1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как появилась новогодняя ёлка. Легенда и реальность

Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов — вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом – источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей – от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Читать еще:  Основы выживания в блокадном городе

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга – царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет – газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники – не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

Читать еще:  Незаменимый набор для выживания в зомби-апокалипсисе

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор — Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.

Как возникла традиция новогодней ёлки: легенды

Старинное предание гласит, что вечнозелёная ель, была выбрана как символ Рождества, высшими божественными силами. Очень давно случилось чудо, родился Иисус Христос в одной невзрачной пещере в Вифлееме, и сразу же на небосклоне засверкала новая звезда. После этого к пещере начали приходить те, кто хотел выказать добрые пожелания новорождённому младенцу, это были люди, растения и животные. Каждый из присутствовавших выражал новорождённому радость и презентовал подарки. В стороне не остались и деревья, они дарили младенцу цветы, благоухания и нежность листьев. Своё почтение спешила выказать и Северная Вечнозелёная Ель, но так как она пришла последняя, то стесняясь, стояла в сторонке. К северной зелёной гостье обратились с вопросом, почему она не заходит, на что ёлка ответила, что у неё нет подарков, а младенец может уколоть пальчики иголками. Другие деревья сжалились над Елью и украсили её ветви различными плодами и фруктами. Поблагодарив всех, Ёлка подошла к младенцу. Маленький Иисус, заметив необычайной красоты дерево, заулыбался и в то же мгновение на верхушке Ели, засверкала Вифлеемская звезда.

Другая легенда повествует нам о двух очень гордых деревьях, Пальме и Маслине, которые смеялись над Елью, из-за её иголок и смолы, и отказывались пускать зелёную Ёлку к Иисусу. Скромная Ёлочка стесняясь стояла неподалёку и не решалась войти, пока небесный ангел не пожалел её и не украсил Ёлку звёздочками с ночного небосклона. Сверкающая Ель величественно вошла к маленькому Иисусу. Младенец проснувшись, радостно заулыбался и потянулся к красивому дереву, с тех пор Зелёная нарядная Ёлочка считается символом Нового года и Рождества.

В древние времена люди были очень суеверны и свято верили, что на ёлках и соснах живут духи. Духам приписывались такие страшные вещи, такие как метель, морозы наслать или охотников в лесу запутать. Чтобы уберечься от гнева лесных духов, люди готовили подарки, читали специальные заговоры и проводили необходимые обряды. И именно зелёная ёлочка издавна считалась символом всего живого.

Когда в первый раз начали украшать ёлку?

Если мы обратимся к первым официальным письменно зарегистрированным данным, то первое украшение ёлки было в тысяча шестьсот пятом году. В Страсбурге существовала традиция в канун Рождества приносить в своё жилье еловое деревце, которое украшали разноцветными ленточками, яблоками и бумажными оригами.

С наступлением 19 века, по всей территории Америки, Франции, Северной Европы и Англии начала распространяться красивая традиция украшения вечнозелёного дерева. Рождественская Ель прижилась и в России. В тысяча семисотом году указом Петра Первого празднование Нового года было передвинуто с осеннего времени года на зимнее, то есть на 1 января. Также в указе было сказано об установлении на всех улицах настоящих ёлок. Стоит отметить, что в самом начале люди не воспринимали нововведение и лишь во время правления Николая Первого, обмен немецкой культурой и обычаями, изменили отношение русского народа к пушистой красавице. Зеленную пушистую ёлочку украшали фруктами, бумажными оригами, мишурой и рафинадом.

С приходом 20 века празднование и украшение рождественской ёлки было запрещено и только в тысячу девятьсот тридцать шестом году празднование зимних праздников было восстановлено. На сегодняшний день украшение вечнозелёной ёлочки является обязательным атрибутом ежегодных рождественских праздников.

Как появилась новогодняя ёлка. Легенда и реальность

Зомби-апокалипсис реален: В мире насекомых уже существуют зомби!

Законные бескровные методы борьбы с толпой

Существует довольно распространённая теория, согласно которой новогодняя ёлка – суть идейно переработанный классический языческий символ. Дескать, древние кельты (что важно – именно кельты, а не какие-нибудь галлы) каждую зиму устраивали традиционные жертвоприношения, дабы умилостивить «Великого Старца Севера» или каких-нибудь местных злых духов. Разумеется, жертвоприношения были человеческими – другую «валюту» злые языческие боги не приемлют.

Читать еще:  Girls and guns Vol 4. Горячая пятница (18+)

Так что кельтские друиды своими ритуальными серпами потрошили военнопленных или даже мирных жителей, а внутренности и органы развешивали на самой старой и мощной ели. Потом, к счастью, пришла культура, цивилизация и христианство, однако народ уже привык развешивать на ёлочках всякое. Пришлось срочно выдумывать более мирные аналогии и адаптировать языческий праздник под христианские нужды.

Вот только есть у этой захватывающей теории несколько слабых мест.

Для начала, вся имеющаяся у нас информация об обычаях кельтов “из первых рук” получена от их врагов – римлян. А демонизация врага – это явление, активно практикуемое во все времена. Причём римляне сами человеческими жертвоприношениями не брезговали. Те же гладиаторские бои изначально проводились в рамках тризны по умершим богатым и влиятельным гражданам. Ну а пришедшие потом к власти христиане просто обязаны были максимально очернить любые альтернативные религиозные взгляды.

Далее. Археологи не нашли ни одного массового захоронения жертв подобных ритуалов. А ведь они должны были проводиться каждый год и практически в каждом крупном населённом пункте. Но ничего подобного обнаружено не было.

Третье. В восстановленных по археологическим данным и оригинальным записям кельтских традициях с ритуальными жертвоприношениями всё как-то вяленько. Да, деревья кельты почитали, да и лесных духов всячески старались умилостивить. Но чаще всего – едой. Символизма тут было больше – каждый обязан был пожертвовать часть своих и без того малых запасов для «общего дела». В этом было куда больше смысла, нежели в принесении в жертву какого-то случайного мужика.

Так что серьёзные источники «кровожадную версию» происхождения новогодней ёлки не рассматривают.

Новогодняя Ёлка

Сама традиция связывать определённые праздники с деревьями – довольно древняя и развитая. Однако в контексте празднования нового года – неоднозначная. Языческий праздник Йоль, ассоциирующийся с современным Новым Годом, был неразрывно связан со «святочным поленом». Дубовым. Ведь именно дуб в европейском язычестве являлся «главным деревом». А ель стала ассоциироваться с праздником намного позже.

На этот счёт даже легенда есть. Дескать, некто святой Бонифаций в VII веке нашей эры активно боролся с язычеством. И демонстративно спалил главный языческий дуб. А на вопрос местных – «а чё нам теперь делать?» – указал на небольшую ёлочку и доходчиво разъяснил, что если уж хотите водить хороводы вокруг чего-нибудь, то пусть это будет угодное Христу вечнозелёное дерево.

Почему именно ель? А вот тут сложно. Дело в том, что в Библии с Рождеством Христовым вообще никакие деревья не ассоциируются. Но потом упоминаются пальмовые ветви, которыми народ приветствовал Христа, когда тот в Иерусалим въезжал. И вот эти вечнозелёные пальмы и превратились каким-то образом в традиционные рождественские деревья. Между прочим, в тех странах, где с ёлками напряг – до сих пор пальмы украшают. Ну а там, где пальм нет, приходилось искать любые вечнозелёные деревья, ибо только это символизировало бессмертие души — ёлка, сосна, пихта.

Что важно. Изначально деревья никто не рубил и в дом не тащил. Хотя бы потому, что друиды за такое поведение могли спокойненько провести описанное выше «праздничное потрошение». Приходилось довольствоваться еловыми ветками, из которых делались венки и подставки под свечи.

Что касается остальной традиционной новогодней символики (шарики, гирлянды, мишура и т.д.), то с ней всё более-менее просто и понятно. Итак.

Мишура

Впервые появилась в начале семнадцатого века в Германии. И представляла собой тонкие нити из натурального серебра. Довольно дорогое украшение, что уж там. Да и серебро быстро теряло свой блеск, так что пришлось искать альтернативы. Сначала – олово, потом – свинец. Ага, тот самый свинец, контакт с котором со временем вызывает отравление. Так что появление в семидесятых годах прошлого века мишуры из пластиковой плёнки оказалось очень кстати.

Гирлянды

Где-то в конце семидесятых годов девятнадцатого века, некий телеграфист Ральф Моррис решил немного украсить к Рождеству своё рабочее место. И на глаза ему попались сигнальные лампочки, которые использовались на телефонных и телеграфных станциях того времени. Идея всем понравилась, поскольку такие лампочки были куда безопаснее и долговечнее традиционных рождественских свечей.

Шарики

Первоначально вместо шариков использовались банальные яйца, яблоки и прочая снедь. И у каждого из таких украшений было своё символическое значение. Впрочем, народ быстро сообразил, что символ можно заменить «упрощённым символом», так что вместо натуральных фруктов и овощей, которых было жалко, начали вешать их деревянные копии. Впрочем, традиция вешать конкретно фрукты и сладости сохранилась до сих пор. А первые стеклянные шары появились в 1848 году, благодаря работе стеклодувов Германии. Правда, были они тяжелыми и толстыми – стекло использовалось бутылочное, но всего за несколько десятилетий стеклодувное искусство шагнуло далеко вперёд.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector