0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ниндзя. Воин-тень. Часть 1: История ниндзя

Ниндзя. Воин-тень. Часть 1: История ниндзя

«ВОИНЫ-ТЕНИ: НИНДЗЯ И НИНДЗЮЦУ»

Искусство ниндзюцу появилось и расцвело в Японии во времена феодальных усобиц, длившихся там более 700 лет подряд.

У каждого феодала имелись на службе специалисты особого назначения, которые создавали шпионские сети в других княжествах для получения информации о замыслах их властителей. Они же проводили различные подрывные мероприятия — поджоги, отравления, похищения и убийства, распространяли ложные слухи, подбрасывали фальшивые документы, чтобы сбивать врагов с толку, сеять между ними раздоры.

Особенность тайной войны в этой стране заключалась в том, что подобные задачи, согласно господствовавшим представлениям о морали, должны были решать не самураи (служилое сословие), а представители кланов, находившихся как бы за пределами общественной иерархии, не подчинявшихся общепринятым нормам. Их презирали, ненавидели и боялись, но пока шли войны, обойтись без них не могли. Внутри этих кланов постепенно сложилась специальная дисциплина, главной целью которой стало теоретическое обоснование наилучших способов незаметного проникновения в ряды противника, выведывания ею тайн и сокрушения изнутри. Она получила название «ниндзюцу» — искусство быть невидимым.

Ниндзюцу делится на три части: низшее, среднее и высшее.

Низшее — это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых войсковым разведчикам и диверсантам, политическим террористам, бойцам партизанской войны.

Среднее — это техника агентурной разведки в широком смысле слова: методы вербовки и конспирации, классификация типов агентов и агентурных комбинаций, приемы использования вражеской агентуры, способы сбора и анализа информации и т. д.

Высшее — это своего рода наука об особых политических акциях: о том, как организовать широкомасштабную провокацию, мятеж, государственный переворот, как создавать чрезвычайные ситуации для ускорения хода событий и направления их в желаемую сторону.

Такое разделение очень важно для понимания сути предмета.

Хотя бы уже потому, что то ниндзюцу, о котором сегодня столько говорят и пишут, снимают множество фильмов, отождествляется, как правило, с низшим уровнем. Между тем, сообщества потомственных профессиональных шпионов, террористов и диверсантов — ниндзя — просуществовали в Японии около тысячи лет и сыграли заметную роль в военно-политической истории страны. Это связано с тем, что они стали здесь самостоятельной социальной группой, преследовавшей свои собственные интересы, отличные от интересов феодальных властителей страны. Те считали, что ниндзя работают на них, тогда как в действительности ниндзя использовали феодальные распри в своих целях, ради обеспечения безопасности собственных кланов. Поэтому «настоящее» ниндзюцу — высшее. В нем и еще в уникальной идеологии (известной как «тайное учение») заключена суть ниндзюцу. Все остальное — только техника, вполне доступная любому человеку, пожелавшему ее изучить и применять в тех или иных целях.

Но, к сожалению, именно об этой стороне ниндзюцу известно меньше всего. Если приемы маскировки, прокрадывания, рукопашного боя, диверсий, состоявшие на вооружении средневековых ниндзя, сегодня хорошо понятны, то об их верованиях мы знаем крайне мало. Тайные знания потому так и называются, что редко когда становится достоянием посторонних людей. Добавьте сюда пропасть между современным цивилизованным человеком и неграмотным горцем эпохи средневековья, умножьте ее на различия между восточной и западной цивилизациями. Тогда вам станет ясно, что о подлинном ниндзюцу мы не можем знать ничего, кроме легенд и отдельных фрагментов детально разработанной доктрины.

Те крохи сведений, которые находятся в распоряжении современных исследователей, приведены в этой книге.

Ни раем, ни адом

меня не смутить,

в лунном сиянье стою —

ни облачка на душе…

(Уэсуги КЭНСИН. XVI век)

Ниндзюцу вчера и сегодня

Япония наших дней — страна сверхсовременная. Однако свое прошлое она чтит как величайшую святыню. Японцу всегда интересно то, что уходит корнями в глубину веков. Не забыли японцы и своих ниндзя. В тех местах, где обитали когда-то их кланы, созданы музеи. Тщательно изучаются случайно сохранившиеся документы. Говорят, правда, что в их секреты удается проникнуть только специалистам по шифрам, да и то с помощью компьютеров.

Ходят также слухи, будто в Японии до сих пор существуют тайные школы ниндзя, выпускники которых за хорошие цены и предлагают спои услуги тем, кто в них нуждается.

Но чему можно верить там, где дезинформация и камуфляж являются законами жанра?

Что мы, собственно говоря, знаем об этом древнем таинственном искусстве? В принципе, ничего определенного. Ведь основными источниками информации для масс являются художественные фильмы, такие как «Месть ниндзя», «Отряд ниндзя», «Убийцы пол знаком сакуры», «Убийца сегуна» и подобные им. А также бульварные романы, вроде трехтомного боевика Ван Ластбадера «Американский ниндзя». Из этих «шедевров» массовой культуры вырисовывается примерно следующая картина: Ниндзя — это супермены старой Японии, но супермены со знаком минус. Это жестокие, коварные, изощренные служители Зла, тайные убийцы, похитители, диверсанты, шпионы. Люди без чести и совести, без обычных человеческих привязанностей, лживые, продажные твари. К тому же они убежденные изуверы и садисты, слуги дьявола, помогающие ему вести мир к гибели.

На самом деле ниндзя были связаны с дьяволом не больше любого из нас. Не говоря уже о том, что нет никакого дьявола. Сами ниндзя тоже давно исчезли. Называть таким именем нынешних поклонников ниндзюцу, значит, воспринимать их в тысячу раз серьезнее, чем они того заслуживают.

Действительно, ниндзя приписывали самые невероятные способности, невозможные с точки зрения не только здравого смысла, но и науки. Дескать, они умели летать как птицы, лазать по стенам и потолкам словно пауки, могли ходить по воде не хуже, чем по суше, превращались в разных животных, убивали взглядом или криком, исчезали в клубах дыма, а иной раз просто таяли в воздухе на глазах у всех. Однако эти россказни не что иное, как обычная реакция невежественных суеверных умов на непонятное. Сегодня хорошо известно, что уловки и трюки ниндзя всегда имели рациональную основу и по своей сути были достаточно просты. Если взглянуть, например, на их технические приспособления, хранящиеся в музее «Ниндзя-ясики» в Ига-Уэно (префектура Мня), то не знаешь, чему удивляться больше: изобретательности ночных воинов или тупоумию современников, не желавших искать иные объяснения фактам, нежели колдовство либо связь с нечистой силой.

Читать еще:  3 самых популярных мифа о контракторах-наёмниках

Изрядно искажают картину и нынешние «учителя» ниндзюцу. происходящие из неудачливых инструкторов каратэ, айкидо, джиу-джитсу и прочих единоборств. Некоторые из них великолепно наносят удары ногами, другие неплохо орудуют палкой. Все это замечательно, но при чем здесь ниндзя? Деятельность такого рода наставников основывается не на традиции, а на собственных фантазиях и всякого рода экзотике. Рецепт достаточно прост: немного сказок по мотивам восточной истории, немного ритуалов какого-нибудь племени мумбо-юмбо; побольше джиу-джитсу и тренировок в духе спецназа. Вот вам и ниндзюцу!

Кстати, в этом искусстве сроду не было никаких степеней «дан» или «кю». Когда вам предлагают сдать-экзамен на очередную степень, из вас просто хотят выкачать побольше денег. А наличие высокого дана у наставника означает лишь то, что он в большей мере самозванец, чем другие.

Что касается слухов о ниндзя, как об исчадиях ада, то они берут начало в далеком прошлом. Японское феодальное общество было разделено на ряд сословий. Выше всех стояли удельные князья (даймё), ниже располагались профессиональные воины (самураи), еще ниже — крестьяне, затем шли священнослужители, ремесленники, торговцы и, наконец, «грязное» сословие (буракумины). Места для ниндзя в этой иерархии не было. Они находились вне общества и вне закона. Соответственно, у них властвовали иные правила — их собственные.

Мир Знаний .

Мы в соцсетях

Популярное

Пьяная революция

Русский генерал спасает Грузию от персов. В «благодарность» грузинская царица втыкает ему кинжал в живот…

Чукчи против эскимосов — на передовой холодной войны

Незабываемый парад 7 ноября 1941 года. С Красной площади — на фронт

Загадочная судьба IX легиона

Свирепые ниндзя — воины-тени — кем они были?

Красивая легенда о сливающихся с темнотой искусных воинах, становящихся заметными лишь в миг, когда холодная сталь вонзается в горло жертвы, прославила имя ниндзя далеко за пределами родной Японии. Но современный образ ниндзя лжив и нещадно искажён. Он буквально выдран с корнем из исконной почвы. Воспетые массовой культурой воины-призраки, умеющие бесследно растворяться в густом ночном воздухе, не имеют ничего общего с реальными представителями этой противоречивой профессии.

Профессия «призрак»

Нестыковки начинаются с самого названия. Как известно, иероглифы китайской письменности ханьцзы или кандзи широко используются в японском языке, но их прочтение разительно отличается от оригинального. Так вот: слово «ниндзя» никогда не употреблялось в Японии. Это лишь ставшая популярной в XX веке китайская транскрипция японской идеограммы «синоби-но моно» (для удобства: просто «синоби»), что в буквальном переводе означает «тот, кто профессионально скрывается и подсматривает».

Аналогично обстоят дела и с ниндзюцу. Принято считать, что ниндзюцу — это одно из традиционных японских боевых искусств. В принципе, все верно. Настолько же, насколько утверждение, что «математика — это наука о сложении чисел». «Искусство скрытности» ниндзюцу было многоступенчатой комплексной дисциплиной, включавшей в себя теорию и практику диверсионной работы, искусство шпионажа, методы пропаганды и дезинформации, приёмы выживания, и лишь в последнюю очередь подразумевало владение оружием и рукопашным боем. Козырем синоби была незаметность, обеспечившая им мистическую репутацию.

Мимолётная история легенды

Утверждение, что ниндзя появились в глубокой древности и существуют по сей день — не более чем миф. Равно как и рассказы о могущественных и уважаемых кланах синоби.

До XV века у ниндзя даже не было самоназвания, не говоря уже о школе мастерства. Первые упоминания о них встречаются в «Повести о Великом мире» («Тайхэйки») 1375 года, рассказывающей о воинах-тенях, которые под покровом ночи сожгли вражеский город. По-настоящему развернуть свою прославленную подрывную деятельности синоби смогли лишь в XV—XVI веках, вошедших в анналы как период Сэнгоку, «Эпоха сражающихся провинций». В те смутные времена феодальной раздробленности Японию раздирали междоусобные войны. Местечковые правители готовы были пойти на любые ухищрения, поступиться всеми принципами самурайской чести, лишь бы дорваться до вожделенной власти. В том числе прибегнуть к услугам обесчещенных самураев ронинов, смекалистых крестьян и маргинальных ловкачей. Да-да, именно так. Многие синоби были выходцами из сословий хинин и эта — могильщиками, уборщиками, ассенизаторами, палачами для отребья, живодёрами, охотниками, бродягами. Они были вне закона. За убийство этих «отложений социального дна» даже суд не полагался. Так что никакого романтичного флёра тайного искусства вокруг профессии ниндзя не было и быть не могло. Её овевали разве что миазмы разложения, запах крови забитого скота да эфирные волны «сарафанного радио». Конечно, на извилистый путь синоби вставали — и скрывающиеся от гонений военачальники и самураи. Они становились уже не просто лазутчиками, поджигателями и душегубами, но и прекрасно подготовленными боевыми диверсантами.

Одна беда — благородные ниндзя были скорее исключением, чем правилом. Век расцвета ниндзя был удручающе недолог. Ещё в середине XVI века Ода Нобунага, осознав опасность этих людей, приказал уничтожить «гнёзда» самых искусных синоби — посёлки коалиций кланов в провинциях Ига и Кога. В 1603 году во вновь объединённой Стране восьми островов воцарился мир под жесткой десницей сёгуната Токугава, после чего необходимость в профессии синоби отпала. Правитель Токугава Иэясу продолжил дело достославного самурая, но вместо кровопролития предложил угасающим ниндзя поступить на службу в полицейское ведомство, тем самым не только сохранив им жизни, но и разительно повысив социальный статус вчерашних хинин.

Читать еще:  «От ножа надо убегать!»... А вы пробовали убегать от ножа?

Обманчивая внешность

При слове «ниндзя» в первую очередь представляется парящий на фоне лика луны или сливающийся с тенью вооружённый до зубов воин в обтягивающем чёрном костюме, чьё лицо скрывает столь же чёрная маска. Увы, такие ниндзя существуют только в воображении творцов популярных жанров.

Чтобы мгновенно растворяться в толпе, ниндзя носили традиционную японскую одежду светлых или тёмно-синих тонов, самых распространённых в то время. Надеть чёрную одежду, а тем более маску, — означало подписать себе смертный приговор. Шпионы-модники сразу бы привлекли всеобщее внимание. Если же противник находился рядом, синоби закрывали лица длинными рукавами.

Реальные ниндзя жили, скрываясь на виду. Их главный талант — способность мгновенно перевоплощаться. Переодеваясь в крестьян, бродячих музыкантов, циркачей, монахов, торговцев, самураев или придворных, они могли беспрепятственно перемещаться по стране и проникать за закрытые двери. Даже оставаясь в личине неприкасаемых, синоби без усилий оставались незамеченными, потому как благочестивые граждане старались на них лишний раз не смотреть. Обязательным качеством для рядового синоби была быстрая речь и — ни за что не догадаетесь — глупое лицо. Потому как шибко умным или хитрым на вид личностям простой народ доверять не станет, а без доверия нести в массы «дезу» и напраслину весьма проблематично. Как и вынюхивать тайны.

Какие орудия, такой и труд

Разговоры о тайных умениях ниндзя, особенно если учесть их неприглядное происхождение, звучат довольно забавно. Хотя они не так уж оторваны от истины. У синоби было множество преимуществ: умение надолго задерживать дыхание (при работе с трупами и нечистотами без респиратора такой навык жизненно необходим); наблюдательность, хорошие зрение и слух (без которых не обойтись охотникам); знание ядовитых растений (жизнь на подножном корму и не такому научит) и анатомии людей и животных.

Особые боевые искусства ниндзя были недоступны. Какой мастер или монах стал бы делиться сакральным знанием с бродягой? Чтобы защищаться, синоби придумали собственные приёмы рукопашного боя — простые, но весьма эффективные. Жизнь в беззаконии научила. Также нет свидетельств, что ниндзя периода Сэнгоку активно использовали знаменитые метательные звёзды сюрикены, луки и самурайские мечи — неприкасаемым было запрещено иметь подобное оружие. Для самозащиты они использовали деревянные цепы нунтяку (две скреплённые шнуром палки) или короткие косы кусари-кама. Остальное — плоды путаницы, выросшей на благодатной почве вольных художественных трактовок. Вопреки расхожему заблуждению, ниндзя не были заклятыми врагами самураев. Самурайские армии охотно прибегали к помощи «спецотрядов» синоби для тайных диверсионных заданий. А так как вышеперечисленное оружие входит в стандартный арсенал большинства самурайских школ, можно сделать вывод, что регулярная армия разово вооружала наёмников по мере необходимости. А вот всевозможные фугасы, дымовые шашки, разновидности «греческого огня», негаснущие факелы и ядовитые газы действительно были довольно популярным ноу-хау синоби.

И наконец, ниндзя не были наёмными убийцами. В этом попросту не было необходимости. Условия военного времени развязывали руки самураям, разрешая им казнить вражеских офицеров. Более того, внезапная смерть противника неизбежно дала бы самураям повод усомниться в честности сюзерена. По сути, нанимая киллера для тайного убийства, заказчик собственноручно выжигал на себе позорное клеймо. Для людей, готовых скорее поступиться жизнью, чем уронить лицо, это было недопустимо.

Волшебные синоби

Смачной вишенкой на пироге фантастической репутации ниндзя стали приписываемые им колдовские силы. В частности, таинственное искусство кудзи-ин — ритуальное использование особых жестов рук.

Если верить кино и желтой прессе, кудзи-ин обязан владеть каждый продвинутый ниндзя. Такое бездумное тиражирование быстро внесло сумбур в древнюю практику. В глазах широкой аудитории сакральное умение, достигаемое годами совершенствования и аскезы, встало в один ряд с умильным отечественным кукишем или забугорным «фингером», недвусмысленно указывающим, куда стоит пойти оппоненту. Жесты, исконно наделяемые совершенно иным смыслом, превратились в безмолвные магические заклинания, способные мгновенно перенести «колдующего» на огромные расстояния, залечить смертельные раны, оглушить противника или призвать на помощь поверженному синоби грозное мистическое существо. Не будем перечислять, каким именно детищам поп-культуры кудзи-ин обязаны своей деградационной трансформацией. Но будьте уверены: среди них не только ширпотребные боевики, но и классическое японское кино, многочисленные комиксы, мультфильмы, аниме и компьютерные игры, давно перешедшие в разряд культовых.

И мистика, и особый церемониал имели место на поприще ниндзя. Но то же самое можно сказать и о куда более прозрачном образе жизни самураев, доводивших любое действие до ускользающего ритуального совершенства, как того требовали наставления «Хагакурэ» — трактата о благочестивом следовании пути воина Бусидо. Тем не менее на многих старых гравюрах знаменитые представители касты синоби действительно изображены сплетающими пальцы рук в характерные жесты. Получается, практика кудзи-ин действительно была распространена довольно широко. Но если это так, каково её реальное назначение?

Запутанные корни

Искусство кудзи-ин имеет глубокие и спутанные корни. Его родословная теряется на стыке древнеиндийской йоги жестов (мудр) и китайской «даосской алхимии», давшей начало знаменитому комплексу упражнений цигун. Йога мудр — это сложная система ритуальной жестикуляции индуизма, используемая для достижения внутренней гармонии и управления энергетическими потоками. Даосская же практика достижения бессмертия через трансформацию тела стала одной из основ люгай-мэнь — «учения нищих монахов» люгай, созданного беженцами из монастыря Шаолинь во времена, когда династия Тан провозгласила чань (дзэн)-буддизм ересью.

Читать еще:  Памятник Михаилу Калашникову, Хуго Шмайссер и винтовка StG 44

В VI— VII веках люгай с полноводным потоком буддийских проповедников проникли в Японию, где господствовал синтоизм, культ предков и богов природы. Постепенно буддизм завладел умами людей, что подвигло отчаянно стремящийся удержать власть и исповедовавший синто императорский двор развернуть самую настоящую охоту на буддийских ведьм. Спасаясь от преследований, японские адепты люгаймэнь укрылись высоко в горах и основали учение сюгэндо — причудливый сплав буддизма, даосизма, синтоизма и боевых искусств.

Ушедшие в горы отшельники назвали себя ямабуси (буквально, «скрывающийся в горах»). Горные монахи занимались отнюдь не одним только приличествующим буддистам созерцанием мира и ума. Закалка тела и духа на грани самоистязания, а также острая необходимость защищаться от правительственных преследователей и бесчинствовавших в горах разбойников выпестовали из ямабуси грозных воинов. К моменту, когда авторитет буддизма существенно возрос и пришлая религия удостоилась статуса государственной, боевые отряды горных отшельников не раз помогали японским правителям в борьбе за власть. В 1333 году ямабуси помогли императору Го-Дайго свергнуть сёгунат Камакура, продемонстрировав стойкость и выучку, сравнимую с самурайской.

На грани смутной эпохи Сэнгоку ямабуси имели тесные связи с синоби. Обменивались с ними знаниями и опытом. Именно от горных отшельников будущие основатели кланов воинов-призраков переняли искусство кудзи-ин и мистические знания нинпо микке, позволявшие выводить психическое и физическое состояние тела на предел человеческих возможностей. Только в отличие от фантазий массовой культуры настоящие ниндзя не телепортировались, не дышали огнём и не призывали свирепых демонов. Реальное кудзи-ин служило психологической (нейростимулирующей) практикой, помогающей, например, успокоиться в стрессовой ситуации, обострить внимание, повысить выносливость. И, конечно, было суеверным жестом, призванным отвести дурной глаз или привлечь удачу. Вот так все просто. Знаменитые «распальцовки» синоби — никакая не магия. Скорее, это экстренный способ медитации. Хотя смотря что считать магией…

В то время как кино и литература последних десятилетий играючи пестуют жутковатую сказку о беспринципных ниндзя, реальность играет не менее к любопытными красками. Века назад презренные бродяги и отщепенцы занимались настоящей шпионской деятельностью, проворачивали в тылу врага спецоперации государственной важности, служили пропагандистами и провокаторами, а позже и вовсе стали частью блестящей японской полицейской системы.

Ниндзя: реальная история японских воинов

На голливудских историях о воинах-ниндзя выросло уже не одно поколение. Рожденные в клане убийц, воспитанные безжалостными сенсеями, ниндзя посвящали свое существование непрестанной борьбе со злодеями-самураями. Тени в ночи, готовые выполнить самый отвратительный приказ за подходящую цену.

Все это — дешевая подборка популистских мифов, появившихся только в начале XX века. Большая часть историй об этих японских воинах основывается исключительно на желании кинематографистов создать яркий, продаваемый образ.

Сегодня мы расскажем вам несколько удивительных фактов из реальной истории ниндзя: меньше романтики, больше истины.

Ниндзя никакие не ниндзя

Оригинальное японское название, которое использовали сами японцы — шиноби-но моно. Слово «ниндзя» появилось от китайского прочтения тех же иероглифов и стало популярным только в двадцатом веке.

Первое появление

Впервые о шиноби повествуется в военных хрониках 1375 года. Летописец упоминает о группе шпионов, сумевших проникнуть в укрепленный замок и сжечь его дотла.

Золотой век

В течение двух столетий — XIV и XVI — дело воинов ночи процветало. Япония была погружена в гражданские войны и шиноби пользовались большой популярностью. Но уже после 1600 года жизнь на островах стала гораздо спокойнее, с этого начался закат шиноби-но моно.

Библия ниндзя

Об этой секретной организации сохранилось очень мало задокументированных сведений. Сами шиноби начали летопись своих деяний только после 1600 года.

Самый известный труд, принадлежащий перу неизвестного сенсея, относится к 1676 году. Книга считается настоящей библией шиноби и называется Бансэнсюкай.

Противостояние самураям

Современная культура однозначно выводит ниндзя как ожесточенных противников самураев. В этом нет ни доли правды: ниндзя были своего рода отрядом наемного спецназа и самураи относились к ним очень уважительно. Более того, многие самураи старались повысить свои боевые навыки, изучая ниндзюцу.

Ниндзюцу

Бытует мнение, что ниндзюцу — некое боевое искусство, предназначенное для безоружного воина, нечто вроде карате-до высокого уровня. Но бойцам-шиноби не было никакого смысла посвящать большую часть времени отработке рукопашной схватки.

Оригинальные приемы ниндзюцу на 75% предназначены для вооруженного человека.

Сюрикены ниндзя

На самом деле, сюрикенами пользовались как раз таки самураи. Искусством метать стальную звездочку учили в специальных школах, ниндзя же предпочитали использовать гораздо более простые и удобные в обращении духовые ружья. Стереотип о сюрикенах появился только в начале 20-го века.

Воин в маске

И, конечно же, ниндзя никогда не должен появляться без зловещего черного капюшона на голове — иначе кто же его испугается! Шиноби и в самом деле использовали маски при необходимости, но вполне могли пойти в атаку и с открытым лицом.

Зловещие убийцы

Вообще-то, чаще всего наниматели использовали шиноби в качестве шпионов. Им могли поручать и политические убийства — скорее, в виде исключения.

Победа или смерть

Это голливудский миф. Нет вообще никаких доказательств того, что провал миссии стоил шиноби жизни. Какой в этом смысл?

Профессиональные наемники предпочитали романтике рациональность: лучше отступить и нанести удар снова, чем торжественно воткнуть меч себе в горло безо всякого положительного результата.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector