2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Greif» (Австрия)

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Greif» (Австрия)

В 1927 году в Чехословакии были закуплены 3 броневика Skoda PA-II, которые использовались венской полицией. Несколько позже в Италии были приобретены 74 танкетки CV33. Так как они не вполне удовлетворяли требованиям австрийского коммандования для оценочных испытаний были получены Landsverk L60S из Швеции и LT-35 из Чехославакии. Тяжелый бронеавтомобиль ADGZ поставлялся в австрийскую армию в 1935-1937 годах. После аншлюса Австрии в 1938 году 12 машин передали в полицейские части СС. В 1942 году фирма Steyr-Dairnler-Puch возобновила производство, изготовив 25 броневиков этого типа. Cварной корпус крепился к раме, имевшей форму параллелограмма. Башня — сварная, цилиндрической формы с двускатной скошенной крышей. Два поста управления. Четыре двери для посадки и высадки экипажа. Первоначально планировалось продать броневики Румынии или Болгарии, но из-за малого количества и неукомплектованности оборудованием от этой идеи отказались. После замены австрийских пулеметов «Шварцлозе» немецкими MG 34 и сокращении экипажа до 6 человек ADGZ поступили на вооружение частей СС и в их составе в сентябре 1939 года приняли участие в захвате Данцига. Вновь изготовленные бронеавтомобили были переданы в части СС в начале 1942 года. Они применялись на Восточном фронте для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с партизанами, в частности, в 1944 году в составе дивизии СС «Викинг», 7-я добровольческая горнопехотная дивизия СС «Prinz Eugen» использовала эти машины в боях с партизанами Тито в Югославии. В 1935 году была создана оригинальная танкетка ADMK «Mulus» в которой была предпринята попытка совместить преимущества колесного и гусеничного хода. Она весила 1,56 тонны. Была оснащена 20-сильным двигателем Daimler, который позволял ей развивать скорость 10 (на гусеницах) или 27 (на колесах) км/ч. Запас хода 450 км. В 1937 году была закончена разработка «артиллерийского трактора» Saurer RR-7. После аншлюса машина продолжала производится для германской армии под наименованием Sd Kfz 254. Всего выпущено около 140 единиц.

В середине 60-х годов австрийская армия решила обзавестись самоходной пушкой — истребителем танков для действий в условиях сильнопересеченной местности, там где нельзя было использовать буксируемую артиллерию. В то же время данная самоходная пушка должна была быть легкой и дешевой. Ее предполагалось создать на базе гусеничных бронетранспортеров, уже выпускаемых в Австрии на заводе Зауер (Sauer). Пушку и ее установку планировалось не разрабатывать самостоятельно (такого опыта у австрийцев не было), а купить лицензию на производство за границей. Французы предложили свою башню FL-12co 105-мм пушкой (она устанавливалась на одной из модификаций танка АМХ-13). Особенностью этой башни было жесткое закрепление пушки в верхней части башни и наличие автомата заряжания. Для обеспечения вертикальной наводки орудия верхняя часть башни качалась относительно нижней. Это техническое решение в свое время казалось очень перспективным, так как обеспечивало прочное решение проблемы автоматического заряжания пушки. Однако, к середине 60-х годов эта конструкция выглядела чистым анахронизмом: наличие кроме погона башни, еще и зазора между качающейся и не качающейся частями, затрудняло герметизацию при преодолении водных преград и защите от оружия массового поражения. При установке вертикального стабилизатора орудия, его пришлось бы делать очень мощным, т.к. качать пришлось бы пушку вместе с верхом башни и автоматом заряжания. Еще одним недостатком такой конструкции было то, что после того как кончались боеприпасы в автомате заряжания (12 шт.), его перезаряжание осуществлялось только снаружи танка. Правда, для истребителя танков, который хотела иметь австрийская армия, эти недостатки не были столь существенны. Стабилизатор орудия на самоходную пушку ставить не предполагалось, т.к. она должна была вести огонь с места и из засад, а малая емкость контейнеров в автомате заряжания компенсировалось использованием боеприпасов одного типа -бронебойных. Зато башня EL-12 имела малые габариты, а из-за наличия автомата заряжания экипаж сокращался до 3 человек. Лицензионное соглашение с французами было подписано в 1965 году, после чего началось проектирование нового истребителя танков на предприятии фирмы Зауер-Верке (преобразованной в 1970 году в компанию Steyr-Daimlen-Puch), названного SK-105 «Кирасир». Первый опытный образец вышел на испытания в 1967 году, второй — в 1969. В 1971 году была изготовлена предсерийная партия в 5 машин, после чего началось серийное производство. Всего до настоящего времени выпущено около 600 машин, поступивших в австрийскую армию и на экспорт в другие страны. В настоящее время «Кирасир» состоит на вооружении следующих стран: Аргентина — 150 штук, Австрия — 250 штук, 50 БРЭМ и 18 инженерных машин, Боливия — 34 «Кирасира» и 2 БРЭМ, Ботсвана — 30 штук, Марокко — 109 штук и 11 БРЭМ, Тунис — 54 штуки. Дальнейшим развитием SK105 стала модификация SK105/A1. Отличия от базовой модели составляли в новой трансмиссии и системе управления огнем. Последняя связана с компьютером, который обрабатывает данные датчиков ветра, атмосферного давления, лазерного дальномера. Также в него автоматически вводится тип боеприпаса, а он выдает данные для стрельбы. На базе «Кирасира» было создано несколько вспомогательных машин. В первую очередь, это бронированная ремонтно-эвакуационная машина Greif, серийное производство которой было начато в 1976 году. Машина имеет ходовую часть «Кирасира», вместо башни устанавливается броневая рубка с краном грузоподъемностью 6 тонн. Над моторным отделением смонтирован кузов, впереди имеется бульдозерный отвал. Последний может использоваться и в качестве упора для лебедки с тяговым усилием в 20 тонн. Боевая масса Greif достигает 19,8 тонн, экипаж из 6 человек, вооружение 12,7-мм пулемет М2. Вместе с «Кирасирами» эта машина также поставлялась на экспорт. На базе Greif для австрийской армии разработан инженерный танк. Он имеет тот же корпус и шасси, что и БРЭМ, на другой бульдозерный отвал, лебедку с тягой 8 тонн, вместо крана установлен гидравлический экскаватор. Машина имеет массу 19 тонн, экипаж из 4 человек, вооружение 12,7-мм пулемет М2. Кроме этих модификаций, каждый «Кирасир» за два часа может быть переделан в машину для подготовки водителей. Для этого вместо башни устанавливается специальная рубка. Этот вариант называется 4KM7-FA (Fahrschulpanzer).

Читать еще:  Опытный турбореактивный минный тральщик ТМТ «Объект 604» (СССР)

Австрийский легкий танк «Кирасир»

В середине 1960-х годов австрийская армия решила обзавестись самоходной пушкой – истребителем танков для действий в условиях сильнопересеченной местности, там где нельзя было использовать буксируемую артиллерию. В то же время данная самоходная пушка должна была быть легкой и дешевой. Ее предполагалось создать на базе гусеничных бронетранспортеров, уже выпускаемых в Австрии на заводе «Зауэр» (Sauer). Пушку и ее установку планировалось не разрабатывать самостоятельно (такого опыта у австрийцев не было), а купить лицензию на производство за границей.

Французы предложили свою башню FL-12 со 105-мм пушкой (она устанавливалась на одной из модификаций танка АМХ-13). Особенностью этой башни было жесткое закрепление пушки в верхней качающейся части башни – для вертикальной наводки орудия верхняя часть башни качалась относительно нижней, а также наличие автомата заряжания. Это техническое решение в свое время казалось очень перспективным, так как обеспечивало прочное решение проблемы автоматического заряжания пушки. Однако к середине 1960-х годов эта конструкция выглядела чистым анахронизмом: наличие кроме погона башни, еще и зазора между качающейся и не качающейся частями, затрудняло герметизацию при преодолении водных преград и защите от оружия массового поражения. При установке вертикального стабилизатора орудия, его пришлось бы делать очень мощным, так как качать пришлось бы пушку вместе с верхом башни и автоматом заряжания. Еще одним недостатком такой конструкции было то, что после того как кончались боеприпасы в автомате заряжания (12 штук), его перезаряжание осуществлялось только снаружи танка.

Правда, для истребителя танков, который хотела иметь австрийская армия, эти недостатки не были столь существенны. Стабилизатор орудия на самоходную пушку ставить не предполагалось, так как она должна была вести огонь с места и из засад, а малая емкость контейнеров в автомате заряжания компенсировалось использованием боеприпасов одного типа – бронебойных. Зато башня EL-12 имела малые габариты, а из-за наличия автомата заряжания экипаж сокращался до трех человек.

Лицензионное соглашение с французами было подписано в 1965 году, после чего началось проектирование нового истребителя танков на предприятии фирмы «Зауэр-Верке» (преобразованной в 1970 году в компанию Steyr-Daimler-Puch), названного SK-105 «Кирасир». Первый опытный образец вышел на испытания в 1967 году, второй – в 1969 г. В 1971 году была изготовлена предсерийная партия в 5 машин, после чего началось серийное производство. Всего до настоящего времени выпущено около 600 машин, поступивших в австрийскую армию и на экспорт в некоторые другие страны.

Истребитель танков SK-105 «Кирасир» имеет классическую компоновку: отделение управления в носу корпуса, боевое в центре, а моторно-трансмиссионное – в корме.

Корпус «Кирасира» сварен из стальных броневых листов и в лобовой проекции выдерживает обстрел из 30 мм пушки.

Водитель помещается в передней части корпуса слева. Для наблюдения за полем боя он имеет три перископа. В походном положении водитель ведет наблюдение за дорогой через открытый верхний люк. Для защиты от непогоды может устанавливаться ветровое стекло со стеклоочистителем (средний перископ может заменяться пассивным прибором ночного видения). Справа от водителя, в корпусе, расположены аккумуляторные батареи и часть возимого боезапаса.

Башня танка JT-1 является лицензионным вариантом французской башни FL-12. Если в начале производства JT-1 внешне практически не отличалась от FL-12, то в дальнейшем, после проведенной модернизации, отличия стали довольно существенными.

Башня JT-1 установлена над боевым отделением в центре корпуса. В ней расположены рабочие места командира танка и наводчика.

JT-1 оборудована командирской башенкой с 8 перископами, центральный имеет 9° поле зрения и увеличение в 7,5 крат, остальные семь – 28° и в 1,6 крат соответственно. Вместо центрального перископа может быть установлен прибор ночного видения с шестикратным увеличением. В распоряжении наводчика имеется 2 перископа, причем передний имеет механический визир. Телескопический прицел наводчика имеет восьмикратное увеличение и поле зрения 8,5 градуса.

Так как верхняя часть башни жестко связана с орудием и приборами наблюдения, ведение огня из пушки и пулемета может осуществляться как наводчиком так и командиром, которые имеют одинаковые механизмы наведения.

В башне установлено 105-мм орудие G1, являющееся лицензионным вариантом французской пушки CN-105-57. Его боезапас составляет 44 снаряда. Используются выстрелы трех типов: осколочно-фугасный (масса 18,5 кг, начальная скорость 700 м/сек), дымовой (масса 19,1 кг, начальная скорость 695 м/сек) и кумулятивный.

Основным типом боеприпаса является кумулятивный снаряд массой 17,3 кг с начальной скоростью 800 м/сек. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 2700 м. Бронепробиваемость не зависит от дальности и при угле встречи снаряда с броней в 0° составляет 360 мм или 150 мм брони при ее наклоне в 65°.

Заряжание пушки осуществляется из двух магазинов револьверного типа (на 6 снарядов каждый), установленных в кормовой нише башни. Выбор снаряда осуществляется вручную наводчиком или командиром. После выстрела гильза автоматически выбрасывается через лючок в корме башни. Скорострельность орудия достигает один выстрел в 5 секунд, пока в барабанах не кончаются снаряды. Заново снарядить их снарядами можно только снаружи танка через 2 люка, расположенных в крыше башни.

Ствол пушки оснащен теплозащитным кожухом для уменьшения тепловых деформаций и повышения скрытности при стрельбе. Орудие имеет фиксатор для крепления пo-походному. При стрельбе используется лазерный дальномер TCV29 (диапазон измерений от 400 до 9995 м). Так как внутри башни для него нет места, он расположен на крыше в специальной бронированной рубке с бронезаслонкой. Там же может устанавливаться прожектор типа XSW-30-V. Он используется для подсветки цели как в видимом, так и инфракрасном диапазоне через специальный фильтр.

Снаружи башни слева и справа находятся по 3 дымовых гранатомета, стрельба из которых может вестись как залпом, так и по одиночке. Кроме этого башня оборудована креплением для канистры и маскировочных сетей. На части экспортных машин для укладки маскировочной сетки ставились дополнительные решетчатые корзины.

Читать еще:  Танковый мостоукладчик AVLB (США)

В задней части корпуса расположен двигатель и трансмиссия. Двигатель оснащен предпусковым подогревателем воздуха, фильтром очистки воздуха (типа «Циклон»), а также автоматической системой пожаротушения.

Гидромеханическая передача имеет 6 скоростей вперед и одну назад, что позволяет независимо регулировать скорости вращения гусениц, вплоть до вращения с равной скоростью в разные стороны. Ведущие колеса – цевочного зацепления с гидравлическими тормозами. Первый и пятый каток имеют гидравлические амортизаторы. Кроме того, первый каток сблокирован с ленивцем для предотвращения соскакивания гусеницы. Танк имеет по 4 поддерживающих катка на борт. Также как и ленивец они обрезинены.

Подвеска (применительно к одному борту) состоит из 5 обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской.

Резинометаллическая гусеница состоит из 78 траков с обрезиненными беговыми дорожками. Кроме того, для действий в зимних условиях на гусеницы могут устанавливаться специальные стальные шины.

Дальнейшим развитием SK-105 стала модификация SK-105/A1. Отличия от базовой модели составляли в новой трансмиссии и системе управления огнем. Последняя связана с компьютером, который обрабатывает данные датчиков ветра, атмосферного давления, лазерного дальномера. Также в него автоматически вводится тип боеприпаса, а он выдает данные для стрельбы.

Кроме этого, на «Кирасире» проводились и другие работы по модернизации.

Для повышения бронепробиваемости орудия один танк был переделан для использования французского подкалиберного снаряда OFL105G1. с начальной скоростью 1460 м/сек. и массой 3,14 кг, (из них 1.84 кг – сердечник).

Но этот снаряд длиннее штатных выстрелов «Кирасира» и не помещается в стандартной боеукладке. Поэтому для его применения требуется переделка башни по типу французской FL-15. Двухкамерный дульный тормоз орудия заменяется однокамерным новой формы, переделываются магазины для снарядов и механизм заряжания.

Возможность такой переделки предлагалась фирмой Steyr-Daimler-Puch, но заказов не поступило ни от австрийской армии, ни от других стран.

Кроме того, была разработана дополнительная клинообразная бронезащита толщиной 35-мм для установки на лобовую часть башни. Для демонстрации возможности модернизации SK-105 фирма Steyr-Daimler-Puch изготовила прототип танка SK-105/A2 с полностью стабилизированной башней, электрическими приводами вертикального и горизонтального наведения. На машине установлена новая система управления огнем, учитывающая износ орудия и данные четырех типов боеприпасов. Командир и наводчик получили новые приборы ночного видения.

Предлагалась и модернизация старых танков SK-105 в модификацию SK-105/A1. Эта модернизация включает перемещение прожектора с крыши башни на левую сторону пушки, замену спаренного пулемета на FN MAG, установку дополнительной брони на лобовую часть башни, новую трансмиссию и систему управления огнем, а также ночные прицелы. К сожалению, все предлагаемые модернизации стоили дорого, но в то же время не приводили к значительному улучшению боевых свойств уже порядком устаревшего танка. Поэтому все это осталось на уровне демонстрационных образцов и прототипов.

На базе «Кирасира» было создано несколько вспомогательных машин. В первую очередь, это бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Greif», серийное производство которой было начато в 1976 году. Машина имеет ходовую часть «Кирасира», вместо башни устанавливается броневая рубка с краном грузоподъемностью 6 тонн. Над моторным отделением смонтирован кузов, впереди имеется бульдозерный отвал. Последний может использоваться и в качестве упора для лебедки с тяговым усилием в 20 тонн. Боевая масса «Greif» достигает 19,8 тонн, экипаж из 6 человек, вооружение – 12,7-мм пулемет М2. Вместе с «Кирасирами» эта машина также поставлялась на экспорт.

На базе «Greif» для австрийской армии разработан инженерный танк. Он имеет тот же корпус и шасси, что и БРЭМ, но другой бульдозерный отвал, лебедку с тягой 8 тонн, вместо крана установлен гидравлический экскаватор. Машина имеет массу 19 тонн, экипаж из 4 человек, вооружение – 12.7-мм пулемет М2. Кроме этих модификаций, каждый «Кирасир» за два часа может быть переделан в машину для подготовки водителей. Для этого вместо башни устанавливается специальная рубка. Этот вариант называется 4KM7-FA (Fahrschulpanzer).

Кроме австрийской армии «Кирасир» поставлялся и в другие страны (последний раз в 1997 году в Ботсвану). Экспортные машины имели незначительные отличия от базовой машины.

До последнего времени «Кирасир» состоял на вооружении следующих стран: Аргентина (150 штук), Австрия (250 танков. 50 БРЭМ и 18 инженерных машин), Боливия (34 танка и 2 БРЭМ), Ботсвана (30), Марокко (109 танков и 11 БРЭМ), Тунис (54).

В отличие от своего «родственника» АМХ-13 «Кирасиру» довелось повоевать только в кино – в одном из фильмов с участием Жана-Поля Бельмондо о Второй Мировой войне в Северной Африке «Кирасир» выступил в роли немецкого танка!

Greif

Германия, 1887 г. 1 ед. (проект 1884-1885 гг.)

Увеличенная версия предыдущего типа, но находился уже на следующей ступени эволюции малых крейсеров, выводившей из тупикового варианта «пушечно-таранно-торпедных кораблей». «Greif» предназначался не только, для посыльной службы при флоте и как быстроходный разведчик, но и для борьбы с миноносцами.

Крейсер имел таранный форштевень, три дымовые трубы и низкий силуэт — черты, ставшие типичными для более поздних кораблей. Носовое 105-мм орудие находилось на возвышенной платформе за волноотбойным щитком, второе стояло на юте. Митральезы были установлены вдоль бортов на верхней палубе.

Корабль имел сносную мореходность, небольшую килевую качку, чуть больше — бортовую, умеренную манёвренность и устойчивость на курсе. Поперечная метацентрическая высота 0,48 м, продольная — 160 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 44 ° или 82 ° с надстройками, нулевая — более 90°. Фактически был приспособлен к плаванию в открытом море только условно, так как при сильном волнении он терял ход и двигался с трудом.

До 1890 нёс только 1 прожектор на камбузе у светового люка МО. После 1896 корма была надстроена, высокие перепускные трубки на 2-й дымовой трубе демонтированы.

Читать еще:  Танковый мостоукладчик Panzerschnellbrücke «Leguan» (Германия)

Несмотря на многие прогрессивные черты, этот крейсер оказался слишком слабым и активно не использовался.

В 1891 его перевооружили на 8 (впоследствии 6) 88-мм пушек, а количество 37-мм картечниц также сократилось до восьми (затем шести).

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

S.M.S. Greif

Посыльное судно (с 1899 малый крейсер) » Greif » (Грифон) был заложен в 1885 на Germaniawerft в Киле, 29 июля 1886 корабль был спущен на воду. Крещение совершил вице-адмирал Вильгельм фон Виккеде, командующий военно-морской станции Балтийского моря. 9 июля 1887 года корабль был передан Императорскому морскому флоту для проведения испытаний.

Тщательные испытания и обучение в районе Шетландских островов продолжались до 15 сентября, после чего 17 октября 1887 » Greif » был отправлен на верфь в Киле для доделок.

Он числился в резерве до 19 марта 1889 года, когда перешёл в Вильгельмсхафен для службы в составе рыбоохраны в Северном море. В этот период он патрулировал в основном у Восточно-фризских островов. Патрулирование дважды прерывалось: Первый раз — с середины марта до середины апреля — для сопровождения корвета «Alexandrine», на борту которого находился кайзер Вильгельм II. Корвет направлялся в зарубежное плавание, и Вильгельм II хотел также поприветствовать корветы учебной эскадры, которые возвращались из своего круиза в Средиземное море. Второй раз с 24 июня по 10 августа » Greif » снова сопровождал кайзера, на этот раз на борту яхты «Hohenzollern» в походе на север к Нордкапу в Норвегиии, а затем в Коус в Великобритании. Вернувшись в Германию, до 30 августа » Greif » служил разведчиком во время учений флота 1889 года, после чего 30 сентября был выведен из эксплуатации в Киле.

С 17 апреля по 2 октября 1893 года » Greif » подвергся капитальному ремонту на Императорской верфи в Киле, в ходе которого обе 105 мм и 6 из 10 револьверных пушек заменили на 8 — 88 мм орудий, после чего вернулся на службу в торпедо-испытательную комиссию. Эта служба длилась до 31 октября 1894 года, когда корабль снова вывели в резерв.

5 мая 1897 года корабль был вновь принят флотом — в качестве разведывательного и посыльного корабля. Он был назначен во II дивизию I эскадры для поддержки своего флагмана «König Wilhelm». В составе эскадры он принял участие в учениях в Северном, а затем в Балтийском море, после чего, в августе сопровождал яхту кайзера Вильгельма II во время его визита в Кронштадт. После возвращения эскадры в германские воды в конце того же месяца корабли участвовали в ежегодных маневрах флота. После их окончания, 22 сентября » Greif » с принцем Генрихом на борту участвовал в поисково-спасательной операции, после того, как в сильный шторм в устье Эльбы затонул миноносец S-26, которым командовал герцог Фридрих Вильгельм цу Мекленбург.

В декабре » Greif » был назначен в I дивизион и присоединился к линкорам во время зимнего похода в Кристианию в Норвегии. В то время как флагман дивизии «Kurfürst Friedrich Wilhelm» находился в доке на ремонте, с 29 декабря по 20 февраля 1898 года » Greif » временно служил флагманским кораблём для вице-адмирала Августа фон Томсена. Два дня спустя авизо само отправилось в док для текущего ремонта, особенно котлов, которые были сильно изношены. Ремонт был завершен к 13 мая, после чего » Greif » вернулся в I эскадру, присоединившись к кораблям 19 мая в Керкуолле в Шотландии. В конце месяца он был переведён во II дивизию, после чего участвовал в летних и осенних маневрах в Северном и Балтийском морях. Во время последних учений 23 августа » Greif » столкнулся с миноносцем «S-71», хотя обошлось без серьезных повреждений. Авизо входило в составе I разведывательной группы, в которой также были авизо «Hela» и специальный корабль «Pelikan». В первой половине декабря » Greif » и остальная часть II дивизии посетили шведские порты. В этот период до 17 декабря он также служил флагманом дивизии.

1 апреля 1899 года » Greif » был отозван с активной службы, после чего принял участие в экспериментах с беспроводным радио-телеграфным оборудованием. Затем он был назначен в Инспекцию морской артиллерии в качестве учебного судна и базировался в Кильской бухте. Однако он продолжал числиться в боевом составе и, как и все еще оставшиеся посыльные суда, в этом году был переклассифицирован в малый крейсер. С начала августа по 13 сентября он присоединился к флоту, чтобы принять участие в ежегодных маневрах 1899 года. Затем корабль отправился в сухой док для еще одного капитального ремонта, после чего вернулся к учебным обязанностям. 8 июля 1900 года он присоединился к императорской яхте «Hohenzollern» для похода в Молде (Норвегия) и в Эсбьерг (Дания), и вернулся в Бремерхафен 27 июля. Во время маневров в августе и сентябре 1900 года, которые завершились в Свинемюнде 15 сентября, он снова служил разведчиком флота. В последний раз он был выведен из эксплуатации 22 сентября 1900.

В 1901 году прошла еще один капитальный ремонт, который включал установку новых котлов, но в строй не вводился и в сентября 1901 его перевели в резервный флот. 21 июня 1911 года он был переведён в список специальных (портовых) кораблей а 25 октября 1912 года — вычеркнут из военно-морского регистра и использовался, как учебный блокшив для машинистов, а с 1917 года — как минный склад в Киле-Хайкендорфе. Он был продан на слом в 1921 в Гамбурге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector