5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На абордаж! Подборка военных кораблей

Абордаж

Каждый, кто смотрел фильмы о пиратах или морских войнах интересовался вопросом “взять на абордаж” что значит? Это достаточно впечатляющее действие прошлого, без которого не обходится ни один сюжет, где фигурируют парусные и гребные корабли.

Абордаж ( от фр. abordage, от bord — борт судна; boarding) — способ ведения морского боя, использовавшийся гребными и парусными суднами до появления парового флота. Целью абордажа является захват судна противника, людей или грузов. Также способ применяли в мирных целях для транспортировки с судна на судно людей или грузов.

Техника: Атакующий корабль вплотную подходил к борту корабля противника, команда кидала абордажные багры, кошки и дреки для сцепки, чтобы корабли не разошлись во время боя. После этого между бортами накидывались мостки, по которым команда высаживалась на палубу противника. После чего начинался бой, в ходе которого использовали огнестрельное оружие, абордажные топоры, сабли и тесаки.

Чтобы не повредить свой корабль при атаке, над палубой натягивали сеть от падающих обломков рангоута.Средства управления судна прятали за баррикадами из брёвен и бочек с железным ломом. На фальшборт накладывали койки с матрацами, чтобы получилось подобие амбразур. Реи (горизонтальные части мачты) на случай абордажа комплектовали крюками, с помощью которых разрывали снасти судна противника. А на самом верху мачт устанавливали марсовые стрелки, которая выступала удобной огневой позицией.

Когда начали идти на абордаж и когда закончили

Впервые абордаж корабля упоминается во времена Пунических войн в трактате Аврелия Виктора «De viris illustribus»:

“Гай Дуилий в Первую Пуническую войну был послан вождём против карфагенян; когда он увидел, что они очень сильны на море… Он первый под насмешки врагов ввел железные крюки — их называли воронами, — которыми он зацеплял во время сражения корабли врагов, побеждал их и брал в плен.”

Правила абордажа предусматривали, что захваченное судно затапливалось при сильном уроне, полученном в бою, либо транспортировалось в порт под управлением команды-захватчика.

Можно было подумать, что судно взять на абордаж с холодным оружием в последний раз мог какой-нибудь корсар или пират. Но последняя битва такого рода произошла в аж в 1940 г. во время манёвров фашистской Германии против Британии. Немцы пытались отрезать все пути снабжения страны.

В одном из морских боёв немецкий теплоход-танкер “Альтмарк” “убегает” с пленными и грузами от флотилии Британии. Поймали неповоротливое вспомогательное судно только у норвежского Бергена. Здесь немцы пытаются столкнуть корабль Британии на камни, но последний берёт на абордаж, прижимает свой боевой корабль к борту “Альтмарка”, и команда, закалённая традициями Первой мировой, рубит немцев саблями и топорами, колет штыками, офицеры используют кортики и палаши с широкими, прямыми клинками. Тот бой был окончен в пользу британцев.

Дополнительные приспособления

В 1413 г. до н.э. упоминается использование китайского абордажного крюка — оружия, похожего на древнеримский гарпаг, которое удерживало вражеский корабль на расстоянии, чтобы обстрелять противника и не дать ему брать на абордаж.

Ещё одним специальным оружием, который использовали в таких случаях, был генуэзский абордажный меч. Он сослужил хорошую службу моряками с XVII по вторую половину XIX века. Его основное качество — тяжёлое лезвие, которое легко рубило канаты и прорубало закрытые двери. Ну и в ближнем бою он подходил для фехтования.

С появлением парового флота и развитием корабельной артиллерии абордаж утратил своё значение. Однако само выражение “идти на абордаж” в языке осталось, в смысле решительного действия одного человека или, когда все вместе захватывают что-либо (взять на абордаж холодильник или взять на абордаж неприступную девицу).

На абордаж! Или очень коротко о пиратах.

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Это свидетельствует о том, насколько насколько зыбкой была с самого начала граница между мореплавателем и пиратом. Пиратство – одна из древнейших профессий (привет проституции), но мы будем рассматривать “золотой” век, который наступил примерно с моментом колонизации Америки.

В отличие от традиционного пиратства, которое являлось морской формой бандитизма, пиратство в Карибском бассейне было способом перераспределения награбленного между странами-участниками колонизации Америки.

Расклад сил на начало 16 века был примерно такой: вся Америка, как открытая, так и неоткрытая, за исключением Бразилии, принадлежит испанцам (индейцы? кто это?). Единственной причиной, по которой другим странам вообще удается урвать себе колонии в Новом Свете было то, что Испания не слишком мелочилась и оживленно искала (а потом вывозила галеонами) драгметаллы, и если какая-то территория этих богатств не имела, Испания теряла к ней интерес, и можно было приплыть и втихаря ее захватить, быстро отстроив укрепленный форт, потому что в любой момент испанцы могли очухаться и попытаться отобрать все взад.

Читать еще:  В США разработан новый боевой экзоскелет «Третья рука»

К примеру, на Гаити – Эспаньоле – испанцы укоренились сразу и прочно. К двадцатым годам 16 века им успешно удалось организовать на Эспаньоле первые сахарные плантации и под корень уничтожить местное население. Но испанцы реально контролировали только восточную часть этого большого острова, западная же часть стала постоянной остановочной базой проплывавших мимо многонациональных джентльменов удачи.

По своему составу ряды доблестного братства пиратов были не однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество – искатели приключений с шилом в заднице, мстители, поставленные «вне закона», путешественники и исследователи, банальные бандосы скрывавшиеся от казни, “бизнесмены”, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.

Леса Эспаньолы кишели расплодившимися в отсутствии естественных врагов беглыми домашними животными и беглыми каторжниками. Хорошие корабельные стоянки, пресная вода и дармовое мясо породило специфический вид бизнеса, которым занимались на Эспаньоле люди, не нашедшие себе места в скучном приличном обществе. Эти вольные стрелки-заготовители, которых называли буканьерами по названию примитивной коптильни – «букана», охотились на ламантинов и диких свиней, коптили полоски мяса на костре и продавали свой деликатес проходящим судам.

Жить на копченом мясе и воде в отрыве от цивилизации можно, но скучно. Поэтому периодически буканеры сбивались в ватаги и устраивали налеты как на пристающие к Эспаньоле корабли, так и на береговые испанские поселения, где был ром и женщины. В конце-концов они окончательно достали испанцев и те,собравшись с духом и оружием, выдворили буканьеров с Эспаньолы. Те взгрустнули и ушли. Но недалеко – на соседний остров. Велком на Тортугу!

Тортуга – это был один из тех слишком маленьких островов, который испанцы и прочие страны-колонизаторы Америки всерьез не рассматривали. Тем не менее, испанцы трижды снаряжают рейды и выгоняют с Тортуги угнездившуюся там шушеру. После первого рейда французские поселенцы на Тортуге запросили помощи у официальных властей Франции, в результате чего на остров был направлен в качестве губернатора гугенот Франсуа Ле Вассёр. Будучи прекрасным военным инженером, Ле Вассёр построил на Тортуге крепость, защищавшую гавань Бастер, после чего оборвал все связи с Францией, и следующие 10 лет Тортуга служила самым настоящим притоном для пиратов и корсаров. Поэтому приплыв на Тортугу в четвертый раз испанцы охренели обнаружили хороший крепкий форт под управлением французского командира. Пятого раза не потребовалось. Началась золотая пора карибского пиратства.

Торговые корабли, спасибо пиратам, были неплохо вооружены, и им было довольно легко переквалифицироваться и начать самим грабить торговые суда враждебных держав, но на настоящие военные корабли они покушались редко. Этот вид бизнеса был потенциально очень прибыльным, но, как вы догадываетесь, очень опасным. Ожидаемая продолжительность жизни бойцов была ниже плинтуса и капитаны постоянно стояли перед проблемой нехватки кадров. Невозможно каждый раз мотаться в Европу для пополнения команды, поэтому приходилось вербовать кого нашли на островах. Буканьеры – отличные стрелки, не отягощенные моральными комплексами – составляли костяк этой группы. В результате термины приватир (анг.), флибустьер (голл.), корсар (фран.), капер (нем.) и буканьер (местн.) становятся в карибском бассейне взаимозаменяемыми. «Пиратом» же называют приватира/флибустьера/корсара враждебной стороны по тому же принципу, как «если наш – то разведчик, если ихний – то шпион».

Испания к этому времени дорвалась до сокровищ Мексики, Перу и Колумбии и начинает транспортировать золото, серебро, платину и драгоценные камни в Старый Свет реально тоннами. Пираты, видя как халявное золото плывет мимо. озадачилось и, с воплем “Грабь награбленное” начинает активно раскулачивать испанские корабли. В Карибском море испанские транспортники поджидают французские, английские и голландские пираты, старающиеся перераспределить это богатство в пользу родных правительств собственных карманов. Испанцам данные действия не нравятся с самого начала, и они начинают комплектовать свои транспортные корабли вооруженными конвоирами, формируя флотилию торпедных катеров испанские галеоны – укрепленные корабли с командой в сто восемьдесят человек на тридцать пушек. Пираты, видя такой “несправедливый” расклад сил начали объединяться, и на короткий промежуток времени Испания воюет против всех, а Береговое братство – эдакий пиратский интернационал – существует на самом деле в реальности. Предания о Пиратском кодексе (да, он был, но не соблюдался от слова “ваще”), крепко связывающим Береговое братство сетью неписанного и ненарушимого закона, мягко говоря, преувеличены. Впрочем, скоро бывшие товарищи по оружию перессорятся и разойдутся по своим национальным базам: Нью Провиденс, Порт Ройал и Тортуга – и начнут нападать друг на друга. Аминь.

Читать еще:  Мотоцикл для эвакуации и выживания при ЧС

Абордаж – излюбленный способ нападения пиратов на мимопроходящие корабли, когда борт одного корабля крючьями подтягивался к борту другого корабля, и на обреченный транспортный корабль высаживался пиратский десант.

Веселый Роджер – традиционное название пиратского флага. Произошло в конце семнадцатого века, когда Англия установила единый красный флаг для приватирских судов, который мгновенно получил название “Красный Джек”, который на французском языке звучал как «Jolie Rouge». и при обратном переводе превратился в Джолли Роджера. Кроме того roger – это жаргонное обозначение вора и мошенника.

15 человек и сундук мертвеца – ранее здесь уже писали, поэтому повторяться не буду )

Ну и на последок хочется сказать, что пираты все равно оставались по большей части мерзавцами и психопатами, которыми руководили еще большие мерзавцы и законченные психопаты (среди которых были и женщины). И самым романтичным моментом во всей их жизни была смерть. Кому-то от пули/шпаги/сабли, а кому-то от поноса.

Таран и абордаж в XXI веке: архаично или актуально?

Слова « таран» и « абордаж» кажутся ужасно старыми и несовременными. И в самом деле, разве сейчас кто-нибудь ещё использует таран на море? Берут ли корабли на абордаж в XXI веке? WARHEAD.SU постарался вспомнить самые громкие тараны и абордажи последних лет.

Слова « таран» и « абордаж» кажутся ужасно старыми и несовременными. И в самом деле, разве сейчас кто-нибудь ещё использует таран на море? Берут ли корабли на абордаж в XXI веке? WARHEAD.SU постарался вспомнить самые громкие тараны и абордажи последних лет.

Таранная классика

Корабельный таран — устройство, превращающее в оружие сам корабль. Обычно это прочный выступ на носу, в подводной части корпуса, позволяющий серьёзно поломать противника, ударившись в него с разгона, а самому при этом остаться невредимым. Собственно, и сам удар называется точно так же. Известен таран уже несколько тысяч лет — когда-то в незапамятные времена был вообще основным способом нанесения урона врагу в морском бою. А как с ним дела сейчас? Используют ли таран современные военные моряки?

Ещё сто с лишним лет назад адмиралов всего мира грела исключительно гениальная мысль — использовать таран как один из инструментов морского боя, подобно героям древности. Казалось бы, уже повсюду нормальные орудия — стреляй не хочу. Ан нет, во второй половине XIX века, когда скорости кораблей значительно возросли, а броня стала толстой, на таран делали серьёзную ставку. В конструкцию тогдашних броненосцев и крейсеров закладывалась дополнительная прочность, а на носу делался выступ — для таранных экзерсисов.

Британцы вообще родили на свет невиданный ранее тип кораблей. Британский таранный миноносец « Полифемус», спущенный на воду в 1881 году, вообще не имел артиллерийского вооружения, если не считать дюжины 25-мм скорострелок Норденфельда, способных разве что попортить краску большинству боевых кораблей того времени. Зато во лбу звезда горит в носу торпедный аппарат, по бортам — ещё четыре. А снизу на форштевне — самый натуральный таран ( кстати, носовой торпедный аппарат прямо в нём и располагался — ‘ title=>стимпанк в своём лучшем проявлении).

Предполагалось, что « Полифемус» сможет, разогнавшись до жутких по тем временам восемнадцати узлов ( 33 км/ч) и постреливая торпедами во все стороны, пробиться в любой вражеский порт и всех там потопить. Не взлетело. Англичане катали это чудо техники по морю два десятка лет, но так и не нашли ему применения, так что в начале XX века тихонько списали с глаз долой.

Читать еще:  Коллиматорные прицелы. Часть 3: СССР. Коллиматоры в авиации, артиллерии и на стрелковом оружии

Модный навал

В наступившем XX веке о таранах при проектировании кораблей ‘ title=>уже никто особенно не думал. Их носовые части стали значительно менее прочными, хотя подлодку-другую, если она зазевалась в надводном положении, развалить время от времени получалось. К концу века таран вообще исчез из реального использования. Вместо него большее применение получил навал. Это соприкосновение судов бортами — попытка не потопить противника, но объяснить, что ведёт он себя неприемлемо и вообще находится в неподходящем месте в неподходящее время. То есть если надо убивать — для этого есть пушки и ракеты, они работают лучше тарана. А вот если до кровопролития доводить ситуацию не стоит — тогда пригодится навал.

Сторожевой корабль « Беззаветный» наваливается на американский крейсер « Йорктаун», вытесняя его из советских территориальных вод, 12 февраля 1988 года

Столкновения же военных кораблей с гражданскими в последние десятилетия заканчиваются так себе, особенно для военных. Всё дело в том, что в основном современные военные корабли не очень велики размером ( да, мы помним о паре десятков авианосцев на весь мир и российских гигантах, подобных « Петру Великому», — но их всё же меньшинство). Корветы, фрегаты, малые противолодочные и ракетные корабли при ударе о нефтеналивной танкер или сухогруз чувствуют себя, как велосипедист, атакующий автобус. Нанести серьёзный ущерб малореально, а вот ‘ title=>получить его — только так.

Собственно, почти все столкновения военных с гражданскими последнего времени закончились убедительной победой мирных торговцев. Какой уж тут таран. Резюмируем — тараны уже не в моде, в случае необходимости лучше используйте навал, особенно если серьёзно превосходите соперника размерами.

Вечный абордаж

А вот с абордажем всё проще — он никогда не выйдет из моды. Изначально это способ морского боя, когда два корабля сходились борт о борт и в бою могли поучаствовать не только рулевые и комендоры, но и все, кто желает. В общем-то, абордаж — единственный вариант захватить неприятельское судно. Подойти и высадить на его палубу вооружённую дипломатическую делегацию, которая, используя различные методы убеждения, возьмёт управление судном в правильные ( свои) руки. Может так оказаться, впрочем, что и брать будет не у кого. Война, увлеклись. Бывает.

Абордажи и в наши дни вполне актуальны. То ‘ title=>пираты захватывают торговые суда, то, наоборот, военные и пограничные корабли абордажат браконьеров или тех же пиратов. Военного абордажа в XXI веке пока не случалось, но такой вариант развития событий на учениях отрабатывается регулярно. Правда чаще им всё-таки пользуются пограничники или службы безопасности, работающие с судами, на которых находятся преступники.

И по сей день — как на российских, так и на кораблях других стран — есть специальные подразделения морской пехоты, способные взять на абордаж корабль противника и в кратчайшие сроки навести там порядок. Ну или на берегу пошалить, если будет необходимость.

Более того, технологии абордажа не только не забыты, но и развиваются. В XX веке появился новый вид абордажа — при помощи авиации. Чаще всего его используют специально натренированные подразделения морской пехоты, практикующие высадку на палубу неприятеля парашютным способом или спуском по тросу с зависшего вертолёта.

Наиболее известный за последние годы случай произошёл в конце мая 2010 года, во время конфликта между Армией обороны Израиля и активистами движения « Свободная Газа», пытавшимися прорвать блокаду сектора Газа. Израильский спецназ высадился с быстроходных моторных лодок и вертолётов на палубу пассажирского лайнера « Мави Мармара», пытавшегося вместе с несколькими другими судами пройти без разрешения в территориальные воды Израиля. На борту лайнера произошёл бой, в начале которого обе стороны обвиняют друг друга. Итогом стала гибель девяти пассажиров судна и многочисленные раненые с обеих сторон. Судно было взято под контроль израильскими военными и отбуксировано в израильский порт Ашдод.

Этот инцидент можно считать крупнейшим абордажем XXI века с участием военных. Так что и сейчас роль абордажа не уменьшается. И вряд ли уменьшится в обозримом будущем. До изобретения каких-нибудь гипнотических установок, берущих врага под контроль дистанционно, захватить неприятельское судно будет возможно только так.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: