1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как производят ядерные реакторы для АЭС на заводе «Атоммаш»

Как производят ядерные реакторы для АЭС на заводе «Атоммаш»

«Атоммаш» — крупнейший в России изготовитель оборудования для атомной энергетики. Предприятие расположено в городе Волгодонск Ростовской области. До аварии на Чернобыльской АЭС «Атоммашем» было выпущено более 100 единиц высокотехнологичного оборудования для атомных электростанций, в том числе 14 реакторов ВВЭР-1000 — самых распространённых ядерных реакторов в своей серии.

Продукция «Атоммаша» в разное время поступала на многие атомные электростанции, в том числе на Ростовскую, Балаковскую, Крымскую и другие.

1. С 2012 года «Атоммаш» является филиалом инжиниринговой компании «АЭМ-Технологии», входящей в машиностроительный дивизион «Росатома» «Атомэнергомаш». Это единственная в России компания, производящая полный комплект оборудования реакторного зала АЭС.

2. Листоштамповочный пресс двойного действия с усилием 15 тысяч тонн может штамповать днища из плоской заготовки толщиной до 45 см.

3. Производство корпусного оборудования — здесь собирают и сваривают корпуса реакторов.

4. Кроме оборудования для атомной отрасли, «Атоммаш» производит оборудование для газовой и нефтехимической отраслей. Это в основном крупные сосуды, работающие под давлением, колонное оборудование, трубопроводная арматура.

5. Цилиндрическая обечайка из двухслойного металла — составная часть нефтеперерабатывающей колонны для одного из крупных нефтеперерабатывающих заводов. Диаметр кольца составляет около 10 метров.

6. Установка для автоматической сварки и наплавки под слоем флюса внутренних кольцевых и продольных швов на обечайках различного диаметра.

7. За один проход эта установка может обеспечить наплавку плакирующего слоя до 8 мм.

9. Электрическая дуга горит под слоем флюса между концом сварочной проволоки и свариваемым металлом.

10. Расплавленные электродный и основной металлы перемешиваются в сварочной ванне. Кристаллизуясь, они образуют сварной шов.

11. Сборочно-сварочный участок. Идёт подготовка к контрольным операциям составной части днища для нефтеперерабатывающей колонны. Диаметр днища составляет около 8 метров.

12. Ручная дуговая сварка элементов раскрепления на заготовке днища нефтеперерабатывающей колонны.

14. Толстостенные (до 11 см) обечайки с внутренней антикоррозионной наплавкой являются составными частями корпуса нефтеперерабатывающего реактора.

16. Для сварки толстостенных заготовок используется подогрев зоны сварного шва с помощью электронагревателей.
В данном случае температура заготовок при сварке должна быть не ниже 150°С.

17. Сварочный манипулятор.
Предназначен для сварки и наплавки кольцевых швов сферических и эллиптических днищ.

18. Идёт сварка кольцевого шва составных частей днища нефтеперерабатывающего реактора.

19. Длительность непрерывного процесса сварки зависит от толщины свариваемых деталей и может продолжаться более 10 суток.

20. Ручная наплавка внутренней поверхности патрубка на полукорпусе атомного реактора.

21. После сварочных операций производится зачистка всех сварных швов шлифовальными машинками для проведения последующих операций контроля: цветной и ультразвуковой дефектоскопии.

24. Уникальный обрабатывающий центр способен выполнять на тяжеловесных и крупногабаритных заготовках не только токарные операции, но и производить расточку поверхностей. Вес данной заготовки превышает 169 тонн.

27. Корпус парогенератора длиной 12 метров проходит этап механической обработки отверстий на горизонтально-расточном станке INNSE.

28. Данный обрабатывающий центр может с одной установки произвести обработку отверстий по всей длине изделия.

29. Перемещение полукорпуса реактора весом 170 тонн на очередную технологическую операцию.

30. Токарная обработка кромки днища парогенератора под сварку.

31. «Атоммаш» обладает большим парком универсальных токарно-карусельных станков, способных обрабатывать заготовки диаметром до 5 метров.

32. Пролёт изготовления парогенераторов для атомных станций.

33. Теплообменные трубки внутри корпуса парогенератора.

34. Насыщение парогенератора внутрикорпусными элементами и устройствами.

35. Внутрь корпуса парогенератора необходимо установить и приварить к коллекторам порядка 11 тысяч теплообменных трубок — змеевиков.

40. Сборка из двух обечаек диаметром свыше 10 метров с элементами жёсткости. Этот узел скоро станет составной частью огромной нефтеперерабатывающей колонны.

41. Площадь предприятия — 170 га. Протяжённость производственного корпуса — 800 метров. Поэтому работники (в основном, линейный персонал) перемещаются на служебных велосипедах по специальным велодорожкам.

42. Создание кромки под сварку на внутреннем отверстии с помощью механической обработки — расточки.

43. Операция выполняется на станке по заданной программе.

44. Только станки с программным управлением позволяют точно, с заданными параметрами, выполнить повторяющиеся отверстия в толстостенных обечайках.

Читать еще:  Спецслужбы: Национальное агентство разведки Республики Корея

45. Уникальный процесс развальцовки теплообменных труб внутри коллектора парогенератора. Специалистам необходимо развальцевать, а затем произвести автоматическую сварку и контроли 11 тысяч теплообменных труб в коллекторе.

46. Для выявления дефектов в толстостенных изделиях с толщиной стенки до 45 см применяют установки для рентгенографического контроля. На фото виден процесс подготовки подземной рентгенкамеры, в которую скоро поместят изделие для контроля.

47. Гидравлические испытания ядерного реактора проводят в специально оборудованном подземном стенде.

48. Стенд обеспечивает давление свыше 250 атмосфер и подогревает специально подготовленную воду до 80°С. Именно при таких условиях испытывают реакторы для АЭС.

49. Для перемещения изготавливаемого оборудования внутри корпуса используются мостовые краны различной грузоподъёмности. Конкретно эти краны находятся на отгрузочных позициях. Способны работать в паре и поднимать изделия весом до 1200 тонн.

51. Сборочно-сварочный участок изготовления внутрикорпусных устройств реактора.

52. Процесс проведения контроля сварных соединений с помощью технологии цветной дефектоскопии.

53. В октябре 2015 году «Атоммаш» изготовил и отгрузил первый корпус реактора типа ВВЭР-1200 для блока №1 Белорусской АЭС. В декабре 2015 года на предприятии был изготовлен комплект парогенераторов МКП-1000 для блока №4 Ростовской АЭС. Сегодня идёт работа над комплектом оборудования для Белорусской АЭС блок №2.

Большое спасибо управлению по связям с общественностью АО «АЭМ-технологии» за организацию фотосъемки!

Атомный век

Как и почему появилась компания «АЭМ-технологии»?

Игорь Котов: Несколько лет назад монопольное положение некоторых производителей оборудования для АЭС позволяло им диктовать условия поставки и назначать цены по собственному усмотрению. Тогда в государственной корпорации Росатом было принято решение о создании конкурентоспособного поставщика такого важнейшего оборудования, как корпусное оборудование энергетической установки. Был образован машиностроительный дивизион госкорпорации, в который вошли машиностроительные предприятия, проектные институты и научные центры. В структуре дивизиона создана инжиниринговая компания «АЭМ-технологии», перед которой была поставлена задача наладить выпуск корпусного оборудования АЭС. Первым производственным активом компании стало петрозаводское предприятие «Петрозаводскмаш». Производственные мощности завода «Петрозаводскмаш» были на тот момент достаточно неплохо укомплектованы механообрабатывающим и сварочным оборудованием, к тому же завод имел опыт изготовления сосудов для нефтехимической промышленности, которые во многом схожи с корпусным оборудованием для АЭС, а также контейнеров для транспортировки и хранения отработавшего ядерного топлива. То есть в отрасли это предприятие не было новичком. Поэтому за относительно небольшой срок предприятию удалось освоить производство широкой номенклатуры так называемого длинноциклового оборудования. Когда же появилась возможность вернуть «Атоммаш» в атомную отрасль, это стало приоритетной задачей для государственной корпорации Росатом. Учитывая большое количество проектов строительства АЭС в России и за рубежом, госкорпорации необходимо было нарастить собственные производственные мощности для изготовления основного корпусного оборудования АЭС.

Почему волгодонскому предприятию отводилась такая важная роль?

Игорь Котов: Как известно, «Атоммаш» проектировался и строился в 70-е годы прошлого века, чтобы стать основным поставщиком оборудования для атомных станций. Предполагалось, что здесь будет налажен выпуск до восьми комплектов оборудования ежегодно. Но после чернобыльской аварии, а затем после развала Советского Союза и приватизации предприятию пришлось пережить сложные времена. Несмотря на это, здесь удалось сохранить основные производственные мощности, оборудование для изготовления изделий АЭС и костяк трудового коллектива. Цикл изготовления корпуса реактора — более 700 дней! И три года спустя после того, как «Атоммаш» вошел в машиностроительный дивизион Росатома, из ворот предприятия выехал корпус атомного реактора для Белорусской АЭС, изготовленный в соответствии с требованиями к качеству такого изделия и в контрактные сроки. Более того, на «Атоммаше» удалось восстановить производство парогенераторов в сборе. Это не менее ответственные и сложные изделия. Два парогенератора для Ростовской АЭС уже изготовлены и сданы заказчику. До конца года будет закончена комплектная поставка. Это действительно рекордные сроки. Сегодня Волгодонский филиал компании «АЭМ-технологии» становится основным поставщиком всего крупного корпусного оборудования. Но и «Петрозаводскмаш» остается производителем ключевого оборудования АЭС.

«Атоммаш» выпускает продукцию не только для АЭС. Какова доля непрофильных продуктов?

Игорь Котов: Доля продукции неатомного направления в общем портфеле заказов компании и сейчас достигает 30 процентов, и в наших целях эту долю только наращивать. На сегодня оба филиала производят различные сосуды для хранения и переработки углеводородов. Кроме того, специализируется на изготовлении крупных металлоконструкций. К примеру, не так давно «Атоммаш» изготовил и отгрузил заказчику детали портального крана, длина одной стрелы которого — 58 метров, а вес — 80 тонн. Размеры производственных корпусов «Атоммаша» и высота его пролетов позволяют изготавливать такие крупные детали. Сейчас в производстве еще один подобный кран.

Читать еще:  Ядерный апокалипсис с комфортом: Роскошное убежище в Канзасе

За счет чего удалось сохранить конкурентоспособность завода и какие вложения потребовались для того, чтобы возобновить производство на «Атоммаше»?

Игорь Котов: На сегодняшний день контрактация компании «АЭМ-технологии» составляет 67 миллиардов рублей. Значительную часть этой контрактации составляют экспортные договоры. Это говорит о высокой конкурентоспособности российских атомных технологий вообще и конкурентоспособности компании «АЭМ-технологии» в частности. Если говорить об «Атоммаше», то необходимо отметить, что завод строился как специализированное предприятие для изготовления основного оборудования для атомных станций с учетом накопленного в отрасли опыта. Здесь было смонтировано уникальное механообрабатывающее, сварочное и термическое оборудование. Поэтому потребовались относительно небольшие инвестиции, чтобы быстро возобновить производство оборудования для АЭС. С 2012 года в «Атоммаш» было инвестировано без малого три миллиарда рублей. Сегодня «Атоммаш» — это современное производство, система менеджмента качества которого отвечает как российским, так и зарубежным требованиям. Разработана дальнейшая программа модернизации ключевого оборудования, которую мы готовимся защищать перед руководством госкорпорации.

Какова «ядерная концепция» России? Есть ли у вас четкое понимание того, какие государственные заказы будут поступать в ближайшие годы?

Игорь Котов: Существует программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», разработанная государственной корпорацией Росатом и утвержденная правительством Российской Федерации, рассчитанная до 2020 года. Главные задачи программы — развитие атомной электрогенерации и расширение международной интеграции, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, укрепление инновационного потенциала дальнейшего развития российских ядерных технологий и расширение сферы их использования, сохранение статуса ядерной державы и обеспечение геополитических интересов страны.

Этой программой предусмотрен ввод в эксплуатацию новых типовых серийных энергоблоков атомных электростанций с темпом ввода мощностей в среднем не менее одного ГВт в год. Это дает нам четкое понимание, какие заказы мы будем получать в ближайшее время. Существование этой программы говорит о тех приоритетах, которых придерживается наше государство в развитии собственной энергосистемы. И этому есть объяснение. Технология ВВЭР доказала свою надежность и безопасность, наработав до 900 реакторолет безаварийной эксплуатации. В настоящее время разрабатывается проект реакторной установки нового поколения с реактором ВВЭР-ТОИ (типовой оптимизированный и информатизированный) мощностью 1300 МВт. Важным отличием этого реактора станет применение увеличенной обечайки активной зоны, что позволит уменьшить количество сварных соединений при изготовлении корпуса реактора, а значит, значительно повысить безопасность и срок эксплуатации реакторной установки. Срок эксплуатации реакторной установки с таким реактором будет достигать 100 лет (сегодня срок эксплуатации реактора составляет 60 лет). Наша компания уже готова к реализации данного проекта. В России он будет впервые реализован при строительстве третьей очереди Курской АЭС.

Какова география проектов, реализуемых сейчас госкорпорацией Росатом за пределами России?

Игорь Котов: География их достаточно разнообразна: Индия, Иран, Египет, Иордания, Венгрия, Финляндия. Причем, заметьте, что все эти очень разные страны выбирают именно российскую технологию.

В атомной энергетике на данный момент существует, наверное, одна главная проблема — отработавшее ядерное топливо. Пока мы научились только безопасно его хранить. Наша компания, в том числе, предлагает свои достаточно эффективные решения этого вопроса. Но жизнь не стоит на месте. В отрасли ведется разработка ядерных технологий нового поколения, в частности, реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым ядерным топливным циклом, обеспечивающих потребности страны в энергоресурсах и позволяющих более эффективно использовать природный уран и отработавшее ядерное топливо. Буквально на днях произошел энергетический пуск реактора БН-800 на четвертом блоке Белоярской АЭС. Так что и эта проблема, я думаю, будет решена.

Не изменились ли из-за внешнеполитической обстановки планы по производству ядерного острова для АЭС «Аккую» в Турции?

Игорь Котов: Работы над проектом «Аккую» на сегодняшний день ведутся в соответствии с договорными обязательствами. Как я уже сказал, у Росатома имеется значительный объем зарубежных заказов. Есть также и новые блоки внутри России. Поэтому, независимо от дальнейшего развития ситуации, мы уверены в востребованности оборудования, которое мы производим.

Первый корпус реактора ВВЭР, произведенный в структуре Росатома, сошел с производственной площадки волгодонского «Атоммаша»

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отгрузил в адрес заказчика корпус реактора для первого энергоблока Белорусской АЭС. Это первый корпус реактора, изготовленный на производственной площадке завода «Атоммаш» после почти 30-летнего перерыва и первый — выпущенный в структуре Госкорпорации «Росатом».

Читать еще:  Выбираем портативный фильтр для воды: тест-обзор 9 современных очистителей

В церемонии отгрузки приняли участие генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов, генеральный директор АО «АЭМ-Технологии» Игорь Котов, заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк, министр промышленности и энергетики Ростовской области Михаил Тихонов.

«Возрождение производственного комплекса «Атоммаша» было одним из приоритетов Росатома. В кратчайшие сроки прошло обновление оборудования, обучение персонала, внедрение новых технологий работы. Помогали в этом процессе специалисты сразу нескольких компаний Машиностроительного дивизиона: ЦНИИТМАШ, Гидропресс, ЗиО-Подольск. Они делились опытом, присутствовали на сложных производственных операциях. Сегодняшняя отгрузка подтверждает, что завод полностью восстановил свои компетенции изготовителя ключевого оборудования для АЭС. Корпус реактора для первой в Белоруссии атомной станции успешно прошел все этапы контроля качества, и передается нашим партнерам в соответствии с установленными сроками», — сказал Андрей Никипелов, выступая на церемонии.

Напомним, что завод «Атоммаш» был построен в 70-х годах, как крупнейший изготовитель оборудования атомных электростанций. В постсоветский период предприятие едва не утратило свои компетенции в производстве оборудования для атомной отрасли. В 2012 году «Атоммаш» вошел в состав Машиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом», после чего на заводе была запущена программа восстановления производства оборудования для атомной энергетики.

Изготовление реакторной установки – уникальная компетенция, которой обладают лишь несколько стран в мире. «Атоммаш» — единственный в России завод, выпускающий полный комплект оборудования ядерного острова АЭС, включая корпус реактора, парогенераторы и др. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 4 комплектов оборудования в год. В настоящее время в производстве на «Атомммаше» находится оборудование реакторного отделения для Нововоронежской, Ростовской, Белорусской атомных станций. Также в ближайшее время будет начато производство оборудования ядерного острова для АЭС «Аккую» (Турция), АЭС «Куданкулам» (Индия).

Вес корпуса реактора ВВЭР-1200 превышает 330 тонн, высота – 13 метров, диаметр 4,5 метра. Транспортировка до Белорусской АЭС представляет собой сложную логистическую операцию. От завода изготовителя корпус реактора будет доставлен на специализированной автомобильной технике на причал Цимлянского водохранилища в г. Волгодонск. Там начнется речной этап, который продлится до г. Великий Новгород. Далее до г.Островец перевозка пройдет по железной дороге на специализированном транспортере.

Белорусская АЭС — проект по строительству атомной электростанции типа АЭС-2006, который реализуется в 18 км от Островца (Гродненская область, Республика Беларусь). Проект реакторной установки станции разработан входящим в Атомэнергомаш АО «ОКБ Гидропресс», который осуществляет авторский надзор и конструкторское сопровождение. Первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Реализацию проекта строительства ведет объединенная компания АО «НИАЭП» — ЗАО «АСЭ».

Справочная информация

Завод Атоммаш (Волгодонский филиал АО «АЭМ-Технологии»)

Завод «Атоммаш» (в настоящее время Волгодонский филиал АО «АЭМ-Технологии») начал работу в 1976 году. Проектная мощность – выпуск 8-ми комплектов оборудования реакторной установки. Первый корпус реактора был поставлен на Южно-Украинскую АЭС в 1981 году. Всего было изготовлено 13 корпусов реакторов и более ста единиц корпусного оборудования реакторной установки. Атоммаш также выступал поставщиком транспортно-технологического оборудования и машин перегрузки для атомных станций.

Последний корпус реактора был отгружен с Атоммаша в 1986 году. В 90-е и нулевые годы Атоммаш едва не утратил свои компетенции в производстве оборудования для АЭС – доля отраслевых заказов сократилась до 10%. В 2012 году он вошел в состав Машиностроительного дивизиона ГК «Росатом», после чего на заводе была запущена программа восстановления производства оборудования для АЭС. В ходе ее реализации модернизирован станочный парк, приобретено новое сварочное оборудование с системой управления орбитальной сваркой, а также система вихретокового контроля теплообменных труб и перемычек коллекторов парогенераторов, комплекс оборудования для местной термообработки и др. Общий объем инвестиций с 2012 по 2015 годы составил около 2 млрд рублей.

В настоящее время на Атомммаше на различных стадиях изготовления находится такое оборудование для атомной энергетики, как реакторные установки, парогенераторы, ловушки расплава, корпуса ГЦН, транспортно-технологическое оборудование для Нововоронежской, Ростовской, Белорусской атомных станций. Также в ближайшее время будет начато производство оборудования ядерного острова для АЭС «Аккую» (Турция), АЭС «Куданкулам» (Индия).

Завод обладает уникальными логистическим возможностями, позволяющими проводить отгрузку готовой продукции любыми видами транспорта без ограничений по габаритам.

Социально-экономические показатели Атоммаша

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector