11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История о постройке лодки-«каноэ» своими руками

Постройка каноэ

Настоящее наслаждение испытываешь, двигаясь по воде в легкой, послушной малейшему движению весла, лодке.

Построить такую лодку может каждый, имеющий время и некоторые навыки обработки древесины. Живой интерес читателей к каноэ, чертежи и описание которого можно посмотреть здесь, заставил нас продолжить эту тему.

Интерес оправдан. Ведь по грузоподъемности каноэ в сравнении с другими гребными лодками — вне конкуренции, а по весу — сравнимо только с байдаркой. Симметричные в нос и корму от миделя обводы, седловатость бортов и их завал в верхней части внутрь, плоское днище и большое удлинение придают корпусу каноэ хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость. Сидящие на кормовой и носовой банках гребцы шутя разворачивают лодку на месте вокруг вертикальной оси.

Каноэ, которое мы предлагаем вам построить в этот раз, имеет усовершенствованные обводы и иную технологию изготовления корпуса.

Обводы отличаются, прежде всего, смещением наибольшей ширины корпуса в корму от миделя, что при одиночном плавании уменьшает дифферент на корму и облегчает гребцу управление лодкой.

Что же касается технологии, то корпус выклеивают на продольном наборе — матрице. Легко изгибаемые полосы тонкой водостойкой фанеры диагонально укладывают на эпоксидном клее в два слоя и более. Так можно строить узкие корпуса со сложными округлыми обводами (даже с указанным ранее завалом бортов внутрь) и получать прочную монолитную обшивку. Прочность обшивки в наиболее нагруженных местах может быть повышена за счет увеличения количества слоев материала. Например, среднюю часть длинного корпуса каноэ можно оклеить дополнительным слоем шпона.

Опыт показывает, что на строительство этой лодки потребуется не менее 120-140 часов (в зависимости от навыков и сноровки мастера). Все это время корпус должен находиться на стапеле. Поэтому помещение для работы должно быть не только просторным, но и отапливаемым в холодное время года.

Для возведения стапеля подойдут нестроганые сосновые доски толщиной 30-40 мм. Остальные части стапельного набора (поперечные шпангоуты-лекала, точно соответствующие теоретическому чертежу обводов корпуса, и продольные стрингеры) делают из обычной строительной фанеры и строганых сосновых реек разного сечения. Раскрой деталей стапеля по длине производят с учетом выбранных размерений лодки. При сборке их соединяют длинными шурупами. От точности сборки зависит качество будущего корпуса.

С помощью уровня тщательно выверяют горизонтальность стапеля. Его опоры (козлы) надежно крепят к полу, чтобы они случайно не сдвинулись с места при обшивке набора и позволили строгать и шлифовать снаружи оболочку корпуса.

Очень важно точно перенести с чертежа на фанеру форму шпангоутов и вырезать их по контурам. Внутренний технологический вырез в шпангоутах делают так, чтобы последние можно было надеть на балки стапеля. После расстановки их выверяют по высоте и продольной оси, ориентируясь по струне (стальной проволоке), туго натянутой вдоль стапеля над линией пересечения основной и диаметральной плоскостей теоретического чертежа. Нужно еще убедиться, что плоскости лекал-шпангоутов строго параллельны. Затем их прикрепляют шурупами к балкам стапеля.

Также точно вычерчивают и вырезают (но уже из водостойкой фанеры толщиной 15-20 мм) передний и задний штевни. Их устанавливают по месту и соединяют со средней балкой стапеля с помощью двух деревянных накладок. Соединение лучше всего сделать с помощью шкантов, которые впоследствии, при извлечении из корпуса набора-матрицы, можно будет спилить.

Изготовленный заранее киль подгоняют к штевням и временно закрепляют шкантами в средних вырезах шпангоутов-шаблонов. Также раскладывают по шпангоутам внутренние привальные брусья левого и правого бортов.

Убедившись, что киль и оба привальных бруса имеют плавную погибь, симметричны относительно диаметральной плоскости и хорошо прилегают к шаблонам шпангоутов, их окончательно крепят латунными шурупами к штевням, предварительно промазав эпоксидным клеем места соединения.

Рейки (они являются стрингерами каркаса, на котором можно будет выклеить «скорлупу» корпуса) шкантами крепят в вырезах шпангоутов. Со штевнями их соединяют проволочной скруткой. При снятии выклеенного корпуса с каркаса проволоку перекусывают кусачками.

После монтажа всех элементов каркас каноэ обрабатывают ленточно-шлифовальной машинкой, снимая выступающие кромки стрингеров и скашивая по бокам киль. Обработку периодически контролируют, накладывая на каркас под углом 45° от киля до привального бруса полосу фанеры или шпона (толщиной 2,5 мм) будущей обшивки.

Если полоса хорошо прилегает к каркасу и образует плавную форму обводов корпуса, то можно приступать к основной части работы — выклейке корпуса.

Фото каноэ – процесс постройки:

Об основной части работы — выклейке корпуса каноэ читайте на следующей странице.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Читать еще:  Оса-дементор превращает своих жертв в зомби!

История о постройке лодки-«каноэ» своими руками

Парадокс скорости: Тонкая грань между быстрой и точной стрельбой

Будь готов: 10 советов по повышению уровня оборонных навыков

Мы с Сагомором курили «трубку совета», сидя на берегу реки. И размышляли над тем, чем нам поразвлечь себя к концу этого лета.

Он затянулся и, как свойственно всем индейцам, молча и без единого лишнего движения, уставился на водную гладь. Так продолжалось достаточно долго. Настолько, что мне пришлось откашляться, чтобы напомнить о своем присутствии. Сагомор медленно обернулся. Выпустил дым, который держал во рту все это время, и сказал:

Так и началась эпопея «Сделать каноэ из подручных материалов».

И так, для того, чтобы сделать каноэ необходимо:

  • здравое желание Жить, в режиме «Приключение»;
  • добрая доля идиотизма (кому надо на наших реках каноэ?);
  • и само желание – сделать его.
  • 4 листа фанеры 1,5 метра 4 мм каждый,
  • около 100 м бруса 2х3,
  • 1 лист в 2 см.

Но прежде – удостовериться в наличии помещения, в которое можно все это свезти. Нам повезло. Одна знакомая обладала сим ценным ресурсом, и выдала пустеющий гараж в неограниченное пользование. Неограниченное, так как намеченные две недели легко и незаметно превратились в несколько месяцев. На заметку последователям.

Для начала мы отправились на склад дерева – на Дарницкий завод. Приобрели фанеры – 20мм и 4 мм. Наш денежный лимит был именно лимитом, так что, пришлось некоторое время потратить на поиски и анализ предложений. Далее с этой фанерой мы совершили маленькое паломничество, включающее в себя передвижение на трамвае, пересадку на вокзал, передвижение на электричке, откуда мы уже двигались пешком, объединенные идеей и древесиной.

Разложив свои сокровища в нашем новом убежище, я стал изучать основы столярного дела. И так, для чего нам все это было нужно.

— Лист, который на 2 см – он используется для шпангоутов. Сейчас нам не нужен.
— Как это? – мне сложно было скрыть возмущение. Увлекательная прогулка с ним наперевес тут же пронеслась перед глазами.
— Он понадобится нам позже, — утихомирил мой праведный гнев индеец.

Я узнал, что шпангоутом называется поперечное ребро корпуса судна. Иначе — поперечный брус, служащий основой для обшивки, держащий форму лодки. На шпангоут натягивается фанера. У нас это была фанера в 4 мм. В этом вопросе Сагомор был неумолим. Он знал, что нужно именно 4 мм.

— Больше – слишком плотно. Мы не согнем. Все-таки, каноэ мастерим, а не домик на дереве. Меньше – она может легко сломаться. Поэтому – именно 4 мм материал.

Также мы притащили с собой проволоку. Медную, не окисляющуюся от воды.

Мы взяли четыре листа фанеры и сделали на них специальные вырезы, которые шли встык друг к другу.

Вооружились шуроповертом с маленьким сверлышком и наделали дырочки с маленьким шагом – сантиметров 10-15 с одной стороны каждого из листов. И скрепили их проволочкой между собой – проволочку затянули и сжали пассатижами. Вырезы, похожие на длинный треугольник, мы делали для того, чтобы детали могли сойтись на носу и на корме.

Все эти махинации призваны были создать видимость цельной конструкции. Но видимости недостаточно. В конце концов, цель была — плыть, а не сдавать лодку в аренду какой-нибудь киностудии.

Стянув все, мы стали вырезать первую и основную деталь, необходимую для основания лодки. На тех двух листах, что уходили в центр. Дальше – шпангоут, по форме своей напоминающий птичку. Эта «птичка» «садится» в специальный вырез, а к ее «крыльям» стягивается фанерка. Но сказать проще, чем сделать. Особенно, когда у тебя это впервые, а твой напарник–индеец уже сотню лет, как не практиковался в судостроении. Но дело пошло.

Изначально сам процесс планировался по выкройке. Нарежем шпангоуты и будем по одному ставить укрепляющие между ними планки. Но фанера – хитрый зверь. Временами смахивающая на желе. Поэтому нам пришлось процентов восемьдесят деталек переделывать уже по месту – делать больше или меньше. Да, они не были ровными, но конструкция получилась!

К моменту установки шпангоутов мы уже закупили… нет, не алкоголя. Без этого сопутствующего атмосфере и процессу ингредиента не обошлось, но нас им обеспечивали сторонники, посещающие новоявленный «храм творения». А закупили мы элемент, доставивший большее удовольствие – эпоксидную смолу. Пожалуй, она достойна отдельного повествования, но я ограничусь базовым упоминанием.

Для работы с эпоксидной смолой необходимы: сама смола и специальный отвердитель. Пока отвердитель не вошел в контакт со смолой, оба эти ингредиента могут храниться долго. Но, стоит их соединить – будет около 40-60 минут до момента, когда вы уже не успеете. По прошествии этого времени, по выделяемому из консистенции пару и нарастающему теплу от нее, можно понять – она «еще чуть-чуть» или «уже все»… Следует работать с небольшими порциями, выверив пропорции, а также – вооружившись плотными резиновыми перчатками. Помнить, что если положить мало отвердителя в смесь – смола останется жидкой и не даст нужной защиты от воды. Если положить слишком много – эта субстанция станет стеклянной и лопнет в самый неподходящий момент. Мы же все еще мечтали войти в сроки. И не имели возможности не только рисковать, но и тестировать судно. Просто вооружились несгибаемой, пусть и необоснованной, но Верой. Три верных скво, посещающие нашу обитель и поддерживающие этот дух Веры с завидной периодичностью, вдохновляли на продолжение. Опускать шуруповерт и откладывать кисточки было еще рано.

Читать еще:  Как работает полиция в Швейцарии

— Еще один важный элемент, — сказал мой друг индеец, – Стеклоткань.

К этому моменту у нас уже стояли шпангоуты, которые было необходимо промазать эпоксидной смесью. Мы клали широкую ленту стеклоткани на все швы с внешней стороны судна и быстро промазывали кистями, пока она еще не затвердела.

В идеале необходимо было затонировать и внутреннюю часть лодки. Лучше всего — той же эпоксидкой. Но нам, молодым и практикующим индейцам это было не по карману. Так что, пришлось воспользоваться краской из баллонов, устроив под один из рабочих вечеров цветной хаос. Вы не были на фестивале Холли-красок? Мы тоже не попали, так что, устроили его себе сами.

Это было пятиметровое каноэ. Неправильной формы. Неклассической формы. С неформатным днищем. Мы дали ей имя – «Девочка» за счет неправильной формы, сужающейся посредине, на «талии», и в ночи сошли на воду.

Так началось другое веселье.

Из нюансов на воде:
Если лодке не хватает веса – она идет очень плохо. Ее необходимо нагрузить. Вплоть до нагрузки ее камнями…

Пятиметровая лодка достаточно устойчива. Видимая возможность упасть у нас так и не реализовалась.

Скорость. Каноэ способно набрать неплохую скорость. Товарищ на хорошей и качественной одноместной резиновой лодке, двигаясь параллельно с нашей Девочкой, был не в силах догнать ее.

Вместительность – 5 человек. Им будет легко и удобно. Шестой человек может вместиться, но только для услады нашего, строительского глаза.

Каноэ хорошо разгоняется. И отлично держит скорость, но плохо поворачивает. Как, собственно, и полагается каноэ.

Отлично ходит по кувшинкам и прочей речной растительности, не пытаясь увязнуть.

Совет: Если идет волна – прыгать в нее носом и грести, разрезая. Иначе можно перевернуться.

Маршрут у нас был нехитрый. Почти все время, отведенное на путешествие мы использовали на производство. И оставалось неполных четыре дня. Тестируя возможности лодки и получая истинное удовольствие первопроходцев.

Когда спустилась первая ночь нашего путешествия, мы находились уже на второй дамбе, на родной и известной Козынке. Уже присутствовало ощущение знаковых и любимых мест, хотя и с непривычной стороны реки. Позади был сложный долгий день, вобравший в себя и все подготовительные этапы, и перенос лодки, и раннее просыпание… Лагерь мы ставили затемно.

— Нужны дрова! – здравая мысль, сорвавшаяся с моих уст.

Услышав это, Сагомор, не сходя с места, потянулся к земле и выхватил из ночи нечто, силясь рассмотреть при свете луны.

Это была сухая срезанная, декоративная туя… Которой в округе оказалось предостаточно. Великолепно горит! Особенно, когда ее много. Столп огня метров так на шесть. В процессе разжигания костра у нас чуть было не случилось жертвоприношение, но обошлось. Не комильфо приносить в жертву капитана, так что, мы довольствовались массивным и качественным освещением всего вокруг. Мы праздновали прибытие на реку, столкнувшись с очередным проявления Чуда и преодолев крещение огнем.

А остаток туи на следующий день уехал вместе с нами.

За время путешествия мы успели: выйти из Киева в ночь. Доплыть по Днепру до Украинки. Пересечь дамбу с Днепра на речку Козынку. А потом еще две дамбы по ходу течения. Переносили ее на руках, — «Девочка», все-таки! — выкладывая все вещи, а после – укладывая их обратно. А на завершающем заплыве, когда мы лихачили, осмелившись на резкие вращения на месте и движение на канте, начался салют. Его запустили из прибережного пансионата, в честь какого-то празднества. Клянусь, лучшие места были у нас: ночь, смолянистая вода, облизывающая «Девочку», сотворенную тобой и опьяняющая радость от Жизни.

— Неплохо сплавали, — спокойно сказал Сагомор, не глядя на меня, — Все лучше, чем я ожидал.

Неплохо… Соглашусь. И знаю, что Приключения – только начинаются!

Каноэ по технологии СиС своими руками

Примерно в мае 2012 года я понял то хочу иметь свою лодку.
Беглый осмотр магазинов города показал что купить из наличия можно только унылую пвх надувнуху. причем ценник в то время начинался с 10 т.р. за Фрегат М3 (безтранцевая двухместная). Изучение интернета выявило что мне нравятся совершенно другие лодки — каноэ, каяки и под распашные весла типа «whitehall».
В качестве первой лодки для постройки решил остановится на каноэ. Причин тому несколько:
1. нравится плыть лицом вперед
2. приличная грузоподъемность
3. возможность стрелять с лодки
4. возможность лазить по зарослям
После того как определился с типом лодки пошел процесс проектирования, была освоена программа FreeShip и в ней рожден в муках проект «каноэ 4 пояса 420х97х37».

Читать еще:  5 новогодних напитков и 5 новогодних блюд настоящего выживальщика

Длинна лодки 4,2 м, ширина 97 см в миделе, высота в миделе 37 см

В качестве материала корпуса использовал фанеру 4 мм ФСК 12. Было куплено 5 листов 1,55х1,55м. Далее все листы распилил пополам и склеил «на ус» три заготовки шириной 0,75 мм и длинной примерно 4,5 м. Остался один кусок 1,55х0,75 — он был использован на всякие вспомогательные нужды. Раскрой переносил на фанеру следующим способом — в Компасе в чертеж вставлялся растровый рисунок развертки поверхностей, строились кривые Безье по контуру, далее наносил вспомогательную сетку с нужным мне шагом и получал координаты и вот уже их переносил на фанеру методом линейки и карандаша

А дальше пошла стандартная для технологии СиС работа:

в вырезанных заготовках сверлятся по контуру отверстия через равные расстояния и заготовки сшиваются пластиковыми кабельными стяжками

далее пошла первичная проклейка швов — чтобы можно было убрать стяжки. В работу пошла эпоксидная смола и просеянные отходы мебельного производства в качестве наполнителя. Эпоксидку покупал тупо в коробках производства г. Каменск-Шахтинск. Первый замес из коробки проверял нагревом капли на жале отвертки — если карамелизуется значит отвердителя достаточно. В итоге почти все время мешал на как на пачке написано 1 к 10 а 1 к 8. Замесы лучше всего делать в одноразовых чашках под кофе (кориневого цвета с маленькой ручкой). Смолу и отвердитель дозировал шприцами 20 мл. — в ближайшей аптеке на меня иногда косились подозрительно, а когда я сказал что строю лодку то косится стали еще больше 🙂

далее вытащил все стяжки, сформировал галтель на всех швах и проклеил все швы двумя слоями стеклоткани. пропитал все на горячую эпоксидкой.

Перевернул лодку. прошпаклевал швы, зашкурил поверхность

на фото видно гаражное ноу хау — стапель из комплекта зимней резины мишлен на дисках покрытых тряпочкой 🙂 и полотна от старой двери.

далее пошла оклейка лодки стеклотканью, на заднем фоне хорошо видны коробки с эпоксидкой 🙂 Итого на дне лодки 3 слоя стеклоткани на бортах где 2 слоя а где 1

на фото хорошо видна косая линия — это край полотна стеклоткани. Т.о. первый слой закрывает дно полностью, второй правый борт дно и частично левый борт и третий слой — левый борт дно и частично правый борт.

далее пошла работа с привальником. в виду полного отсутствия нужных пиломатериалов в магазинах города была куплена пачка имитации бруса (широкая вагонка если по простому) и распущена вдоль электролобзиком (в качестве направляющей использовался уровень 1,5 м), далее заусовка что бы получить нужную длинну, распаривание, загибание, притягивание, приклеивание и другие муторные операции.

из обрезков склеены деки

далее покраска, лакировка, нанесение рисунка и названия HUKKA — волк на карельском.

сидушки — обычная рамка из брусков, плетение из ременной тесьмы

на дне видно усиление — потребовалось по итогам первого спуска на воду чтобы дно не «играло»

ручки из дуба (остатки паркета пошли в дело). весь крепеж — нержавейка.

весла — веретено и ручка из брусков, лопасть куплены в ближайшем рыболовном магазине за 80 р за шт.

итого вся лодка обошлась менее чем в 9 т.р. если не считать своей работы.

Оглядываясь назад изменил бы в проекте только линию киля — там есть ровный участок от миделя в обе стороны — вот его надо делать выгнутым, чтобы вся линя киля имела вид дуги плавной — конструкция будет прочнее.

По общим особенностям постройки:

1. нужно тепло — при температуре меньше 10-12 градусов ночью гараж успевал остывать и эпоксидка не «вставала» за ночь

2. нужен киль блок (повторяющая форму дна подставка) и временные шпангоуты (чертежи выложил)

3. хотим лодку легче — меньше мажем смолы

4. сейчас бы покрасил нормальной автомобильной двухкомпонентной краской поверх праймера по пластику, а не ПФ 115

как сказал один умный человек в постройке лодки нет ничего сложного надо только акуратно склеивать вырезанные детали

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector