0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожар на воздушном судне, его ликвидация, пути аварийного выхода

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ И СПАСАНИИ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА

Порядок боевых действий личного состава ПСР при тушении пожара на ВС определяется условиями конкретной аварийной ситуации (АС). Характерные, т.е. наиболее возможные, случаи АС представлены в таблице 6. Представленные случаи аварийной ситуации, составленные на основании обобщения материалов авиапроисшествий на аэродромах ГА, расположены в порядке усложнения условий тушения пожара и спасания терпящих бедствий. В авиапредприятии целесообразно отработать тактические схемы тушения пожара и проведения спасательных работ для каждого характерного случая АС применительно к ВС, совершающим полеты на данном аэродроме.

По каждой схеме целесообразно оценить потребную численность сил и средств ПСР, их расстановку, порядок действий. В любом случае необходимо исключить из следующих основных целей тушения пожара на ВС:

1. Обеспечение условий спасания пассажиров и экипажа горящего ВС путем локализации пожара и эвакуации терпящих бедствие из ВС за минимальное время.

2. Полная ликвидация пожара на воздушном судне.

Необходимо учитывать, что основными функциями личного состава пожарно спасательных расчетов является тушение пожара на ВС и эвакуация, совместно с другими расчетами аварийно-спасательной команды (АСК), людей из аварийного ВС. По возможности ПСР принимают участие и в оказании первой помощи пострадавшим на месте АП.

Таблица 6 — Характерные случаи аварийной ситуации

На рис. 1 представлена общая схема (план-график) действий пожарно-спасательных расчетов при тушении пожара на воздушном судне на аэродроме. Схема составлена для расчетного случая аварийной ситуации, характеризующегося следующими факторами. Фюзеляж находиться на земле, имеет повреждения, пожар представляет горение разлитого под фюзеляжем авиатоплива и загорания внутри фюзеляжа большая часть пассажиров самостоятельно эвакуироваться не может.

Рис. 1. Схема (план-график) действий пожарно-спасательных расчетов

при тушении пожара на ВС.

Этапы: 1 — оповещение, сбор и выезд ПСР; 2 — движение к месту АП; 3 — тушение пожара разлитого авиатоплива лафетными стволами; 4 — прокладка рукавных линий; 5 — дотушивание остаточных очагов пожара разлитого топлива; 6 — проникновение ПСР на борт ВС; 7 — установка средств эвакуации людей из ВС; 8 — подача ствола на борт; 9 — тушение пожара в салонах; 10 — эвакуация пассажиров и экипажа из аварийного ВС.

В соответствии с представленной схемой действия спасательных расчетов включают следующие этапы:

1. Оповещение, сбор, посадка в ПА и выезд личного состава ПСР на место происшествия. Оповещение ПСР производится путем подачи сигнала «Тревога». Информация о происшествии может передаваться по громкоговорящей связи или радиосвязи с ПА. Для выполнения целенаправленных действий в информации, по крайней мере, должны содержаться сведения о месте происшествия на территории аэродрома и типе ВС. Этап заканчивается выездом пожарных автомобилей и других средств, выделяемых для тушения пожара, к месту происшествия.

2. Второй этап включает движение ПА к горящему ВС. Движение автомобилей должно производиться на максимальной скорости. Водители должны знать оптимальные маршруты движения в зону аэродрома, в которой находится горящее ВС. В процессе движения и приближения к аварийному воздушному судну личный состав ПСР готовит к работе средства подачи огнетушащих составов, ведется разведка пожара и выбираются исходные позиции для тушения пожара, в первую очередь пожара разлитого авиатоплива. При проведении разведки пожара и выборе исходных позиций особое внимание уделяется оценке расположения основных очагов пожара относительно фюзеляжа, положения и состояния фюзеляжа, наличия в нем разломов, возможности немедленной эвакуации пассажиров и экипажа. Этап заканчивается выбором исходных позиций для тушения пожара.

3. Третий этап является наиболее ответственным, он включает тушение (локализацию) пожара разлитого авиатоплива. При этом должно обеспечиваться за минимальное время подавление пожара на 90-95% площади, что позволяет:

— предотвратить дальнейшее нагревание фюзеляжа ВС, в первую очередь в районе салонов и кабины экипажа;

— образовать подходы для спасателей к основным и запасным выходам воздушного судна с целью проведения эвакуации людей из аварийного ВС.

При тушении пожара необходимо руководствоваться следующими общепринятыми правилами: сосредотачивать усилия на решающем направлении, не допускать перерыва в тушении, использовать для тушения все имеющиеся в распоряжении средства.

В первую очередь для тушения пожара разлитого авиатоплива используется наиболее производительные средства подачи ОТС (лафетные стволы, УТПС).

Вместе с тем, необходимо учитывать, что запасы огнетушащих составов ограничены, тушение небольших очагов горения целесообразно производить ручными стволами.

4. Параллельно с локализацией пожара разлитого авиатоплива целесообразно проложить рукавные линии. Это необходимо для тушения остаточных и труднодоступных для лафетных стволов очагов пожара, тушения пожара в отсеках и салонах ВС. По возможности рукавные линии прокладываются от пожарных автомобилей, имеющих большие запасы огнетушащих составов и наибольшую численность экипажей.

Читать еще:  Ваши последние дни в ожидании конца света

5. Пятым этапом работ по тушению пожара и спасанию терпящих бедствие может быть тушение остаточных и локальных очагов пожара с помощью ручных пожарных стволов, генераторов пены средней кратности.

6. После локализации пожара разлитого авиатоплива личный состав ПСР, свободный от действий, связанных с дотушиванием остаточных очагов, должен совместно со спасателями нештатных расчетов АСК, если последние прибыли к месту АП, вскрывает двери и люки на воздушном судне для эвакуации людей и тушения загораний в салонах и отсеках ВС. Однако не следует открывать выходы, находящиеся в зоне пламени наружного пожара, т.к. это может привести к возникновению или усилению пожара в пассажирских салонах. В случае, если открыть выходы невозможно из-за их заклинивания, производится вскрытие обшивки фюзеляжа в специально обозначенных местах. Для этой цели используются топоры, дисковые пилы. Целесообразно попытаться вскрыть выходы из ВС, открывающиеся наружу, используя ломы или буксировочные тросы.

Во всех случаях необходимо соблюдать меры техники безопасности. Открыв выходы, личный состав ПСР проникает на борт ВС.

При некоторых авиапроисшествиях очаг пожара разлитого авиатоплива может находиться с одной стороны фюзеляжа. В этих случаях одновременно с локализацией пожара разлитого топлива часть личного состава может проникнуть на борт ВС для проведения эвакуации пассажиров.

7. Для проведения эвакуации людей из аварийного ВС личный состав ЛСР с участием нештатных расчетов АСК, и, по возможности, экипажа устанавливает средства спуска людей из ВС. В первую очередь необходимо использовать бортовые эвакуационные средства (надувные трапы, матерчатые желоба, канаты).

В случае невозможности применить бортовые эвакуационные средства для спуска людей целесообразно использовать пожарные трапы, лестницы.

8. Проникнув на ВС, личный состав ПСР должен подать на борт ручные стволы для тушения загорания внутри салонов кабины и других обитаемых помещений.

9. Для тушения пожара внутри недоступных отсеков ВС используются стволы-пробойники. До проникновения ПСР на борт ВС с помощью таких же стволов может производиться тушение пожара в салонах и кабине. После подачи на борт ручных стволов производится дотушивание очагов пожара салонах и кабин.

10. Проникнув на борт ВС и установив средства спуска, личный состав ПСР совместно с другими расчетами АСК проводит эвакуацию пассажиров и членов экипажа. При этом необходимо:

— начинать эвакуацию немедленно, принимая все меры для предотвращения огня на путях эвакуации;

— использовать для спасания пассажиров максимальное количество выходов и бортовых эвакуационных средств, эвакуировать пассажиров на ВС можно и через большие разломы в фюзеляже, предусматривая необходимые меры безопасности;

— при эвакуации людей принимать меры по снижению опасности ожогов и травматизма путем создания водяных или пенных завес и подстраховки эвакуируемых;

— в зависимости от обстановки привлекать к работам пассажиров, способных оказать помощь при проведении эвакуации;

— пострадавших пассажиров и членов экипажа размещать на безопасном расстоянии (не менее 30-35 метров) от очага пожара, по возможности защищая их от воздействия пожара или возможного взрыва топливных баков корпусами пожарных автомобилей или других транспортных средств;

— в задымленных отсеках работать в защитных дыхательных аппаратах на сжатом воздухе;

— перед окончанием эвакуации осмотреть все помещения на ВС, в том числе багажные и грузовые отсеки, и убедиться в отсутствии людей на аварийном ВС и под его обломками.

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 22 | Нарушение авторских прав

Пожар на воздушном судне, его ликвидация, пути аварийного выхода

Пожар на самолете в воздухе.

· загорание светосигнализатора, указывающего место пожара, на пульте сигнализации управления противопожарной системой: красных ламп-кнопок «ПОЖАР ЛЕВ (ПРАВ) КР», «ПОЖАР МОТОГОН ЛЕВ (ПРАВ) ДВ», “ПОЖАР РУ-19” или красных ламп “ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ (ПРАВ) ДВ»;

· срабатывание звуковой сигнализации;

· появление дыма, пламени или запаха гари в кабине.

Во всех случаях возникновения пожара на самолете экипаж обязан:

· установить место возникновения пожара по сигнализации о пожаре или визуально;

· принять все меры для ликвидации пожара;

· доложить руководителю полетов о возникновении пожара;

· при необходимости выполнить экстренное снижение.

При возникновении пожара в отсеке правого или левого двигателя загорится лампа «ПОЖАР ПРАВ ДВ» или «ПОЖАР МОТОГОН ЛЕВ ДВ» и автоматически сработают огнетушители первой очереди.

По команде командира экипажа:

· зафлюгировать винт аварийного двигателя (см. 5.1.2);

· выключить двигатель РУ19А-300 и закрыть его противопожарный кран (при пожаре на двигателе);

· нажать кнопку разрядки «ОГНЕТУШ. ВНУТРИ ЛЕВОГО ДВИГАТ.» или «ОГНЕТУШ. ВНУТРИ ДВИГАТ.», при этом погаснут желтые лампы разрядившихся огнетушителей;

· проверить результаты тушения пожара первой очереди огнетушителей, для чего не раньше чем через 15с после того, как погаснут желтые лампы первой очереди огнетушителей, установить главный выключатель противопожарной системы кратковременно в нейтральное положение, а затем в положение «ПОЖАРОТУШЕНИЕ».

Читать еще:  Ивантеевский стрелок: Как избавить ребёнка от травли?

Если при этом сигнальная лампа-кнопка не загорится, пожар в данном отсеке ликвидирован. Если лампа-кнопка горит (пожар продолжается), разрядить в очаг пожара вторую очередь огнетушителей, нажав кнопку «ОГНЕТУШ. 2 ОЧЕРЕДИ», а также все баллоны системы НГ, нажав кнопку «НГ К ПОЖАРУ» на щитке НГ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: запускать в воздухе двигатель на котором был пожар, запрещается.

При возникновении пожара в отсеке двигатели РУ19А-300 загорится лампа-кнопка «ПОЖАР РУ-19» и автоматически разрядятся огнетушители первой очереди (сигнализация о пожаре выполнена раздельно для отсека двигателя АИ-24ВТ и для РУ19А-300).

· выключить двигатель РУ19А-300 и закрыть его противопожарный кран;

· выключить генератор ГС-24Б;

· проверить, ликвидирован ли пожар, и при необходимости разрядить в отсек правого двигателя вторую очередь огнетушителей и все баллоны системы НГ.

При возникновении пожара в отсеках крыла загорается лампа-кнопка «ПОЖАР ЛЕВ. (ПРАВ) КР.” и срабатывают огнетушители первой очереди. В этом случае командиру экипажа дать команду борттехнику произвести проверку результатов тушения пожара.

Если после проверки красная лампа-кнопка загорается снова, необходимо разрядить в очаг пожара вторую очередь огнетушителей и баллоны системы НГ.

Если пожар обнаружен визуально, а система пожарной сигнализации не сработала, борттехнику по команде командира экипажа необходимо нажать соответствующую лампу-кнопку на щитке пожаротушения и выполнить все действия, указанные для соответствующего случая срабатывания системы пожарной сигнализации.

При возникновении пожара во внутренних полостях правого (левого) двигателя на щитке пожаротушения загорится красная лампа «ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ.». По команде командира экипажа борттехнику:

· нажать кнопку разрядки «ОГНЕТУШ. «ВНУТРИ ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ДВИГАТ. «, при этом погаснут желтые лампы разрядившихся огнетушителей;

· зафлюгировать винт аварийного двигателя (см. 5.1.2);

· внимательно следить за лампой «ПОЖАР ВНУТРИ ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ». Если лампа погасла, пожар ликвидирован.

При необходимости разрядить в отсек аварийного двигателя первую очередь огнетушителей, нажав для этого лампу-кнопку «ПОЖАР МОТОГОН. ЛЕВ. (ПРАВ) ДВ.» На щитке пожаротушения.

Если пожар обнаружен на взлете до отрыва самолета, командир экипажа обязан прекратить взлет и дать команду на тушение пожара.

Если прекратить взлет нельзя (наличие препятствий), продолжать взлет и приступить к тушению пожара.

При пожаре (появлении дыма) в кабине экипажа или в грузовой кабине:

· каждый член экипажа, обнаруживший дым в кабине, обязан немедленно сообщить об этом командиру экипажа;

· дать команду «Экипаж, надеть кислородные маски и перейти на питание чистым кислородом» (на время надевания маски командир экипажа передаёт управление самолётом помощнику КЭ);

· доложить руководителю полетов (диспетчеру) о случившемся;

· выполнить экстренное снижение до безопасной высоты;

· дать команду борттехнику подсоединить маску к переносному кислородному прибору, покинуть свое рабочее место, определить место пожара (источник дыма) и погасить пожар переносным огнетушителем;

· если источником дыма является система кондиционирования, выключить систему через которую поступает дым;

· при интенсивном заполнении кабины (кабин) дымом применить ускоренную вентиляцию кабины, для чего:

а) на установившейся высоте при скорости 300км/ч отключить отбор воздуха от двигателей на систему кондиционирования;

б) включить выключатель «АВАР. СБРОС ДАВЛ»;

в) после выравнивания давления открыть правую форточку и кабине экипажа;

г) включить систему кондиционирования, доведя величину расхода воздуха до максимально возможного.

При пожаре в одном из потребителей электроэнергии немедленно обесточить его.

После ликвидации пожара командир экипажа обязан дать команду одному из членов экипажа вести тщательное наблюдение за отсеком, в котором был пожар.

После ликвидации возникшего на самолете пожара произвести посадку на ближайшем аэродроме. Если пожар (источник дыма) не ликвидирован, принять решение о вынужденной посадке самолета вне аэродрома или его покидании в воздухе и зависимости от обстановки.

При возникновении пожара на рулении:

· сообщить о пожаре руководителю полетов;

· применить систему пожаротушения, имеющуюся на самолёте, в последовательности аналогичной тушению пожара в воздухе, выключить двигатели.

Если пожар возник снаружи самолёта (например, в отсеке шасси), дать команду пассажирам и экипажу “ПОКИНУТЬ САМОЛЁТ” и приступить к тушению пожара ручными огнетушителями до прибытия пожарно-спасательной команды.

При пожаре на стоянке:

· закрыть перекрывные топливные (пожарные) краны;

· переключить системы на электропитание от аварийной шины;

· проконтролировать срабатывание огнетушителей 1-й очереди в горящий отсек по погасанию сигнальных ламп, установив главный переключатель в нейтральное положение, а затем в положение «ПОЖАРОТУШЕНИЕ».

Если пожар не погашен, лампа-кнопка горящего отсека загорится вновь, в этом случае нажать кнопку разрядки огнетушителей 2-й очереди и кнопку “НГ К ПОЖАРУ”.

ПРИМЕЧАНИЕ: не устанавливать главный переключатель в нейтральное положение раньше чем через 15с после срабатывания огнетушителей.

· если пожар обнаружен визуально, а лампа-кнопка горящего отсека не загорелась (не сработало автоматическое тушение пожара), нажать лампу-кнопку горящего отсека для срабатывания огнетушителя 1-й очереди и открытия соответствующего распределительного клапана;

Читать еще:  Куда убежала человечность?

· при необходимости использовать наземные средства тушения пожара.

Что делать при пожаре в здании, поезде, на корабле и в самолёте

От пожара никто не застрахован. Изучите эту инструкцию, чтобы не паниковать в чрезвычайной ситуации и спасти себя и других.

Действия при пожаре в здании

1. Если увидите только начинающийся пожар, попробуйте погасить его огнетушителем или другими подручными средствами: накройте толстым одеялом, засыпьте песком, залейте водой. Но никогда не тушите водой горящую проводку и приборы, подключённые к электросети. Это чрезвычайно опасно.

2. Вызовите службу пожарной охраны или попросите кого-то сделать это за вас. В России звоните по номеру 01 со стационарного телефона, 101 — с мобильного. На Украине и в Беларуси — по номеру 101 со стационарного или мобильного телефона.

3. Если понимаете, что вам не справиться с огнём, срочно покиньте помещение. Постарайтесь вывести из здания находящихся внутри людей или хотя бы предупредить их о пожаре.

Не рискуйте собой из-за ценных вещей и другого имущества.

4. Выбирайте как можно более безопасный путь эвакуации. Не пользуйтесь лифтами во время пожара. Спускайтесь только по лестницам.

5. Если пожар застанет вас в школе, больнице, университете или другом общественном здании, на стенах вы, скорее всего, сможете найти план эвакуации. В случае необходимости воспользуйтесь им.

6. Не бегите наугад. Перед тем как открыть закрытую дверь в горящем здании, потрогайте её обратной стороной ладони. Если почувствуете рукой тепло, не открывайте дверь: за ней огонь.

7. Если пламя отрежет путь к выходу:

  • Уйдите в самую отдалённую от огня комнату, плотно закройте за собой все двери. Откройте окно (не делайте этого, если в комнате уже что-то горит) или выйдите на балкон и постарайтесь привлечь внимание людей криками о помощи. Заметив вас, они вызовут пожарных.
  • При возможности заткните щели между полом и дверью мокрой тканью, отключите электроэнергию и перекройте газ.
  • Если помещение заполнится дымом, дышите через влажную ткань. Проверьте, плотно ли закрыты двери, и высуньтесь в открытое окно. Если доступа к нему нет или через окно валит поток дыма, держитесь как можно ближе к полу.

8. Если огонь охватил комнату, попробуйте выбраться из окна, используя простыни или другие подручные средства в качестве верёвок. В крайнем случае выпрыгните на улицу, но помните: спасатели не рекомендуют прыгать с высоты, превышающей два этажа.

Действия при пожаре в транспорте

В наземном поезде

1. Заметив возгорание, сообщите о ЧП проводнику или свяжитесь по переговорному устройству с машинистом. Выполняйте полученные инструкции.

2. Если поговорить с персоналом не удалось, перейдите в соседний вагон вместе с остальными людьми и сообщите о пожаре другим проводникам.

3. В крайнем случае используйте стоп-кран и покиньте остановившийся поезд через двери или окна, помогая остальным пассажирам.

В метро

1. Если пожар застигнет вас в вагоне метро, попытайтесь ликвидировать огонь. Захлопните окна, дышите через ткань, используйте огнетушитель или прочие подручные средства: плотную одежду и напитки, не содержащие спирт.

2. По переговорному устройству сообщите о ситуации машинисту.

3. Если огонь выйдет из-под контроля, отойдите подальше от него, опуститесь вниз и ждите остановки. Не используйте стоп-кран: поезд движется на высокой скорости и вы быстро доберётесь до станции, где сможете получить помощь.

4. Если поезд застрянет посреди тоннеля, дождитесь сообщения машиниста о том, что пути обесточены. Выдавите или разбейте окна и покиньте вагон, помогая остальным. Затем направляйтесь между рельсами в сторону движения поезда.

На судне

1. Обнаружив пожар на корабле, немедленно сообщите членам экипажа.

2. Выполняйте команды капитана. При необходимости по судовому радио или другим способом пассажирам прикажут выйти из кают на палубу к спасательным шлюпкам. Выходя, сохраняйте спокойствие и помогайте остальным.

3. Если будет возможность, получите от членов экипажа спасательный жилет или круг.

4. Если выход будет отрезан огнём или заблокирован, плотно закройте дверь каюты, разбейте стекло иллюминатора и попробуйте выбраться. Попав в тупик, позвоните другим пассажирам по мобильному, если есть такая возможность, и попросите о помощи. В крайнем случае обмотайте голову и тело мокрой тканью и попробуйте прорваться через дым и огонь.

В самолёте

1. Если вы первым обнаружите пожар на борту, как можно скорее сообщите членам экипажа. Не паникуйте и выполняйте полученные от персонала инструкции.

2. Для защиты дыхательных путей от дыма используйте ткань, пропитанную любой негорючей жидкостью.

3. Не пытайтесь разбить стекло иллюминатора или открыть дверь во время полёта: это может привести к разгерметизации салона и аварии.

4. Дождавшись аварийной посадки, по команде идите к выходу возле крыла. Не толкайтесь. Если проход в салоне будет заполнен людьми, передвигайтесь через сидения.

5. Не думайте о ценных вещах, спасайте свою и чужие жизни.

Читайте также:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector