0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (Россия)

Гусеничный минный заградитель (ГМЗ)

Одна из важнейших задач инженерного обеспечения боевых действий войск — устройство минно-взрывных заграждений. Они позволяют нанести потери противнику, задержать его продвижение и затруднить маневр силами и средствами.

После Второй мировой войны в инженерных войсках Советской армии получили широкое распространение минные заградители. Одним из таких образцов является гусеничный минный заградитель ГМЗ.

Эта машина была разработана в ОКБ-3 УЗТМ под руководством главного конструктора Г. С. Ефимова на базе самоходно-артиллерийской установки СУ-1 ООП. ОКР по созданию ГМЗ была задана постановлением Совмина СССР от 4 февраля 1956 года. При проектировании машине было присвоено обозначение «объект 118». ГМЗ был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 года. Серийное производство осуществлялось на «Уралтрансмаше» в 1961-1969 годах. Корпус машины представляет собой жесткую сварную бронированную конструкцию и обеспечивает защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня. Большой боекомплект противотанковых мин ТМ-57 или ТМ-62М (208 штук), наличие 7,62-мм пулемета ПКТ, противоатомной защиты, гидравлической системы управления плужно-маскировочным устройством, термодымовой аппаратуры делает заградитель высокоэффективным во всех видах боя и на любой местности. Внутреннее пространство заградителя разделяется перегородками на отсеки — моторный, управления, минный и оператора.

В моторном размещаются силовая установка и трансмиссия. В отсеке управления — органы управления машиной, специальные приборы и места для размещения экипажа. Минный отсек занимает основную часть корпуса ГМЗ. Здесь расположены кассета с минами, выдающий механизм, отсчитывающий механизм и специальные системы. Отсек оператора размещается в кормовой части корпуса. Отсюда осуществляется управление процессом выдачи мин. Снаружи на кормовой части помещены устройства, обеспечивающие их установку и маскировку.

В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемет СГМ-Б (позже ПКТ) с боекомплектом 1500 патронов, размещенный на подвижной части башенки командира. Предусмотрены места для крепления двух автоматов и 600 патронов к ним, сигнального 26-мм пистолета и 20 сигнальных ракет.

Силовая установка находится в моторном отделении корпуса и состоит из двигателя А-105Б мощностью 400 л. с. и обслуживающих его систем. Максимальная скорость машины достигала 63 км/ч. Запас хода по шоссе — 350 км.

Минное оборудование включает трансмиссию (механизм отбора мощности, выдающий механизм, спусковой транспортер), кассету, плужно-маскирующее устройство, гидравлическую систему и систему управления.

НОВЫЕ ОБРАЗЦЫ

Удачное конструктивное решение первой модели практически сохранено в ее модернизированных вариантах ГМЗ-2 и ГМЗ-3. Совершенствование коснулось систем защиты экипажа, повышения надежности управления процессом минирования, сокращения времени привязки устанавливаемых минных полей, улучшения маскировки и ориентирования. На ГМЗ-2, кроме того, появилась возможность доза рядки боекомплекта мин (в базовом варианте перед перезарядкой необходимо было израсходовать весь боекомплект мин).

ГМЗ-3 (объект 318) был принят на вооружение в 1984 году. Эта машина предназначена для механизированной установки противотанковых мин с контактными и неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. Взвод минных заградителей, состоящий из трех машин, в течение 30 минут устанавливает практически непроходимое для бронетанковой техники минное поле по фронту до 2,5-3 км. Имеющаяся на ГМЗ-3 навигационная аппаратура обеспечивает не только выработку курса, но и цифровое индексирование установленных мин, что позволяет производить фиксацию минного поля на топографической карте.

Читать еще:  Инженерная машина M9 ACE (США)

Помимо пулемета ГМЗ-3 дополнительно имеет шесть гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81 -мм дымовыми гранатами.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГМЗ-3

  • Боевая масса, т: 28,5
  • Экипаж, чел.: 3
  • Габаритные размеры в рабочем
    положении, мм:
    длина: 8620
    ширина: 3250
    высота: 2700
  • Скорость движения макс, км/ч: 60
  • Скорость минирования макс, км/ч: 16
  • Запас хода по шоссе, км: 500

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Характеристики ГМЗ-3

История создания минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 («Изделие 318») это доработанная модель гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118». Назначение машины — скоростная механизированная установка противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника. На одной «зарядке» минный заградитель ГМЗ-3 может в течение 10-20 минут «засеять» противотанковыми минами полосу длинной в 1-2 километра, в зависимости от типа используемых мин.

Разработку ГМЗ-3 осуществил ЦКБ «Трансмаш» в г.Свердловск под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году (ведущий конструктор Л.А.Ваганов). Уже в 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение, а его разработчикам присуждена Государственная премия СССР.

Общая схема гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Даже в настоящее время машина не имеет аналогов в мире — ГМЗ-3 позволяет не только быстро и практически без участия человека расставлять мощнейшие минные заграждения, но также автоматически фиксирует места постановок каждой отдельной мины на карте, и передает соответствующие координаты в центр боевого управления.

По сравнению с предшественниками, ГМЗ-3 не имеет систем противоатомной и термодымовой защиты, однако оснащен весьма совершенным комплексом навигационной спутниковой и инерциальной аппаратуры, обеспечивающим автоматическую выработку курса следования в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3, сбоку

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Читать еще:  Бронированная ремонтно-эвакуационная машина BPz-3 «Buffel» (Германия)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Инженерная техника
Российской Армии

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3
(Изделие 318)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении.
Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.
Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне «Старатель» НТИИМ под г. Нижний Тагил Свердловской области и с тех пор экспонировалась ежегодно. Последний раз на REA-2012. Но похоже, что время этой машины уже ушло. Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием большого количества танков. Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.
А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и создавались ГМЗ. Сегодня для обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно в Европе и в США даже не пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается в кормовой части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа. Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю калибра 14.5 мм, осколки снарядов.

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования 6-16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями.
Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.
Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега до 50 см.

Читать еще:  Гусеничный минный заградитель ГМЗ (СССР)

На снимке слева: устройство минирования в рабочем положении.

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Время перевода устройства минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8 минут.

На снимке слева вид машины с кормы (устройство минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир машины и оператор.

Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время отрывки с 12-20 часов при работе вручную до 1-1.5 часов. Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не приспособлено.

На снимке справа: вид машины с кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт. Плужное устройство поднято в транспортное положение

ГМЗ — 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс. метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.

От автора. Армия США не имеет подобной машины, поскольку не считают это нужным. Из имеющихся на вооружении противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято ничего.
США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее, американцам по прежнему приходится устанавливать вручную.

Впрочем, сие может иметь существенное значение только при прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии, так может быть и.
России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет не приходится.

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/

armoured/index.htm)
3. Стенд завода «Уралтрансмаш» на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.
4. Личный фотоархив автора.

Заметки на полях. Долгое время названия заводов изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель, но и его точные координаты:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector