходстве Америки во всех областях обывателю и доверчивым русским демократам, но даже своим же военнослужащим. Машины еще нет и в помине, ее еще никто не видел, кроме заводских рабочих, а в уставах, штатах частей она уже фигурирует!
Ее применение в уставах преподносится, как стандартное обычное действие!

Универсальный боец инженерных войск. Часть третья

Во второй части мы рассмотрели основные модификации ИМР-2. Но усовершенствование машины и ее оборудования не прекращались. Они продолжаются по сей день.

В середине 1980-х гг. на ИМР испытывали экспериментальный образец тралящего устройства. Это было связано с тем, что ножевой трал машины (как и трал КМТ-6 для танков) не обеспечивал надежного траления мин, заглубленных более 30 см, — она составляла 20%. В ходе работ было разработано тралящее устройство в виде рамы, которая навешивалась на универсальный бульдозер. В результате общий вес всех компонентов трала был уменьшен, но надежность траления мин при заглублении до 50 см удалось повысить всего на 10%.

Читать еще:  Как научиться стрелять метко и быстро, не “сжигая” патроны впустую

Также в последние десятилетия проводилось много робот по модернизации и усовершенствованию рабочих органов ИМР. Для примера приведем патент на интересную модернизацию (или изменение) захвата-манипулятора ИМР-2М:

Инженерная машина разграждения (Патент RU 2072088):

F41H13 — Средства наступления или обороны, не отнесенные к другим группам. Авторы патента: Кондратович А.А., Афанасьев В. Е., Примак Л.В., Черепанов В.Д., Купцов В.И.

Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности лесных и каменных завалов. Инженерная машина разграждения содержит базовое шасси 1, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган 2 и поворотная платформа 3 с телескопической стрелой 4. Новым в машине является то, что телескопическая стрела снабжена захватом 5 с гидроцилиндрами управления 6, выполненным в виде двух шарнирно соединенных между собой челюстей, одна — в виде бульдозерного отвала 7 с закрепленными на нем шипами 8, другая — в виде рамы 9 с жестко закрепленными на ней зубьями 10.

Изобретение относится к средствам преодоления заграждений и препятствий, в частности, лесных и каменных завалов.

Известна инженерная машина разграждения ИМР-2М, содержащая гусеничное шасси, на котором смонтированы универсальный бульдозерный рабочий орган и поворотная платформа с телескопической стрелой, на которой установлен рабочий орган в виде захвата-манипулятора. Недостатком этой машины является низкая производительность при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение производительности машины при проделывании проходов в лесных и каменных завалах.

Проведенный сопоставительный анализ предлагаемого технического решения с прототипом показывает возможность повышения производительности машины при устройстве проходов в каменных и лесных завалах в 2-3 раза.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена инженерная машина разграждения (ИМР), вид сбоку; на фиг. 2 захват в раскрытом положении, вид сбоку; на фиг.3 захват в закрытом положении, вид сбоку; на фиг.4 захват в раскрытом положении, вид спереди; на фиг.5 захват в закрытом положении, вид спереди.

ИМР работает следующим образом. При проделывании проходов в завалах, где преобладает мелкая фракция, а также при устройстве въезда на крутой грунтовый откос, челюсти захвата 5 сомкнуты (фиг. 3 и 5).

Опуская телескопическую стрелу 4, внедряют захват 5 в завал (откос), затем втягивая телескопическую стрелу и поворачивая захват в вертикальной плоскости, зажимают элементы завала между захватом и опущенным на грунт отвалом бульдозерного рабочего органа 2, после чего движением базовой машины перемешивают элементы завала в нужном направлении (грунт из откоса между захватом и отвалом бульдозерного рабочего органа не зажимается, а перемещается в направлении машины, за счет чего образуется въезд).

При проделывании проходов в завалах, где преобладает крупная фракция (бревна, железобетонные плит и т.п.), захват 5 раскрыт (фиг.2 и 4). Опуская телескопическую стрелу 4 и поворачивая захват 5 в вертикальной и горизонтальной плоскостях для придания ему необходимой ориентации, внедряют его зубьями 10 в завал, одновременно смыкая челюсти 7, 9 и зажимая элементы завала между ними. Затем, управляя телескопической стрелой 4 и поворотной платформой 3, перемещают элементы завала и нужном направлении.

При необходимости указанные циклы повторяют.

За счет применения предлагаемого технического решения появляется возможность повышения в 2-3 раза производительности машины при проделывании проходов в завалах, остальные функциональные возможности машины при этом сохраняются.

Возможно при разборе завала такой захват и более выгоден. Но при нем теряется универсальность машины. Ведь иногда надо выкопать траншею или канаву, убрать сыпучий материал в сторону от пути, а не перемещать его и т. п. Новым захватом этого на сделаешь

В армиях других стран мира (не считая республик бывшего СССР — там ИМР) также есть инженерные машины подобные ИМР-2. Именуются они по-разному: саперный танк, бронированная (боевая) инженерная машина, инженерная машина разграждения. Состав оборудования у них также может отличаться от того, что на ИМР-2, но спектр выполняемых задач практически тот же. Ниже — несколько представителей этого семейства.

Великобритания:

Саперный танк «CHIEFTAIN» AVRE. «Чифтен» предназначен для обеспечения высокой мобильности танковых боевых групп путем расчистки для них путей движения в условиях массового применения противником заграждений, в том числе минных. Вместо башни смонтирована грузовая опрокидывающаяся платформа для размещения рабочего оборудования. Танк оснащен колейным ножевым минным тралом EMP с гидравлической системой управления, бульдозерным оборудованием UDK1, навешиваемое вместо трала за 10 мин, до трех пакетов фашин из пластмассовых труб для преодоления противотанковых рвов, одним-двумя комплектами удлиненных зарядов разминирования на прицепах L8, гибким дорожным покрытием класса 60, лебедкой с усилием 10 т, крановым оборудованием. Всего было заказано 46 саперных танков.

С 2008 г. а инженерных войсках Великобритании для решения задач сопровождения войск применяют машину «Троян». На вооружение инженерных частей поступило 33 такие машины для замены находящихся на вооружении бронированных инженерных машин «Чифтен». Шасси боевой инженерной машины (БИМ) «Троян» выполнено на основе узлов и агрегатов основного боевого танка «Челленджер-2». Машина «Троян» оснащена мощной модульной броневой защитой аналогичной базовому танку, что должно обеспечить защиту экипажа от взрыва противотанковой мины, а также от огня большинства противотанковых средств. Поскольку машины этого типа нередко вынуждены выполнять задачи инженерного обеспечения, связанные с риском для жизни экипажа, предусмотрена возможность их использования в режиме дистанционного управления. В качестве вооружения на ней используется 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением.

В стандартном исполнении «Троян» оснащен установленным в носовой части бульдозерным отвалом с гидравлическим приводом. Отвал может использоваться как для разрушения препятствий, так и быстрой подготовки огневых позиций. При необходимости проделывания прохода в минно-взрывных заграждениях предусмотрена его оперативная замена в полевых условиях ножевым минным тралом или минным тралом плужного типа. Проделывание проходов в минном поле возможно и взрывным способом. Для этого «Троян» может буксировать на прицепе установку разминирования «Питон». При необходимости на этой машине может быть установлен электромагнитный минный трал для уничтожения мин, оснащенных неконтактными взрывателями. Задняя платформа предназначена для перевозки различного инженерного оборудования, например фашин. На правом борту БИМ «Троян» смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим управлением. На сегодняшний день лишь эта инженерная машина в максимальной степени приспособлена к использованию в современных конфликтах.

Читать еще:  Бронированная ремонтно-эвакуационная машина M578 (США)

С 2010 г. на вооружение английских инженерных войск стали поступать боевые инженерные машины разграждения Terrier от британской компании BAE Systems. «Терьер» может выполнять широкий спектр работ, в том числе — прокладку колонных путей, обеспечивать продвижение войск через зоны разрушений, рыть траншеи, противотанковые рвы, создавать инженерные заграждения, заниматься погрузкой и укладкой фашин. Combat engineering vehicle Terrier оснащается системой электродистанционного управления, которая позволяет управлять машиной на расстоянии до одного километра. Машина способна транспортировать 5 тонн материалов, вооружена 7,62-мм пулеметом, а также пусковыми установками дымовых гранат для создания дымовой завесы, оснащена системой РХБ защиты, инфракрасными камерами. Полная масса Terrier составляет 32 тонны, она имеет цельносварной бронированный корпус и может дополнительно оснащаться навесной броней. Экипаж состоит из 2 человек.

Германия:

Немецкий саперный танк «Pionierpanzer 2» предназначен для оказания помощи тяжелым боевым машинам при форсировании ими водных преград, а также для выполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах. Является дальнейшим развитием саперного танка «Pionierpanzer 1», выполнен на базе танка «Leopard 1». Машина оснащена телескопической экскаваторной стрелой, бульдозерным оборудованием, комплектом оборудования для электрической резки и сварки, работающим от встроенного электрогенератора, лебедкой-кабестаном с механизмом натяжения троса. Вооружение включает 7,62-мм пулемет. Система дистанционного управления экскаваторным оборудованием позволяет более точно выполнять земляные, грузоподъемные и другие работы. Коробчатая стрела треугольного сечения размещается на правом борту в передней части корпуса и в походном положении укладывается на крышу. Бульдозерное оборудование может оснащаться закрылками, увеличивающими ширину резания до 3,75 м. На задней стороне отвала шарнирно укреплены зубья рыхлителя. На саперный танк может быть установлено оборудование для подводного вождения, обеспечивающее преодоление водных преград глубиной до 4 м.

Франция:

Саперный танк АМХ-30 EBG создан на шасси танкового мостоукладчика АМХ-30, но с новым двигателем, подвеской и трансмиссией модификации АМХ-30В2. Он оснащен бульдозерным оборудованием производительностью 120 м3 в час. Имеется также скреперное оборудование. При его использовании машина медленно движется задним ходом вдоль дороги, выравнивая ее. Машина оснащена четырьмя трубчатыми направляющими для дистанционного минирования местности, а также пусковой установкой удлиненного заряда разминирования. Основное вооружение — 142-мм пушка, для стрельбы из которой применяются 17-кг снаряды.

США:

Инженерная машина разграждения ИМР M1 Grizzly. Инженерная машина разграждения «Гризли» (по другому «Бричер») разрабатывалась с 1992 г. и предназначена для проделывания проходов в минных заграждениях, растаскивания завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и подходов к местам переправы через водные преграды и суходолы, отрывки котлованов под укрытияпо (правому борту, смонтирована телескопическая стрела) и устройства окопов для боевых машин. Выполнена на базе танка M1 Abrams. Машина оснащена экскаваторным оборудованием, минным двухотвальным ножевым тралом с аппаратурой автоматического регулирования глубины траления. На 10-м телескопической коробчатой стреле треугольного сечения можно крепить ковш емкостью 1,5 куб. м, грузовой крюк или захват. Вооружение включает 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет.

Однако неудовлетворительные результаты испытаний и высокая стоимость опытных образцов послужили причиной приостановки финансирования программы «Ассалт Бричер». Тем не менее, в 2007 г. 33 такие машины были закуплены для морской пехоты США. Основным инженерным оборудованием БИМ «Бричер» является плуговой минный трал, навешенный на носовую часть машины. С помощью этого оборудования машина может проделывать сплошной проход шириной 4,5 м в минном поле из противотанковых и противопехотных мин, оснащенных контактными взрывателями, со скоростью около 5 км/ч. На машине предусматривается размещение двух удлиненных зарядов разминирования «Миклик». Экипаж БИМ два человека. Мест для размещения саперов, дополнительного оснащения и оборудования не предусмотрено. Кроме того, эта машина оснащена несколькими видеокамерами и системой дистанционного управления по радиоканалу.

Вместо заключения

ИСТОЧНИКИ:
Барятинский М. Т-72. Русская броня против НАТО. М.: Коллекция, Яуза, 2008.
В бой с невидимым врагом. ИМР-2Д, чернобыльский «динозавр» // http://strangernn.livejournal.com/ 869308.html.
—Войсковая часть А 2070 Конструкторско-технологический центр (КТЦ МО Украины) // http://armor.kiev.ua/dtc/history.htm.
Достопримечательности Чернобыля: знаменитая машина ИМР-2 — незаменимая техника ликвидации // http://eco-turizm.net/dostoprimechatelnosti-chernobyilya-znamenitaya-mashina-imr-2-nezamenimaya-tehnika-likvidatsii-ch-3-3.php.
ИМР — инженерная машина разграждения // http://chornobyl.in.ua/imr.html
—ИМР-1 объект 616а — http://hobby-models.ru/walkaround/imr-1-obekt-616a.html.
ИМР-2 (в/ч в г. Новоград-Волынский) // https://photo.qip.ru/users/coast70/150500371/ 161300080/ #mainImageLink.
Инженерная машина разграждения ИМР. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1972.
Инженерная машина разграждения ИМР-2М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство, 1990.
Инженерная машина разграждения (патентное бюро РФ) // http://www.findpatent.ru/.
Инженерная машина ИМР-2 // http://karopka.ru/forum/forum188/topic14675/.
Инженерная машина разграждения ИМР-2. Львовский бронетанковый ремонтный завод // http://11332.ua.all.biz/inzhenernaya-mashina-razgrazhdeniya-imr-2-g952203.
История отечественных минных тралов // Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра. №6. 2012.
«Как это было. Вспоминая катастрофу на ЧАЭС». Сайт «Глобальная катастрофа» // http://www.avanturist.org/forum/5-military/1208/.
Научно-исследовательский и конструкторский институт монтажной технологии — Атомстрой // http://expodigital.ru/?m1=Инновационная среда
— ОАО «Научно-производственная корпорация «УРАЛВАГОНЗАВОД» // http://www.uvz.ru/product.
Рунов В.А. Афганская война. Боевые операции. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Рыжий лес: Ликвидация // http://chornobyl.in.ua/redforest-likvidacia.html.
Современное оружие мира. Инженерные машины // http://rpg1.ru/view201.html.
Фещук М. Бронированный кулак СССР. Основные советские танки и специальная техника на их базе. (1961—1991 гг.).
Чернобыль // http://chornobyl.in.ua/imr.html.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector