0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

АСН-233-115 «Тигр»: тест-драйв бронеавтомобиля «вежливых людей»

Тест-драйв АСН-233-115 «Тигр»: машина «вежливых людей»

Встреча с «Тигром»

Для того чтобы узнать, на что способен вездеход, надо заехать в достаточно дикие для этого места. Об этом хозяева позаботились заранее: песчаный карьер, лесные дороги, преодоление брода… Всё это впереди, и дотуда надо ещё проехать по шоссе километров тридцать. Поэтому на место действия первым вышел «Тигр» в сопровождении «Урала» со злыми дядьками с автоматами: пригодится для антуража. Мы выехали чуть позже тестового автомобиля, поэтому краем глаза я успел-таки заметить промелькнувший по трассе вездеход. «Скажешь тоже: промелькнувший», – усмехнутся недоверчивые скептики. Терпение и спокойствие: что может вытворять «Тигр» на трассе – вопрос серьёзный, он может гораздо больше, чем кажется. Хищник всё-таки.

За чертой города встречаемся с броневиком. То, что со стороны не кажется слишком большим, вблизи оказывается огромной железной горой. «Сухой» вес машины – 6,4 тонны, при полной загрузке до восьми тонн не хватает каких-то семидесяти килограммов. Пришло время пересесть в «Тигр», но пока – на пассажирское место, потому что встреча с представителями военной автомобильной инспекции для гражданского лица за рулём армейской машины крайне нежелательна. Меня предупреждают: вес бронированной двери «Тигра» – килограммов 60, поэтому после её открытия необходимо убедиться в том, что она зафиксирована предохранителем. Неосторожное движение – и ноги нет. Или руки, что проще, но не лучше.

Под колёсами «Тигра» вьётся лента шоссе. Качество дорожного покрытия – на 4. Суровых русских ям нет, но заплатки, небольшие выбоины присутствуют. «Тигр» их просто не замечает: подвеска на сдвоенных рычагах рассчитана на серьёзное бездорожье, поэтому неровности асфальта, на которые обязательно отреагирует легковой автомобиль, проходят абсолютно незаметно. Мало того: стрелка спидометра легко и непринуждённо добралась до цифры 130. И это не предел, максимальная скорость многотонной бронированной машины составляет 160 км/ч. Как можно управлять этой грудой металла на такой скорости – загадка. Пока отметим главное: 130 км/ч «Тигр» бежит легко, и по дороге на полигон можно пить кофе прямо на ходу. А заодно – поговорить с командиром «вежливых людей», от которого можно узнать, зачем им такой зверь.

Про сюрпризы

Элемент неожиданности – вещь хорошая, когда направлена она на противника. «Тигр» задумывался как автомобиль для быстрой транспортировки личного состава, и в нашей модификации он для этого и предназначен. Есть и другие исполнения, например, командно-штабная машина. С задачей быстрой перевозки, по словам военных, автомобиль справляется отлично. Мало того, что по трассе «Тигр» не уступит в скорости многим современным автомобилям, так и по бездорожью тяжёлая машина прёт на весьма впечатляющей скорости – 80-90 км/ч. Командир рассказывает о том, что «Тигр» обладает неплохими возможностями защиты личного состава, а броневой лист на днище поможет выжить при подрыве на мине.

По колёсам (которые, само собой, имеют систему централизованной подкачки) неприятель может стрелять из чего попало: даже если резина будет уничтожена, «Тигр» способен ехать на дисках без особого вреда для здоровья. Но обычно до этого не доходит: так повредить покрышки бронированного вездехода очень тяжело. Я тем временем обращаю внимание на то, что нас с собеседником разделяет пара метров, но слышно его прекрасно. Не мне судить о безопасности передвижения в этой машине, но то, что комфорт превосходит все ожидания, это факт.

Казалось бы, на кой сдался военным суровым людям этот комфорт? Думается мне, что каждый из них – в первую очередь человек, и то, что конструкторам удалось позаботиться о них наилучшим образом, это несомненный плюс. Да и попробуйте проехать на том же самом КамАЗе по бездорожью под «сотку». Или голову отобьёте, или противоположенное место, а скорее – всё сразу. Мы тем временем подъезжаем к полигону, на котором мне предстоит немного поснимать совместную работу спецназа и «Тигра».

Броневик легко выкатывается из кустов на песок, и из него выпрыгивают злые дяденьки с автоматами. По большому счёту, их должно быть не более шести человек – такое количество мест заложено в бронированную «душу» вездехода. Но по факту из броневика может выскочить толпа и побольше. Ещё один сюрприз для противника. И добрались быстро, и число перевозимых бойцов чуть больше ожидаемого. Но и это ещё не всё.

Кому-то люк на крыше автомобиля нужен для того, чтобы любоваться небом, кому-то – чтобы ветер трепал шевелюру, принося нечеловеческое наслаждение сидящим в салоне гражданским лицам. У «Тигра» тоже есть люк. Но функции он выполняет другие: из него можно высунуться и пострелять из пулемёта Калашникова (ПК), из гранатомёта АГС или из пулемётов калибра 12,7 мм «Утёс» или «Корд». Под каждый вид оружия есть своя станина, а время для замены станины на гнёздах у открытого люка занимает считанные минуты. При этом сложенная крышка люка представляет собой бронеспинку для бойца, орудующего пулемётом или гранатомётом. И хотя я ехал именно на тест-драйв, не посмотреть на работу спецназа никак нельзя. Итак, из кустов выезжает «Тигр»…

На шее у меня висит фотоаппарат, а я стою в предвкушении: буду снимать военный спектакль. Но не тут-то было! После появления на сцене главного героя – вездехода – проходит несколько мгновений, а снимать мне уже некого… Бойцы расположились вокруг «Тигра», их «камуфляжка» сливается с местностью, группы нет, красивой картинки, которая стала бы хорошим кадром, нет, видны только небольшие облачка дыма от выстрелов и слышны звуки, но их не сфотографируешь.

Прерываем «операцию», ставим другую задачу: нужно как-то сбиться в кучу, чтобы кадр был живее и динамичнее. Командир идею понял с полуслова и предложил «поиграть в полицию». А именно – пройти отделению под защитой брони «Тигра». Не знаю, причём тут полиция, но на этот раз всё получилось как надо: мощь, напор, страх и ужас. Конечно, броня не защитит от чего-то слишком серьёзного, но от пуль калибров 5,45 или 7,62 и от осколков спасёт. Офицер интересуется, нет ли необходимости прогнать сценку ещё раз. «Нет, – говорю, – всё получилось. Чего зря людей гонять». «Да этим дядькам только дай побегать да пострелять! Им это в радость», – весело отвечает командир. Смотрю на «дядек», разряжающих в стороне автоматы. Может, конечно, и в радость, но… лучше их лишний раз не трогать. Поэтому командуем занимать свои места и отправляться на следующее место дислокации.

Интересно, мне-то было хорошо – я ехал на переднем пассажирском сиденье. А что всё-таки чувствуют бойцы в салоне «Тигра»?

Что они чувствуют – могут сказать только они, нам, гражданским, скорее всего, таких вещей не понять. Но что не может не радовать спецназовцев, так это неплохая автономность и богатое оснащение их машины. Тут предусмотрено всё: запасы боеприпасов вдоль бортов, аптечки, фиксаторы для оружия, огнетушители, даже термосы. Плафоны освещения заставляют задуматься: у каждого есть свой провод на «массу». Вроде пустяк, но уж если даже о таких мелочах позаботились, то страшно представить, что тут могли придумать ещё. На потолке перед люком – блок управления установкой 902Б «Туча». Снаружи присутствие этой штуки выдают стволы, из которых выстреливаются аэрозольные гранаты, скрывающие автомобиль от противника в оптическом, а в некоторых случаях и в тепловом диапазоне. Вещь просто необходимая, когда «Тигра» надо спрятать.

Читать еще:  Как выбрать носки. Часть 2

Честно говоря, это я сейчас умничаю про эту «Тучу», тогда я хоть и знал о её существовании, но как это выглядит внутри, видеть не приходилось. Поэтому пока мне, лицу сугубо гражданскому, объясняют принцип действия 902Б, все уже расселись по местам, включая отделение «вежливых людей», занявших своё место в «Урале». Вроде можно ехать дальше, но подождите: мы приехали покататься на «Тигре», пора уже сесть за руль!

В роли укротителя «Тигра»

Мне выпала большая честь, скажу я по секрету, порулить этой машиной. Так просто за баранку «Тигра» не пускают, но мне несказанно повезло. Сначала повезло, что дали покататься, а потом – что не расстреляли за попытку улететь на этой штуке с дороги. Хотя, может, последнее успел заметить только я, находясь уже за рулём автомобиля.

Несмотря на приличную высоту, забраться в кабину совсем несложно: ручки, подножки – всё там, где им положено быть. Единственная сложность – открыть дверцу, и дело не только в её весе, но и в достаточно тугих ручках. И всё это последствия установки надёжной системы запирания дверей. Зато захлопнув за собой дверь, я почувствовал себя золотым слитком в сейфе швейцарского банка: меня отсюда не вытащить и не выманить.

Удобно устроившись в кресле, имеющем пусть не слишком выраженную, но ощутимую боковую поддержку, знакомимся с приборами. И удивляемся ещё раз: тут всё очень просто, да и знакомо любому, кто сидел за рулём обычного грузовика. Особенно КамАЗа: два основных прибора (тахометр и спидометр) здесь точно такие, как на этом татарском чуде. Только стоят наоборот: тахометр на «Тигре» слева, а спидометр – справа. Да и размечен последний до 160 км/ч (у большинства КамАЗов – до 120). Остальные приборы также отнюдь не экзотичные: давление масла, температура охлаждающей жидкости, уровень топлива и амперметр. Датчик уровня топлива может быть переключен на один из двух баков, объём каждого из которых – 68 литров. Из кнопочек, нужных для управления машиной, отметим кнопки подкачки колёс: есть несколько режимов (шоссе, грунт и пр.), каждому из которых соответствует определённое оптимальное давление, которое создаётся одним нажатием. Проще придумать уже нельзя.

На центральной панели видны манометры. Воздух нужен для подкачки шин и для работы пневмогидравлической тормозной системы. При падении давления колодки барабанных тормозов разводятся, поэтому при неисправности пневматики опасности улететь с дороги (как на ЗиЛе-131) нет.

Органы управления автомобилем (уточняю специально – именно автомобилем, так-то тут есть чем ещё можно управлять) тоже знакомы. Здоровый рычаг справа от руля – привод стояночного тормоза, два остальных – рычаг КПП и «раздатки».

Несмотря на «толстый-толстый слой» брони и не слишком большую площадь остекления, обзор неожиданно хороший. Поэтому чуть осмотревшись, запускаем мотор и едем.

Мотор кажется довольно скромным для тяжёлой машины: всего 215 л.с. Но это всё же турбодизель, его объём составляет 4,43 литра, а максимальный крутящий момент – 735 Нм. Специально для иностранной разведки уточним: мотор стоит наш, отечественный, а именно – ЯМЗ-5347-10.

Несмотря на запущенный двигатель, в кабине не шумно. Включаем вторую передачу (первую, как водится, используют только на сильном бездорожье и с большой загрузкой), отпускаем педаль сцепления и трогаемся с места. Ходу рычага КПП позавидуют многие «легковушки», сами переключения – чрезвычайно чёткие (коробка тут «газовская»). Почти сразу включаю третью передачу, и дизель даже не повышает тона. Тихонько бормоча, он легко тянет машину по песчаному карьеру. Впереди – подъём на лесную дорогу. У «Тигра» очень короткие свесы и спереди, и сзади: углы въезда и съезда составляют по 52 градуса, а максимальный угол преодолеваемого объема, который ограничен еще и удельным крутящим моментом, – 30 градусов. Выходим в горку опять на второй передаче и уже тут даём газку. Помните, я говорил о том, что чуть не слетел с дороги? Дело было так.

Машина идёт очень плавно. Ей глубоко плевать, что у неё под колёсами: есть что-то более-менее твёрдое – и ладно. Я окончательно осмелел (скорее, оборзел), дабы управление больше похоже на рулёжку легковой машины, а не грузовика, и ехал в своё удовольствие, постепенно набирая скорость. А скорость «Тигр» набирает легко. И когда у меня на пути неожиданно возникла приличная яма, я рефлекторно попытался увернуться от неё поворотом руля. А не тут-то было: машина весом приблизительно семь тонн не шибко здорово любит такие «лосиные тесты».

При первом повороте я почувствовал, как она готова уйти в занос. Отпустил педаль газа, вернув руль в прямолинейное положение. «Тигр» чуть подумал и послушно вернулся на курс. К очень острому рулю вкупе с немалым весом надо привыкнуть. Как, впрочем, и к тормозам, которые поначалу очень раздражают приличным временем реакции. Но уж если пережмёшь педаль, только держись за руль! В общем, после пары километров привыкаешь. Управлять «Тигром» – одно удовольствие, но с головой дружить надо. Единственное, к чему при желании можно придраться, – это к довольно приличному радиусу разворота. Сказывается длинная база, и с этим ничего не поделаешь. У нас впереди остался последний тест – преодоление брода.

Про реку, ноябрь и брызги

По дороге не перестаю удивляться туману, накрывшему, кажется, весь российский северо-запад. На подъездах к воде он стал только гуще, поэтому, даже подъехав к берегу реки, мы её увидели не сразу. «Тигр» выбрался к броду к самой кромке воды. Галька заскрипела под ботинками одетых в камуфляж людей с автоматами на шеях. Суровые взгляды сверлили туман в поисках противоположного берега. Ничего не видно: куда ехать, где выбираться на той стороне? А ведь как-то убедиться в том, что вездеход не боится воды, надо. Мне же так просто никто не поверит! Тут хотя бы фотография нужна… И командир быстро нашёл выход.

– Так, кого не жалко? – задумчиво пробормотал он про себя. – Иди-ка сюда!

На его зов подбежал боец, которого «не жалко».

– Надевай, – приказал командир, указывая на что-то непонятное. Этим «непонятным» оказался полукомбинезон лёгкого защитного костюма. Под смех добрых товарищей боец облачился в наряд.

– Будешь брод искать, – объяснил офицер. – Посмотришь, где тут сможет проехать «Тигр».

На бумаге вездеход может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 метра. В жизни – ещё больше. Двигатель расположен высоко, навесные агрегаты – ближе к крышке капота, а воздухозаборник выведен к крыше. Теоретически боец по этой речке мог ходить почти бесконечно. Время уже поджимало, и мне стало интересно, что будет дальше.

Транспорт вежливых людей: почему тяжеловес «Тигр» понравился разведчикам

Создание большого внедорожника, которому под силу проехать через болота и бездорожье, и постройка армейского бронеавтомобиля — только с виду процессы одинаковые. На деле — создать машину, способную выдержать серьезный обстрел из стрелкового оружия, подрыв СВУ и способную передвигаться там, где дорог нет в принципе крайне тяжело.

Читать еще:  ТОП-5 туристических палаток

Результатом напряженной работы российских инженеров стал «Тигр» — настоящий бронированный хищник, способный не только перевозить и защищать десант от взрыва, но и бороться с бронетехникой врага.

Транспорт вежливых людей

Российские специалисты, да и просто те люди, кто увлекается изучением отечественной техники, хорошо знают, что появился «Тигр» еще в начале двухтысячных. Однако широкую, и даже мировую известность «Тигр» приобрел сначала во время событий в Южной Осетии в 2008, а затем и в Крыму весной 2014 года, когда вежливые люди за считанные часы заняли все стратегически важные объекты полуострова. Тогда все мировые эксперты стали сравнивать «новую русскую технику» с техникой американской.

Выяснилось, что массивный бронеавтомобиль, чаще всего запечатленный на «крымских» фотографиях с пулеметчиком наверху, создали не год, и даже не два года назад. «Тигра» некоторые специалисты российского ВПК справедливо называют представителем «новой школы» или «нового направления» в разработке и производстве военной техники.

Сами военные говорят, что с появлением этой бронемашины мобильность разведчиков повысилась на порядок, а защита по третьему (и шестому в «старшей» версии броневика) классу позволила обезопасить личный состав даже при плотном огне из стрелкового оружия.

Сравнения с зарубежными бронеавтомобилями «Тигру» избежать не удалось — так уж устроен этот мир. Когда один производитель выпускает продукт и называет его лучшим в своем классе — такое заявление на пустом месте делать нельзя. Сравнение с американскими бронеавтомобилями не случайно — именно «Хамви» долгие годы считался самым проходимым военным автомобилем. Опубликованные в интернете заезды американского «Хамви», итальянского «Ивеко», грузовика «Урал» и броневика «Тигр» рассказывают о проходимости военной техники лучше, чем любые рекламные буклеты.

Специалисты отмечают, что ожидаемое отставание «Ивеко» в этом случае перекрывается отсутствием конкуренции со стороны «Хамви» — на кадрах испытаний хорошо видно, как американский внедорожник трогается с места, но буквально через метр зарывается в снегу. Другой критический недостаток американской машины, связанный с ее проходимостью можно обнаружить, если попытаться поехать на «Хамви» в лес.

В свежем выпуске «Военной приемки» на телеканале «Звезда» об этом рассказывает один представитель компании-разработчика бронеавтомобиля «Тигр», военный эксперт и кандидат военных наук Сергей Суворов. «Если посмотреть на «Тигр», то здесь честный клиренс в 40 сантиметров от колеса до колеса, то у американцев вместо 40, будет всего 20 сантиметров», — пояснил он.

И тут важно отметить, что идеальных дорожных условий в боевых операциях не бывает — пеньки, камни, и многое другое вырывает рычаги из американской подвески. После такой аварии машины не то что бой вести, двигаться дальше не сможет. Маленьким бронетранспортером «Тигра» называют не случайно — вся ходовая бронеавтомобиля скопирована с БТР.

К оснащению разведывательной машины вооружением всегда подходили по-особенному. Переборщить в этом случае нельзя: строгие ограничения по массе, подвижности, живучести, и целому ряду жизненно важных для машины (и как следствие — для экипажа) параметров. По части вооружения «Тигр» универсален и подходит для разных задач. Нужно поставить стрелка с пулеметом? Пожалуйста. Поворотная платформа в «спецназовской» версии бронеавтомобиля к вашим услугам.

Пулеметчика на крыше для поставленной задачи оказалось недостаточно? Не беда. Смонтируйте на подвижной платформе автоматический гранатомет. Но разработчики машины пошли чуть дальше, и вместо человека установили на крыше модуль вооружения «Арбалет». Пулемет «Корд» калибра 12,7мм, подключенный к прицельному комплексу с тепловизором полностью исключат риск поражения оператора ответным огнем — человека при обстреле защищает броня.

Трудно сказать точно, как именно родилась идея установить противотанковый комплекс на шасси бронированного автомобиля, но отечественные эксперты, впрочем, как и военные, смонтированный на шасси «Тигра» противотанковый комплекс «Корнет» оценили по достоинству. Специалисты говорят, что две хорошо замаскированные машины, оснащенные ПТРК «Корнет» уже с загруженными ракетами смогут поразить по 8 танков каждая, а после перезарядки поразить еще столько же.

Безусловно, такие же машины есть и у американцев — на шасси «Хамви» можно смонтировать противотанковый комплекс «Тоу», но пусковая установка в этом случае может устанавливаться всего одна. К тому же, меньше боекомплект и больше времени на перезарядку. Да и сам ПТРК по своей эффективности намного уступает «Корнету». А личный состав в это время подвергается смертельной опасности — ни оператор комплекса вооружения, ни «второй номер» расчета, подающий боеприпасы ничем не защищены.

Всего же, по словам специалистов, на базе «Тигра» уже разработано более 50 модификаций — среди них машины связи, радиотехнической, радиационной, химической и биологической разведки, радиоэлектронной борьбы, командно-штабные машины, боевые машины различных комплексов вооружения. Однако среди прочих бронеавтомобилей встречаются и вовсе уникальные.

Когда генеральный директор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий шутя заявил, что «Тигр» сделали более зубастым, вряд ли кто-то мог предполагать, что на шасси броневика установят 30-мм пушку. Ту самую, что ставят на БТР-82А и боевой робот «Уран-9». Помимо плотного огня из бронированной капсулы оператор и вовсе можно покинуть машину — для этого используется выносной модуль управления. Фактически, «Тигр» с 30-мм пушкой из мобильной точки для ведения огня можно укрепить и превратить в неподвижную долговременную огневую точку.

За свою непростую судьбу «Тигр» уже успел повоевать — спецподразделения на Северном Кавказе неоднократно попадали в этой машине под обстрел. Следует отметить, что почти сразу после одного из таких случаев с разработчиками на связь вышли те самые спецназовцы. Засада, в которую угодили спецназовцы была организована так, что личный состав внутри «Тигров» не должен был уцелеть. Но, случилось все с точностью до наоборот. Ни испорченные бронестекла, ни подпаленная ВОГами краска на подвижность не повлияли, и бойцы быстро вышли из-под обстрела.

Комментируя ситуацию с засадой на российский спецназ представитель «Военно-промышленной компании» Сергей Суворов объяснил, что выжить спецназовцам, помимо совокупности факторов помогла и строгая система государственных испытаний российской бронемашины. И тут стоит сразу заметить, что система оценки эффективности бронезащиты у российской техники, и у техники стран НАТО различается в разы.

Несмотря на то, что и российский ГОСТ, и НАТОвский STANAG устанавливают шесть классов бронезащиты, оценивают эффективность специфических зарубежных очень необычно. Если по российскому стандарту сквозного пробития брони не допускается вообще, то зарубежные стандарты не так строги — если из ста выстрелов 49 пробьют корпус, то изделие считают прошедшим испытания. То же самое и с подрывом — если бойца вытащили из подорванной на фугасе зарубежной машины, и он через несколько минут скончался — то считается, что изделие свою задачу все равно выполнило.

В российской системе оценки безопасности смерть экипажа означала бы, что изделие непригодно для эксплуатации, и всю партию нужно пускать не переплавку. Но такого, по словам специалистов, не случается — все возможные испытания на подрыв и обстрел проводятся задолго до передачи изделия заказчику. Стандартный армейский «Тигр» в этом случае может выдержать подрыв 600 граммов взрывчатки, а самый защищенный «Тигр-6А» может выдержать два килограмма в тротиловом эквиваленте.

Читать еще:  Mercedes Benz AMG 6×6 - один из самых мощных и дорогих внедорожников

Нельзя точно сказать, почему зарубежные производители берегут собственные изделия, не устраивая им «тестов на выживание», но некоторые подробности из жизни европейских броневиков заставляют задуматься — а пригодны ли такие машины к целевой эксплуатации?

«Итальянцы не разрешили нам проведение испытаний на баллистическую и взрывную стойкость, но мы заранее видели, что заявленный класс защиты не соответствует действительности, и простреливать некоторые зоны в этом бронеавтомобиле можно было из пистолета», — поясняет в интервью «Звезде» представитель «Военно-промышленной компании».

Уникальность «Тигра» как огромного забронированного хищника заключается в том, что самые проверенные и не раз просчитанные решения по части защиты, и самые передовые по части вооружения собраны в едином корпусе. Благодаря этим качествам «Тигр» еще долго будет востребован как у отечественных заказчиков, так и у зарубежных покупателей.

АСН-233-115 «Тигр»: тест-драйв бронеавтомобиля «вежливых людей»

Бронеавтомобиль для «вежливых людей»

Всем сотрудникам ООО «Военно-промышленная компания»,

«вежливым людям», а также всем, кто причастен к появлению на свет и в строю этой замечательной машины «Тигр», посвящаю.

Книга, которую вы держите в руках, рассказывает об истории создания машины, о самой машине и о том, какие испытания ей пришлось преодолеть, чтобы занять место в строю нашей армии и других силовых структур. Речь идет об автомобилях семейства «Тигр».

«Тигр» стал знаковым не только для осуществляющей его производство «Военно-промышленной компании», но и для всей автомобильной промышленности России. Эта машина, наряду с другими армейскими автомобилями, является символом мощи и надежности наших Вооруженных сил, символом борьбы с международным терроризмом и аксессуаром «вежливых людей».

За последние десять лет, что «Тигр» производится серийно, конструкторами «Военно-промышленной компании» было разработано и построено несколько десятков самых разнообразных модификаций этой машины, ставшей базой для создания различных систем вооружений, комплексов разведки, управления и связи. Ставшая уже богатой боевая биография «Тигра» лишний раз подтверждает правильность выбора технических решений конструкторов, благодаря которым были спасены многие жизни солдат.

Хочется отметить, что автор, достаточно долгое время связанный своей деятельностью с созданием и продвижением на мировой рынок «Тигров», впервые объективно осветил историю создания машины, практически полностью смог описать модификации обширного семейства.

История «Тигра» неразрывно связана с историей «Военно-промышленной компании», ее дружным и высокопрофессиональным коллективом. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что мы скоро увидим новые машины, созданные этим коллективом.

Считаю, что эта книга будет интересна, как любителям военной автомобильной техники, так и широкому кругу читателей.

Начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ

генерал-лейтенант Александр Шевченко

ACH 233115 «Тигр-М СпН» с установленным 7,62-мм пулеметом ПКП «Печенег».

Потребность войск и силовых структур в таких средствах, как многоцелевые бронированные автомобили была выявлена на основе опыта локальных военных конфликтов последних двух десятилетий, когда широкомасштабные войны, как бы, отошли на второй план. Для повышения мобильности спецподразделений силовых ведомств востребован автомобиль, рассчитанный на перевозку отделения военнослужащих, сочетающий в себе качества вездехода и скоростного маневренного транспортного средства. Этот автомобиль должен быстро перемещаться на большие расстояния, обеспечивать надежную защиту и одновременно комфортное размещение десанта и экипажа внутри машины для сохранения их боеспособности к моменту вступления в бой по нейтрализации возможных угроз.

Главной «фишкой» бронеавтомобилей «Тигр» является высокая проходимость.

Кроме того, для наилучшего решения поставленных задач (в том числе и обеспечения скрытности передвижения) автомобиль своим внешним видом не должен выделяться из основной массы машин общегражданского назначения. Скрытность и мобильность особенно актуальны сейчас — при ведении боевых действий в условиях локальных конфликтов.

В настоящее время десятки компаний по всему миру занимаются разработками, производством и поставками машин этого класса. Эти машины нашли применение, как в армейских структурах, так и в структурах охраны правопорядка, а также и во многих других, где требуется защищенная и мобильная техника.

Наименование «Тигр», которое присваивалось различным образцам военной техники, оружию, боевым системам, самолетам и вертолетам, наверное, самое распространенное в этой сфере. В Советском Союзе было как-то не принято называть танки или самолеты названиями хищников или каких-нибудь ползущих гадов. Но с активизацией маркетинговой деятельности молодой России на международном рынке вооружений, расширения рекламно-выставочной деятельности российского оборонно-промышленного комплекса, стало даже как-то несолидно представлять новый образец вооружения и военной техники только с одним буквенно-цифровым индексом в его наименовании. И замелькали на отечественных листовках и буклетах грозные имена типа «Гюрза», «Вепрь», «Носорог», «Акула» и, конечно же, «Тигр». Причем «тиграми» именовали и боевые корабли, и стрелковое оружие и бронеавтомобили.

Сегодня АСН 233115 «Тигр-М СпН» стал тружеником в войсках и решает много различных задач.

Автомобили, а позже, бронированные автомобили семейства «Тигр» сейчас стали признанным символом высокой боеспособности наших Вооруженных сил и других силовых структур. Их способность в кратчайшее время решить или обеспечить решение важнейших не только тактических, но и оперативно-тактических, а порой и стратегических задач. После участия автомобилей специального назначения «Тигр» в операциях по принуждению к миру Грузии в 2008 году, в скоротечной операции по предотвращению кровопролития при возвращении Крыма в состав Российской Федерации, в операции по разминированию Пальмиры в Сирии, бронеавтомобиль «Тигр», по аналогии с «вежливыми людьми», стал «Вежливым „Тигром“».

Так уж сложилось, что автор этих строк был одним из участников процесса становления «Тигра», а в последующем активно боролся за его «выживание» в условиях недобросовестной конкуренции. К счастью «Тигр» в муках, но родился, добился признания и выжил. Сейчас, наверное, ни одна из серьезных операций, проводимых Министерствами обороны или МВД, не обходится без участия бронеавтомобилей семейства «Тигр». За 15 лет своего существования и 10 лет серийного производства автомобили «Тигр» превратились в хорошо узнаваемый во всем мире бренд. Они стали постоянными участниками различных международных выставок вооружений, военных парадов, «героями» художественных фильмов и распространенных компьютерных игр. Игрушечные «Тигры» с недавнего времени теснят на полках «Детских миров» всевозможные «Мерседесы», «БМВ» и «Хаммеры». Это ли не признание заслуг создателей этой уникальной машины и ее высокой популярности?

На страницах этой книги читатель познакомится с историей создания «Тигра», особенностями конструкции автомобиля и его многочисленными модификациями. Надеюсь, что книга будет интересна не только специалистам и любителям военной автомобильной техники, но и широкому кругу читателей.

Главный конструктор «Тигра» Александр Григорьевич Масягин перед отправкой опытных образцов машин на выставку IDEX-2001 в Абу-Даби, февраль 2001 г.

ОТКУДА «РАСТУТ» КОЛЕСА?

Одним из первых массовых армейских легких многоцелевых автомобилей в мире стал американский армейский HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство), получивший более распространенное название — Hummer («Хаммер» интерпретация от аббревиатуры HMMWV, читающейся как «хамви»). Машина была разработана в начале 80-х годов прошлого столетия, а с 1985 года американская компания AM General, создавшая машину, приступила к серийному производству «Хаммеров». В американской армии HMMWV заменили легкие армейские «джипы» М151 и небольшие грузовые платформы и грузовики М274, М561, М880 грузоподъемностью от 0,5 до 1,25 т. Целенаправленная агрессивная реклама и умелое продвижение на рынки обеспечили производителям заказы на тысячи «хамви» в различных вариантах во многие страны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector