0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История выживания: Тур Хейердал

Тур Хейердал. Красивая жизнь, гордая смерть

Всемирную славу он завоевал в 1947 г. после того, как пересек Тихий океан на деревянном бальзовом плоту «Кон-Тики». Свои приключения во время этой экспедиции Тур Хейердал описал в получившей широкую популярность книге «Путешествие на «Кон-Тики». Документальный фильм об этом плавании был удостоен премии «Оскар», а книга была продана в количестве 60 млн экземпляров.

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 г. в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии. Мать Хейердала с детства привила ему любовь к природе, поэтому Тур и стал студентом зоологии и географии в университете Осло в 1933 году. Через три года он со своей молодой женой отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где в течение года занимался изучением местных флоры и фауны. В Полинезии им было обнаружено множество растений, очень похожих на те, что произрастают в Южной Америке.

Впоследствии путешественник-исследователь совершил несколько подобных экспедиций, среди которых плавание на папирусной лодке «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, и путешествие на тростниковом корабле «Тигрис» из Ирака на северо-восток Африки, совершенное в конце 1970-х годов. Тур Хейердал сделал ряд археологических раскопок, в частности, в Полинезии и Перу.

Весной прошлого года путешественник руководил археологической экспедицией в российском Азове, стараясь найти истоки викингов. Тур Хейердал твердо верил, что предки нынешних норвежцев пришли в Скандинавию с берегов Азовского моря. В течение трех недель возглавляемая им экспедиция вела раскопки в Приазовье. Этой экспедиции Тур Хейердал посвятил книгу «В поисках Одина. По следам нашего прошлого», презентация которой прошла в Осло в декабре минувшего года. Тогда-то ученый сообщил представителям прессы, что собирается повторить экспедицию на Азов. Но сделать этого он не успел.

Позже, летом он перенес онкологическую операцию на мозге. Однако этой весной Хейердала снова увезли в больницу. Узнав свой окончательный диагноз – рак головного мозга, – великий этнограф и археолог отказался от приема пищи и медицинской помощи. Тур попросил вернуть его в поселок Колла-Микери на берегу Лигурийского моря, где он провел 20 лет своей жизни. «Он уже не пользовался медикаментами. Он хотел уйти в тишине и спокойствии», — сказал в Осло его сын Тур Хейердал-младший. 18 апреля в 21:10 в окружении своей семьи Тур Хейердал скончался в Колла-Микери в Италии.

Последние 50 лет Хейердал был самым известным норвежцем в мире. Его подчас спорные научные гипотезы заставляли многих по-новому взглянуть на историю человечества, искать новые доказательства о путях развития, расцвета и угасания цивилизаций прошлого. Хейердал был яростным защитником мира. В его интернациональных экипажах всегда присутствовало много представителей разных стран, в том числе и известный российский путешественник, исследователь и телеведущий Юрий Сенкевич.

Сегодня стало известно, что, когда Сенкевич узнал о смерти Хейердала, у российского путешественника произошел инфаркт. «Когда я говорю о нем, у меня все получается в превосходной степени. Он действительно был превосходным человеком во всех отношениях. Мне приходилось бывать с ним практически во всех жизненных ситуациях. Вместе тонули и вместе выплывали, помимо того, что он был прекрасным ученым, очень вдумчивым и очень серьезным», — рассказывает Юрий Сенкевич.

Читать еще:  Твари апокалипсиса. Часть 2: Бандиты

Правительство Норвегии заявило, что Тур Хейердал будет похоронен с государственными почестями. Впрочем, где будет похоронен легендарный норвежец, а также где пройдет церемония прощания с ним, пока не известно.

История выживания: Тур Хейердал

«Пятнадцатилетний капитан». Юмористический рассказ из серии «Акулы из стали»

Огород выживальщика: Топинамбур

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства методами, которые использовались в те времена. На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра». Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Читать еще:  10 причин, почему Курсы Выживания убивают, а не помогают выжить

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до терпящих крушение антропологов за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики»-то из дерева был сделан. Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Читать еще:  Спецслужбы: Тонтон-макуты

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.

Почему легендарный исследователь Тур Хейердал искал родину викингов в Ростовской области

Норвежский исследователь Тур Хейердал прославился своими путешествиями, которые развенчали исторические мифы. Путешествия Хейердала на бальсовом «Кон-Тики», папирусных «Ра» и «Ра-2», тростниковом «Тигрисе» доказали, что для человека прошлого море — не преграда, а дорога к новым землям. Всю жизнь Хейердал изучал статуи острова Пасхи, пирамиды инков, народы Полинезии, а на закате жизни обратился к мифам родной Норвегии.

Один — путь из вождя в боги

В XII веке исландский скальд — поэт-певец Снорри Стурлурсон написал «Сагу об Инглингах», в которой рассказал историю 31-го поколения скандинавских королей, живших до IX века. Снорри утверждал, что первые правители пришли с Востока, а именно из города Аз-Хоф, расположившегося в устье Таны — так греки называли реку Дон. Тур Хейердал решил посмотреть на сагу исландского скальда не как на миф, а как на документальный источник информации. Изучив ее, он стал отстаивать теорию, согласно которой бог Один — это реальный персонаж, который был королем племени асов и привел свой народ в Скандинавию.

Развивать теорию азовского происхождения викингов Хейердал начал вместе с писателем и историкам Пером Лиллестремом. В 2000 году свои предположения Хейердал изложил в книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». В интервью путешественник говорил:

На берегу моря они пересели в лодки и направились в Швецию, которая в то время была населена отсталыми племенами. Асы покорили местное население и привили им свою цивилизацию. После смерти вождь Один превратился в легенду и стал воинственным, но мудрым богом викингов.

Хейердал в России

Научное сообщество эту гипотезу всерьез не восприняло, как до этого высмеяло статью «Колумб и викинги». В 1978 году в Лондоне Хейердал написал, что скандинавы высадились в Америке задолго до Колумба. Смелая теория путешественника подтвердилась только спустя 20 лет.

На свой 85-летний юбилей Тур Хейердал решил посетить Россию. Все расходы на будущую экспедицию он взял на себя. В 2000 году в городе Азов начались археологические раскопки, в которых участвовали норвежские ученые и специалисты Ростовского государственного университета и Азовского историко-археологиче­ского и палеонтологического музея-заповедника.

За два месяца работы экспедиция подняла из-под земли 35 тысяч артефактов. Откопали землянку времен штурма турецкой крепости русским войском и средневековые кварталы древней турецкой крепости Азак. Доказательством связи Приазовья и Скандинавии стали найденные при раскопках три скандинавские пряжки времен эпохи викингов.

Продолжить исследования помешала смерть Тура Хейердала 18 апреля 2002 года. Он умер в 87 лет и до последних дней сохранял ясность ума и продолжал отстаивать гипотезу азовского происхождения Одина. В академической науке новые теории часто принимаются с враждебностью, и только со временем их признают как реальные. Так было и с находками на берегу реки Толлензе, где в эпоху бронзы прошло грандиозное сражение.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector