0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Суровые» аэродромы: «Арктический трилистник»

Освоение Нашего Арктического Космоса

Вступление.

В заголовке не зря приведена гипербола. Трудно представить как столь суровый край осваивается в промышленных масштабах. Такое ощущение, что это другая планета. В посте

«Суровые» аэродромы — «Арктический трилистник» Земля Франца-Иосифа» http://rkovrigin.livejourna.

вы можете ознакомиться с большим фоторепортажем о том, как осваивается русская Арктика.

«Освоение Арктики: «Севморпуть» возвращается»

Советский Союз активно осваивал Арктику, строил в северных владениях аэродромы и военные городки, но та эпоха давно ушла. Ввиду окончания холодной войны бóльшая часть инфраструктуры была заброшена, оставив по себе лишь экологическое загрязнение в виде, например, пресловутых бочек из-под солярки. В наши дни пришло понимание того, что арктический регион обладает слишком большой стратегической важностью, чтобы Россия могла себе позволить сэкономить на военном присутствии.

Самый северный форпост России имеет весьма футуристический вид. Военная база «Арктический трилистник» находится в ведении Северного флота и является объектом замкнутого цикла. Здесь 150 военнослужащих смогут провести два года в полностью автономном режиме.

Пограничники в зимнем саду

В 2005 году начались работы по модернизации погранзаставы «Нагурское», расположенной на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа) неподалеку от Шпицбергена. К 2008 году здесь появился новый городок замкнутого цикла. Под «замкнутым циклом» в данном случае подразумевается формирование комплекса таким образом, что переход между всеми его объектами — жилыми, социальными, служебными, инфраструктурными — может быть осуществлен по обогреваемым галереям, без выхода наружу. Таким образом, выбираться на арктический мороз и в объятия вьюги высоких широт пограничникам приходится только во время выполнения патрулирования. Пожалуй, впервые на арктическом объекте был создан уровень комфорта, о котором пограничники СССР не могли мечтать и в самых сладких снах: просторные обогреваемые помещения, удобные жилища, спортзал, зимний сад. В таком же духе развивались в дальнейшем и другие подобные проекты: максимальные удобства и комфорт должны были компенсировать физиологические и психологические тяготы несения службы в условиях, где как дома чувствуют себя разве что белые медведи.

Оборона в снегах

Здесь, на Земле Александры, размещены объекты ПВО Северного флота. Антенны локаторов смотрят в сторону полюса. Задача восстановления непрерывного радиолокационного поля вдоль северных рубежей страны — одна из первейших.

В феврале 2013 года президентом России была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Существенную часть этого документа составляют планы расширения военного присутствия России в Арктике. От Земли Александры в западных арктических владениях России до мыса Шмидта и острова Врангеля на востоке предполагается восстановить и расширить сеть военных опорных пунктов, в задачи которых будет включена охрана государственной границы, разведывательные мероприятия, обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны с созданием сплошного радиолокационного поля, поддержание аэродромной инфраструктуры для военно-транспортной и боевой авиации, поддержка действий Северного флота ВМФ РФ. С момента принятия стратегии работы по обеспечению обороны в Арктике резко активизировались, особенно в области строительства. Сегодня на острове Котельный (Новосибирские острова) построен жилой городок замкнутого цикла «Северный клевер», рассчитанный на проживание более 250 военнослужащих. На Земле Александры возводится административно-жилищный комплекс «Арктический трилистник» площадью более 14 000 м2 на 150 человек. Этот объект будет функционировать в интересах Северного флота. Аналогичные стройки ведутся на мысе Шмидта и острове Врангеля. К 2016−2017 годам должна быть закончена реконструкция шести арктических аэродромов.

О технологии строительства в высоких широтах мы поговорили с главным инженером Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Исламом Пирахмаевым. «Если не учитывать присутствие воздуха и воды, то в остальном арктическое строительство мало чем отличается от строительства на Марсе, — говорит Ислам Пирахмаев. — Именно поэтому, прежде чем мы начнем что-то строить, нам необходимо продумать размещение в ледяной пустыне строительных бригад и обеспечить завоз практически всего, что нужно для стройки».

Мысли о будущем

Пока одни арктические объекты строятся, другие находятся на стадии проектирования. Здесь проект перспективного военного городка из блоков октагоновой формы, далее — блок в разрезе.

Все везем с собой

Самое главное — это транспорт, решающую роль в котором играют морские суда, но также большое значение имеет транспорт воздушный и автомобильный.

Крупнотоннажные грузы доставляются к арктическим островам в период открытой и ледовой навигации — в последнем случае требуется ледокольное сопровождение. Поскольку основные производственные мощности в России сосредоточены в западной части страны, целесообразно использовать глубоководные порты севера европейской России. Их три, однако с учетом того, что Мурманск работает в основном на западные направления, основные грузы для строительства завозятся автотранспортом в два других порта — Архангельск и Кандалакшу. Суда отправляются в путь в июле, когда вода в Северном Ледовитом океане по максимуму освобождается ото льда и доступен для плавания, например, пролив Вилькицкого, дающий доступ из Карского моря в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, омывающее северный берег Чукотки.

Суда, прибывающие на острова и труднодоступные материковые территории, выгружают на берег сначала краны и другую строительную технику. Все жидкости и наполнители, содержащиеся в механизмах этих машин, соответствуют арктическому классу и сохраняют работоспособность при температурах до -60°С. Дальше с корабля на сушу переносят элементы, из которых будут собраны постройки для военного городка. Следом — очередь за металлоконструкциями, трубами и другими элементами инженерных коммуникаций. Сейчас многие инфраструктурные элементы доставляют на стройплощадку в сборе, в высокой степени заводской готовности, что позволяет тратить минимум времени на монтаж. Очень важный момент — организация проживания строителей. Раньше стандартным временным жилищем в Арктике были вагончики, но в наше время сочли, что возить пустую кубатуру дорогостоящими полярными рейсами смысла нет. Строительные времянки собирают из щитовых конструкций, которые также прибывают судном. Поскольку сборка этих жилищ осуществляется в теплое время года, бригада сборщиков живет в палатках или в корабельных помещениях. Городок строителей площадью 800 м2 возводится за 10−12 дней.

Когда на площадку прибывает основная бригада строителей, ее задача — возвести и закрыть от стихии теплые контуры строящегося комплекса до наступления суровой полярной зимы с ветрами и снегопадами. Далее стройка либо консервируется до следующего сезона, либо в течение зимнего периода продолжаются отделочные работы, монтаж коммуникаций, но уже внутри, в тепле.

Энергообеспечение и отопление арктических городков осуществляется за счет дизельгенераторов. «Мы проводили эксперименты с «зеленой» генерацией, — рассказывает Ислам Пирахмаев, — но альтернативные источники энергии типа солнца или ветра обходятся слишком дорого. Зато у нас теперь нет никаких бочек с соляркой. Комплексы включают в себя резервуары для постоянного хранения топлива, и они периодически пополняются с помощью танкеров».

Строительство в Арктике имеет множество инженерных особенностей. Сооружения приходится возводить на нестабильном рельефе, под которым — вечная мерзлота или даже «линза», то есть пласт льда, смешанного с грунтом. Это основание нельзя разрушить, иначе не устоят и сами конструкции. Все сооружения строятся на свайных фундаментах. Сваи — буронабивные. В пробуренную скважину опускают трубу, полость которой заливают бетоном. Сваи длинные — могут достигать 25 м. Сверху на сваях из металлических балок собирают ростверк, а на нем уже возводят здание. Все здания на вечной мерзлоте приподняты над грунтом. «В тундре все должно продуваться, — объясняет Ислам Пирахмаев. — Дома поднимаются над грунтом не только для того, чтобы не греть вечную мерзлоту, но и чтобы ветер выдувал из-под зданий снег, не давал ему налипать в виде комьев».

Здание, которое вырастет на ростверке, может быть нескольких типов. Например, блочно-модульное из готовых элементов с отделкой. Если возводится пролетное здание (большой площади, типа ангара), применяются металлические каркасы и покрытие из сэндвич-панелей. И наконец, одна из прогрессивных технологий — сборка сооружений из легких оцинкованных стальных профилей. Из них здание можно монтировать буквально вручную.

Российская оборонная промышленность работает над созданием боевой техники, рассчитанной на условия Заполярья. На фото: арктический вариант бронемобиля «Тигр». Также разрабатывается, например, полярный вариант транспортно-штурмового вертолета Ми-8 АМТШ-ВА.

Водоснабжение арктических городков происходит из трех источников. Можно забирать воду из открытых пресных водоемов (в теплое время года), можно плавить снег, пропуская затем эту дистиллированную воду через минерализатор, и, наконец, третий способ — опреснение морской воды. Канализационные стоки отправляются в очистные сооружения, которые на выходе дают воду стандарта питьевой. Ее можно слить в море без малейшего ущерба для окружающей среды.

Отдельная проблема — трубы для водопровода и канализации. Использовать металл — большой риск, так как при сильных морозах такую трубу может разорвать. На полярных объектах отдают предпочтение полипропиленовым трубам с греющим кабелем, выполняющим роль ТЭНа. Канал с таким кабелем идет вдоль трубы, а вся эта конструкция укутана слоем пенополиуретана. Такая труба может пропускать жидкость при самом лютом морозе, но даже если кабель временно перестанет греть, трубу не разорвет замерзшей водой, а просто слегка раздует. Когда нагрев восстановится и лед растает, труба вернется к обычному сечению. Еще одно важное преимущество таких труб — их можно перевозить в барабанах, в смотанном виде, что позволяет экономить место на корабле или в трюме грузового самолета.

Здесь: эскизный проект размещения зенитно-ракетного дивизиона бригады нового облика. Далее: проект арктического комплекса для размещения 300 военнослужащих.

Программа военного освоения Арктики тесно связана с задачами сохранения экологической чистоты этого уникального региона. Строительство новых городков и баз сопровождается очисткой территорий от останков старых зданий, неработающей техники, а также от бочек из-под топлива и прочего мусора. Во вновь построенных городках мусор сортируется по видам (бумага, органические отходы, пластик), а потом вывозится судами на материк для переработки. Наименее опасные виды мусора сжигаются на месте в инсинераторах. Таким образом, можно надеяться, что новые объекты на полярных территориях не только дадут военным небывалые доселе технические возможности и комфорт, но и позволят избежать в будущем тех экологических проблем, которые создали на нашем Севере предыдущие этапы его освоения.

«Арктический трилистник» Северного флота распускается на Земле Александры ВИДЕО

Опубликовано: 2 нояб. 2015 г. Телеканал ЗВЕЗДА

На острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, в самой северной точке России, идет заключительная часть строительства военного гарнизона Северного флота. Площадь хозяйственных и жилых помещений будет занимать более 14 тысяч квадратных метров. Из-за формы главного корпуса его прозвали «арктический трилистник».

Российские военные несут службу на самой северной базе — на Земле Франца-Иосифа

В особых условиях День защитника Отечества отмечают на архипелаге в Северном Ледовитом океане на Земле Франца-Иосифа. Там расположена крупная российская военная база «Арктический трилистник». Объект оснащен всем необходимым и поистине является уникальным. Да и погодные условия там суровые.

Не так страшно оступиться на старте, как не дойти до финиша! На полосе препятствий сержант Волков быстрее, выше, а значит, ему теплее. Там, где холод — главный враг.

-38 с легким ветерком и запредельной влажностью ощущаются как -46, и это незабываемые ощущения!

Архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Земля Александры, поселок Нагурское. Формально — мы в Архангельской области, но до регионального центра отсюда — почти 2000 км, а до Северного полюса — 800. Здесь многое с приставкой «самый северный» — в мире аэродром, самая северная погранзастава, а военная база — в принципе единственный объект капитального строительства в этих широтах. Уникальный «Арктический трилистник».

Полностью автономный, с запасом топлива и продуктов на полтора года. По коридорам «Трилистника» от края до края — четыре минуты быстрым шагом. Все необходимое для жизни — внутри, а там, за дверью — постоянная борьба.

«Арктика? Выживанию нас учит Арктика», — говорит инструктор по РХБЗ Сергей Волков.

А командиры ей помогают. Иначе кто бы объяснил сержанту Салыкину, что сало можно не только есть, а использовать как согревающую маску для лица. Найти дрова и развести огонь в ледяной пустыне кажется чудом, но лишь до тех пор, пока рыбаки в погонах не показывают свои снасти. Уверяют, клюет и на такое!

«Когда начинает рыба клевать, удочка подымается в таком положении, и ее издалека можно увидеть», — рассказывает начальник расчета транспортирования ракет Денис Салыкин.

Впрочем, сегодня рыба залегла на дно. Говорят, из-за сильного ветра. К счастью, товарищи успели снежное укрытие соорудить. Отдых в армии — тоже работа.

На армейском языке — «жилой комплекс кубрикового типа», на языке гражданском — обычная комната. Шкаф, форма — арктический дизайн, санузел совмещенный, сама комната. Телевизор как главный источник новостей, ведь Интернета здесь нет. На тумбочке семейные фотографии — привет из другого мира: море, песочек. А здесь — главная гордость дизайнеров — футуристический пейзаж за окном. Земля в иллюминаторе — вот такая ледяная синева.

Космос во всех смыслах, хоть сама часть и относится к Военно-морскому флоту. Связист Тищенко по званию — старший мичман, по прозвищу — Форест Гамп. Он бежит-бежит, а служба идет.

«Мечта у меня — пробежать марафон, здесь пока бегаю полумарафон. Хочу бегать по улице. На морозе готов бегать. Если б не было медведей, соседей наших, бегал бы по улице», — говорит техник взвода связи Андрей Тищенко.

«На выезде увидел белого медведя, следы поначалу. Потом метрах в ста увидел самого медведя. Ну, он встал на задние лапы и начал смотреть на меня — по воздуху учуял», — рассказывает механик-водитель Павел Миронов.

Медведей здесь в сотни раз больше, чем людей. А потому у военных с ними если не союз, то, как минимум, договор о ненападении. Выходной на базе — только воскресенье, сходить в увольнение можно не дальше бильярдной. А вот отоспаться не у всех получается. Заполярная бессонница — хоть к кровати привязывай.

Ироничный доктор Покидюк на «Трилистнике» — один на все случаи. Если что, и зуб удалит, и операцию проведет. Экстремальный мороз сжигает калории. Устаешь, даже если просто стоишь на улице. Зато от пробирающего до костей холода — самая обычная еда кажется настоящим деликатесом.

Свежие овощи и фрукты завозят самолетами. Зимой, когда лед на посадочной полосе застывает крепче бетона, прилетают каждый месяц. Но стабильной связи с Большой землей пока нет, и даже телефонная — с помехами.

У них, и правда, все особенное. От формы — всего четыре слоя спасают в лютую стужу — до архитектуры базы, которая сама по себе — произведение искусства. И где еще бывают такие рассветы?

Форпост на Крайнем Севере: как устроена военная база РФ «Арктический трилистник»

«Арктический трилистник» — единственное капитальное сооружение на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Возведена она меньше чем за два года, хотя вокруг только бескрайняя снежная пустыня, омываемая водами Северного Ледовитого океана.

Материалы завозили самолетами военно-транспортной авиации и судами по морю, хотя бухта освобождается ото льда всего на пару месяцев. Поэтому и не верится, что еще недавно на месте «трилистника» была только вечная мерзлота.

Зимой на острове не редко температура опускается до минус 50 градусов, летом солнце может припекать максимум до десяти градусов тепла. Погода меняется несколько раз в день: от легкой метели до штормового ветра.

На этих территориях обитают белые медведи. Они часто наведываются в гости и даже без опаски заходят на крыльцо военной базы.

В «трилистнике» несколько блоков с удобными жилыми комнатами. В них душ и все необходимое. На верхних этажах работает библиотека с компьютерным залом, есть и настоящий кинозал. Рядом бильярдная и даже мини-водопад. На базе разных припасов для автономной жизни и службы хватит на полтора года. Здесь есть своя замкнутая система водоснабжения и отопления. Вода для этого набрана из местных подземных озер.

Одна из главных жизненно важных частей базы — аэродром Нагурское Северного флота. Теперь он может принимать самолеты круглый год. Раньше такая возможность была только зимой. С наступлением морозов на острове функционировала ледовая полоса.

Длина новой взлетно-посадочной полосы 2,5 километра. Для того, чтобы здесь смогли приземляться любые самолеты, стоящие на вооружении, ее вскоре продлят еще на километр. Материал для строительства добывают здесь же, на острове.

Небо над этой арктической зоной контролирует радиолокационная станция базы. Она видит все в радиусе 300 километров. Чтобы радиолокационное оборудование выдержало суровые морозы, его обтянули высокопрочной тканью.

Надежно защищают морские границы архипелага береговые ракетные комплексы «Бастион», способные своими ракетами потопить любой непрошеный корабль и даже авианосец.

Добраться к дальним мысам и в отдаленные районы острова под силу только человеку. До одних боевых позиций дойти можно на обычных лыжах, а до других только на снегоходах или на специальный двухзвенных транспортерах.

Чтобы освоится в неосвоенных просторах наши «арктические» военнослужащие совершают марш-броски. Здесь в таких экстремальных условиях они научились не только выживать, но и обороняться. Эти навыки как учебник для всех российских Вооруженных сил, который будут использовать для дальнейшего освоения Арктики.

Читать еще:  Стрельба в Калифорнии: масс-шутинг на фестивале еды Gilroy Garlic
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector