0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Центральный Музей ВВС в Монино. Самолеты и люди

Центральный Музей ВВС в Монино. Самолеты и люди

Сегодня мы подготовили для вас не совсем обычный материал. Эта статья — про Центральный Музей ВВС в Монино, его историю, жизнь, проблемы и… людей, которые помогают музею выжить. В статье представлены потрясающие по своей атмосферности фотографии. Желаем приятного чтения.

Если статья вам понравилась, не поленитесь рассказать о ней вашим друзьям. Сделаем небо ближе вместе!

Центральный Музей ВВС в Монино. Самолеты и люди

Центральный музей ВВС в Монино начинает свою историю даже не с 1958 года, когда был подписан приказ о создании музея ВВС СССР, а с 1956-го, когда была расформирована смешанная учебная авиационная дивизия, куда входили истребительный, бомбардировочный, штурмовой авиационные полки и отдельная транспортная эскадрилья. Причины расформирования крылись в отсутствия дальнейших перспектив развития аэродрома (новые типы самолётов не могли использовать короткую ВПП, а увеличить ее не было возможности). Обучение слушателей на аэродроме было прекращено 4 апреля 1956 года, аэродром закрыли для эксплуатации, а авиационную дивизию расформировали.

Вообще у аэродрома в Монино достаточно героическая и интересная история. Так, например, в годы войны на территории аэродрома находился авиационный завод №81, специализировавшийся на ремонте и переделке иностранных самолётов.

После расформирования смешанной авиационной дивизии встал вопрос — что делать с данной территорией? Идея создания музейного комплекса уже тогда витала в воздухе…

Итак, в ноябре 1958 года с легкой руки первого заместителя главнокомандующего ВВС, маршала авиации С.И. Руденко, перед начальником Военно-воздушной академии, маршалом авиации С.А. Красовским была поставлена задача по организации части территории аэродрома в музейный комплекс ВВС. И началась работа…

В первую очередь среди специалистов и преподавателей военно-воздушной академии была сформирована рабочая группа, которая пока на бумаге решала, что из себя будет представлять музей, какова будет его основная экспозиция. Работы шли примерно полтора года, постепенно из ВВС передавали бедующие экспонаты музея, и это была не только техника и летательные аппараты, но и документы, оборудование, личные вещи летчиков и другие реликвии ВВС. Все это было решено разместить в 3-х залах-ангарах и 2 залах, и также в экспозиции под открытым небом, а первым начальником музея был назначен майор К. П. Данилин.

И вот, 23 февраля 1960 года музей открыл свои двери для посетителей. Следует отметить, что большая часть экспонатов того времени прибыла в музей своим ходом, и уже на территории музея была разукомплектована в соответствии с требованиями к музейным экспонатам. Так, с «боротов» снималось секретное оборудование — станции РЛС, бомбардировочные прицелы и т.д. Но вот, например, «Сотку» привозили в музей по частям, и уже в музее собирали сотрудники КБ.

Концепцией данного музея на тот момент было не только экспонирование и сохранение уникальной авиационной техники, но и предоставление учебного материала для летчиков и конструкторов в будущем. Экспонаты представляли собой прямую эволюцию конструкторской мысли и производственных мощностей авиационной промышленности СССР. В то время комплектность «бортов» доходила до 95%! Но наступили темные времена…

Святые 90-е

В стране, в которой мечту о небе заменила жажда наживы, где молодежь мечтала стать бандитами, а прогрессивная научная мысль заменялась на «рыночный склад ума», музей авиации оказался брошен на произвол судьбы. Долгое время на его территорию и экспонаты покушались «акулы рынка», желавшие закрыть музей, уничтожить или продать экспонаты, а землю продать. Работники музея, летчики и представители ВВС стойко держали оборону днем. А ночью… Ночью «борты» грабили охотники за цветным металлом. С самолетов варварским способом вырывалась проводка, узлы и приборы, приборные панели разбивались молотками и отдирались «фомками» только с одной целью – добраться до цветного металла.

В пример я могу привести Ту-144. Волонтеры которые восстановили его до прежнего состояния по работоспособности и комплектности, говорят следующие:

«Мы смогли проникнуть в самолет только через один из вспомогательных люков, другой возможности просто не было… Когда я оказался в кабине пилотов, она вся была завалена вырванным из панелей оборудованием, так что путь по пассажирскому отсеку я проделал, можно сказать, «вплавь», пробираясь через завалы».

Сейчас Ту-144 восстановлен и является жемчужиной коллекции музея ВВС. Но об этом немного позже.

А еще были «зарубежные партнеры», которые настойчиво предлагали продать «по-тихому» тот или иной редкий образец… Но надо отдать должное уважение руководству музея — НИ ОДИН из хранящихся в музее образцов не покинул территорию комплекса.

Читать еще:  6 главных мифов выживальщиков и их развенчание

Несколько позже поменялось отношение ВВС и различных КБ к музею, в эпоху когда каждый был сам за себя, уже было не до сохранения музея.

Даже сейчас ВВС предпочтёт расстрелять «именные борты» в авиадартс, чем отдать их музею. Ведь на это нужно тратить силы и время, проще сбросить бомбу.

Комплекс жил на грошовые дотации от государства и то немногое, что сумел выручить с продажи билетов. А Центральный музей ВВС — это не «Диснейленд», он не мог дать того хлеба и зрелищ, в которых так нуждались потребители. Можете представить, какие там были «доходы».

Техника может быть сколь угодно совершенной и надежной, но без человека и его заботы она обречена на медленную смерть. У музейных работников не хватало сил, средств и рабочих рук, чтобы поддержать и сохранить экспозицию. И тогда в музей начали приходить Люди. Именно так — Люди с большой буквы, с большим сердцем, с мечтой и целью. Они пришли созидать. В начале у них не было ничего, ни инструмента, ни даже своего места чтобы переодеться. Переодевались и грелись зимой эти храбрые парни и девушки, мужчины и женщины там же, в самолетах. Пили принесённый с собой чай в термосах и, наскоро перекусив, шли работать на борты.

Со временем появился инструмент, свое небольшое и уютное помещение, запас запчастей, а главное — уникальный опыт. По субботам они работают в музее, а шесть дней в неделю пишут в КБ и на авиаремонтные заводы, просят какие-либо запчасти, которые, возможно, сохранились на складах, и ищут техническую документацию.

И самое главное — несмотря на бюрократические препоны, на крючкотворство чиновников, эти ребята не сдаются!

Ту-144, который сейчас экспонируют в музее, самолет, который открывают в день отрытых дверей для посетителей, был восстановлен именно волонтерским движением, причем он был восстановлен от кабины пилотов, где пришлось её фактически заново собирать, до самого последнего инженерного отсека!

Была восстановлена проводка (не натянута новая, а восстановлена старая), были восстановлены пассажирские залы и всё остальное — согласно технической документации того времени. То есть все аутентичное! Я считаю, это огромная победа! А сколько было малых? Сколько узлов и агрегатов для самолета было найдено и возвращено волонтёрским движением? А с каким трудом? Даже сами ребята не могут точно сказать.

Центральный Музей ВВС в Монино. Самолеты и люди

Узнайте, какие инструменты ВКонтакте помогут сохранить привычный ритм жизни, когда нужно оставаться дома.Посмотреть

Волонтёры Музея ВВС в Монино

Информация

Описание: Волонтёрский отряд ЦМ ВВС: реставрация самолётов, помощь музею, отчёты о нашей работе и как присоединиться к нам.

Эту страничку делают те, кто реально работает на субботниках в Монино. Показать полностью… Мы – люди разного возраста и профессий, но объединяет нас общая идея. Мы занимаемся ремонтом и реставрацией экспонатов Центрального музея ВВС, помогаем поддерживать экспозицию в надлежащем состоянии, проводим экскурсии в дни открытых дверей.
Первый субботник состоялся 18 июня 2005 – группа добровольцев вымыла несколько бортов. Сейчас кроме помывки ЛА в летнее время и очистки их от снега зимой мы занимаемся восстановлением интерьеров и оборудования салонов и кабин, что включает в себя: ремонт и замену отдельных частей летательных аппаратов, восстановление работоспособности узлов, систем и даже отдельных экспонатов, изготовление заменителей отсутствующих деталей, ремонт и доработку тяжёлой автотехники, генераторов и т.д.
За 14 лет нами выполнен огромный объём ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на экспонатах Ми-12 (В-12), Ми-2 и В-2В, Ми-6ПЖ2, Ми-8, Ми-24А, Ми-24В, МиГ-3, МиГ-105.11, МиГ-31,
Ан-24, Бе-12, Бе-32, Ли-2, Л-29, Як-17, Як-40, Ил-10М, Ил-18В, Ил-62, Ил-76М, Ту-95МС, Ту-104АК, Ту-114, Ту-144, М-15, ВВА-14; до работоспособного состояния доведён двигатель ВК-1. Работа над ними продолжается и сейчас.

Задача этой группы – дать полное представление о нашей деятельности, а также пропагандировать ЦМ ВВС и историю авиации. Тем, кто живёт в других городах/странах и нечасто приезжает в Монино, страничка служит оперативным источником информации о самом музее: мы постим самые свежие новости и фотографии из музея.

✈ КАК ПОПАСТЬ НА СУББОТНИК. Субботники проходят каждую субботу. Планы работ публикуются на стене группы накануне. Схемы, как добраться в музей, висят в «Основном альбоме» вверху страницы. Приезжайте к 10:00, запишитесь на входе в журнал у вахтёра, найдите в 7 ангаре Александра Васильевича Санникова (он от музея) или Павла Проскурню (старший от волонтёров), они сориентируют по работам. Несовершеннолетним нужно принести письменное согласие от родителей, что они не против вашего участия в субботниках, малолетние дети приходят в сопровождении взрослых и под их ответственность. Возьмите с собой еду, питьевую воду и одноразовую посуду, гастрономы далеко. Одевайтесь так, чтобы не боялись испачкаться, и с учётом того, что проведёте день на открытом воздухе (переодеться и выпить чаю можно в волонтёрском домике). Обязательны рабочие перчатки.

Если вы хотите оказать материальную помощь, наши реквизиты:
Сбербанк: 4276 3800 5026 5052
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066

Обращаем внимание: эта группа – основная площадка волонтёрской организации в интернете. Она дублируется в фейсбуке: www.facebook.com/aviarestorermonino . Из наших же публикаций компилируются отчёты в Живом журнале: http://aviarestorer.livejournal.com.
В ссылках в меню справа перечислены также странички о реставрации конкретных ЛА. Все остальные группы и сайты, хотя и вещают от имени волонтёров, но старательно умалчивают о 98% нашей работы, по сути дезинформируя общественность, а периодически просто воруют контент отсюда и публикуют наши отчёты без ссылок на первоисточник. Просто сравните наш контент и их.

Читать еще:  Гейб Суарез: Жить в "до того"

К официальной странице музея http://cmvvs.ru/ мы отношения не имеем и ответственности за её контент не несём.

Данная группа не является площадкой для выяснения отношений. За личные нападки, оскорбительный тон и срач в комментариях – бан, независимо от волонтёрского стажа и заслуг.

Дни открытых дверей в ЦМ ВВС, когда можно попасть на борта и увидеть проделанную нами работу, проводятся три раза в год – 9 мая, 12 июня и на День авиации в августе. Место: Волонтёры Музея ВВС в Монино, Москва

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ

Тут были – 2

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ расположен в поселке Монино, в 25 км к востоку от Москвы. Здесь представлена богатая экспозиция гражданской и военной воздушной техники, а также механических узлов, различных предметов, инструментов и художественных работ, так или иначе связанных с историей развития российской авиационной отрасли. Многочисленные музейные экспонаты размещены в ангарах, оборудованных залах и прямо под открытым небом. Отдельная выставка посвящена зарубежной авиатехнике времен Второй мировой войны.

Музей ВВС в Монино был создан в советскую эпоху как Выставка авиатехники ВВС СССР. Ее основали при Военно-воздушной академии имени Ю. Гагарина в ноябре 1958 года на базе ремонтных мастерских авиационной дивизии, расформированной в 1956-м. Для широкой публики экспозиционные площадки открыли в 1960 году, приурочив событие к 23 февраля — Дню Советской армии и Военно-морского флота. В тот момент в фонде находилось почти 600 единиц хранения, в том числе 14 самолетов. В дальнейшем коллекция пополнялась за счет передачи отслужившей или устаревшей авиационной техники. К 1970 году коллекция насчитывала около 40 летательных аппаратов. Часть найденных энтузиастами-поисковиками самолетов времен ВОВ была эвакуирована и восстановлена.

Статус музея выставка получила в январе 1971 года. В 1990-х экспозиции упорядочили, разместив их в хронологическом и тематическом порядке. До 1992-го должность директора и его заместителя занимали офицеры в отставке. В дальнейшем директивой Генштаба было определено, что руководителями музея могут стать исключительно военнослужащие.

О музее ВВС в Монино

Один из крупнейших авиационных музеев мира представляет интереснейшую коллекцию, часть которой включает уникальные летательные аппараты. Собранные экспонаты дают полную картину развития авиационной промышленности, начиная с первых моделей самолетов и заканчивая современной техникой.

  • Площадь закрытых выставочных залов — 5,5 тысяч кв. м.
  • Площадь открытой площадки — 20 га.
  • Общее число единиц хранения — более 51,5 тыс.

Ежегодно в определенные дни в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ проводятся праздничные мероприятия:

  • 23.02 — дата открытия музея (1960 г.) и День защитника Отечества;
  • 09.05 — День Победы;
  • 18.05 — Международный день музеев;
  • 12.06 — День России;
  • 12.08 — День ВВС России;
  • 28.11 — дата основания музея (1958 г.).

Экспозиции

Коллекция Центрального музея Военно-воздушных сил РФ занимает несколько ангаров, закрытых помещений и площадок под открытым небом. В структуре учреждения они обозначены как залы.

Зал № 1

Экспозиция посвящена зарождению русского воздухоплавания и авиации времен Первой мировой войны. На стендах размещена информация о первом научном полете, совершенном академиком Я. Захаровым в 1804 г., наблюдениях с воздушного шара солнечного затмения профессором Д. Менделеевым в 1887 г., экспериментах с летательными аппаратами, создании военной воздухоплавательной службы и опытах по установлению телеграфной связи между землей и аэростатами во второй половине XIX вв.

Выставочные материалы рассказывают о первых русских дирижаблях, поступивших на вооружение армии в 1910 г., об основателях теории аэродинамики, экспериментаторах и воздухоплавателях. Здесь представлены макеты и реальные модели самолетов, в том числе — первого в мире летательного аппарата, оторвавшегося от земли, и серийные образцы, выпускавшиеся в царской России. Кроме того, в 1 зале можно увидеть экспериментальные авиамоторы отечественных и зарубежных конструкторов, корзину аэростата, оригинальный винт дирижабля и многое другое. Все экспонаты относятся к дореволюционному периоду.

Зал № 2

Большевистское правительство уделяло огромное внимание Военно-воздушным силам. По вопросам, касающимся авиации, за 1918–19 гг. было выпущено более 200 документов. Некоторые фотокопии с подписью В. Ленина представлены в музейном зале. Среди них — декрет о конфискации одного из самолетостроительных заводов, а также постановление об обеспечении авиапредприятий специалистами и рабочими.

Экспозиция повествует об образовании Главного управления Красного Воздушного флота, трудностях в работе и становлении производственной деятельности Главного правления объединенных авиазаводов. В зале присутствуют макеты самолетов, оригиналы моторов и винтов, а также стенды, рассказывающие о первых советских летчиках, конструкторах и летных школах. В коллекции имеется много фотодокументов, затрагивающих период Гражданской войны.

Зал № 3

Коллекция посвящена развитию авиационной отрасли в молодом советском государстве. С 1920-х гг. до начала ВОВ активно росло количество летных училищ, конструкторских бюро и авиационных предприятий. В короткие сроки было вынесено несколько постановлений о финансировании самолетостроительных предприятий.

Читать еще:  Чёрная касса ФПСР, или художественный фильм «Сп%здили», часть вторая

В экспозиции, размещенной в одном из ангаров, представлены материалы о создании серийных моделей самолетов, разработанных конструкторскими бюро под руководством А. Туполева, С. Ильюшина, Н. Поликарпова, Д. Григоровича, П. Сухого, В. Петлякова, А. Яковлева. Большой интерес вызывают истребители, бомбардировщики, монопланы, эксклюзивный летательный аппарат с машущими крыльями, скорострельные авиапулеметы, макеты бомб разного калибра, первые самолетные радиостанции и т. д. Стенды зала № 3 информируют о героях-летчиках, участвовавших в боях с японцами в 1938–39 гг., и добровольцах, выполнявших интернациональный долг в Испании в 1936–39 гг. и Китае в 1937–40 гг.

Зал № 4

Экспонаты установлены под открытым небом и разделены в соответствии с принадлежностью к конструкторским бюро. Здесь наглядно демонстрируется развитие авиационной промышленности, совершенствование моделей самолетов и вертолетов. Отдельные площадки посвящены ОКБ:

  • А. Туполева;
  • Н. Поликарпова;
  • С. Ильюшина;
  • А. Микояна;
  • А. Яковлева;
  • С. Лавочкина;
  • В. Мясищева;
  • О. Антонова;
  • П. Сухого;
  • Г. Бериева.

Возле каждого музейного экспоната размещена подробная информация о видных советских конструкторах и летчиках.

Зал № 5

Здесь рассказывается об общих этапах развития авиационной отрасли. В зале представлены документы и фотографии, макеты самолетов и памятные знаки. Центральная часть экспозиции занята крупными копиями орденов, врученных ВЛКСМ за героизм комсомольцев и их вклад в дело освобождения страны от захватчиков в годы ВОВ.

Зал № 6

В ангаре находится коллекция, относящаяся к периоду Великой Отечественной войны. Она рассказывает о боевых действиях, самоотверженных подвигах авиаторов, биографиях прославленных летчиков и командующих воздушными армиями. На стендах приводятся цифры самолето-вылетов, количество уничтоженных вражеских самолетов. Здесь присутствуют уникальные документальные фотоснимки, отдельные разделы посвящены обороне Ленинграда и Сталинграда, массовому перевооружению в годы ВОВ, ожесточенным боям и работе авиационных предприятий в тылу.

В зале выставлены самолеты, участвовавшие в сражениях. На их фюзеляжах красуются звезды, бортовые номера и отметки о количестве сбитых самолетов. Специальный раздел выделен под экспозицию самолетного вооружения — пушки и пулеметы. Отдельно выставлены макеты авиабомб и снарядов, навигационные приборы, пилотажное оборудование и авиационные двигатели.

Зал № 8

В данном разделе освещены события последних дней ВОВ. Посетители могут посмотреть документальный фильм «Взятие Берлина», увидеть диорамы с фрагментами решающего сражения за Берлин и прорыва обороны на Одере. Стенды и витрины заполнены фотографиями и документами, имеющими отношение к начавшейся 16 апреля Берлинской операции. Тогда массированный удар с воздуха помог советским войскам значительно продвинуться вперед.

В экспозиции присутствуют вымпелы и боевые знамена истребительных и бомбардировочных корпусов. Здесь есть исторический снимок летчиков, приземлившихся первыми на Берлинском аэродроме, картина Штраниха «Салют Победы» и много других интереснейших экспонатов.

Зал № 9

Коллекция посвящена освобождению будущих социалистических государств от фашистского ига. В ней представлены материалы по совместным операциям советских летчиков с иностранными авиакорпусами, а также информация о смешанных авиасоединениях.

Зал № 10

На открытой площадке выставлены послевоенные образцы авиатехники России, в том числе вертолеты и реактивные самолеты. Внимание привлекают экспериментальные модели, транспортный вертолет-рекордсмен, способный поднять в небо более 40 тонн полезного груза, сверхзвуковые бомбардировщики, современные истребители, самолет-амфибия, пассажирские воздушные суда и т. д. Экспозиция частично демонстрируется в ангаре, где выставлены катапультные кресла, кабины истребителей, обмундирование военных летчиков и пр.

Музей авиации в Монино: график работы

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника:

  • среда-пятница — с 09:30 до 17:00 (перерыв с 13:30 до 14:15);
  • суббота, воскресенье — с 09:00 до 14:00 (без перерыва).

Стоимость билета

За вход в музей нужно заплатить 250 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров предусмотрены скидки. Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Герои СССР и РФ;
  • участники ВОВ, боевых действий и ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • инвалиды I и II гр. с одним сопровождающим;
  • дошкольники и дети-сироты;
  • военнослужащие срочной службы, курсанты и воспитанники военных ВУЗов и училищ;
  • работники музеев.

Скидки и льготы предоставляются после предъявления соответствующих документов.

Стоимость обзорных и комплексных экскурсий в группах до 30 человек — от 1500 рублей. Тематические туры по отдельным залам — от 700 рублей.

Как добраться до Центрального музея Военно-воздушных сил РФ

До железнодорожной станции Монино можно доехать с Ярославского вокзала Москвы на электропоездах, следующих по расписанию. Время в пути — 1 час 20 минут.

От станции метро «Щелковская» в поселок Монино несколько раз в день отправляются автобусы № 362 по расписанию. Время в пути — 50–70 минут.

Из Москвы до остановки «Монинские ворота/Академия» доезжают автобусы и маршрутки от станций метро:

  • «Партизанская» — № 322, 1214;
  • «Перово» — № 587, 886;
  • «Новогиреево» — № 1209.

От МКАД до музея в Монино можно добраться на машине за 25 минут по автомобильной дороге М7 (Волга, Горьковское шоссе). Съезд с трассы находится в районе населенного пункта Старая Купавна.

Центральный музей ВВС РФ: видео

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector