0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фильм «Аванпост», 2019: Тарковский снимает «Звездный десант»

Трёхчасовая реклама российской армии: «Аванпост»

21 ноября в широкий российский прокат вышел новый фильм Егора Баранова («Гоголь», «Соловей-Разбойник», сериал «ХБ») – «Аванпост». Александр Николаенко рассуждает, почему даже ворованные у Голливуда идеи не спасают российское кино от запаха военщины и спутанных сюжетов.

Блики, размазанные по стенам, ночной мегаполис, сияющий неоном, летающие пылесосы и молчаливый таксист в желтой машине. Суровые военные с футуристическими пушками, обезумевшие животные. Космический корабль, упавший в жилых кварталах, человекоподобные пришельцы. Что это? «Бегущий по лезвию»? «Звёздный десант»? «Прометей»? Нет, это «Аванпост». Российская пародия практически на все заокеанские хиты научной фантастики, приукрашенная ссылками на Тарковского.

Фотография со съёмок фильма «Аванпост»

Показательно серьезный сюжет фильма очень и очень забавен. Во всем мире, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, куска Украины, куска Белоруссии и куска Финляндии, гаснет электричество. С этого момента особенно смешно слушать диалоги о том, что Москва и Питер остались единственными регионами в России, где есть жизнь (ха-ха, а разве последние 30 лет было как-то по-другому?). Без света люди и животные превращаются в зомби-мутантов. Лучшие из выживших записываются в солдаты и отправляются на тёмную территорию, закладывать аванпосты и разведывать обстановку.

Фотография со съёмок фильма «Аванпост»

Герои фильма максимально интересны. Потомственный военный, брат которого погиб в Сирии, видимо, в одной из частных военных компаний Евгения Пригожкина, таксист, обозленный на человечество, медсестра легкого поведения и журналистка, когда ставшая жертвой мужского насилия. Не последнюю роль играет Константин Лавроненко, работающий в образе одного и того же военного уже пять фильмов подряд («Территория», «Герой», «Робо», «Кома», «Аванпост»).

Фотография со съёмок фильма «Аванпост»

Первая половина фильма, посвященная войне с неизвестностью, смотрится легко, но затем режиссер Баранов выводит на сцену новых внеземных персонажей и начинает задумываться, а заслуживает ли человечество право на жизнь? С одной стороны он пытается раскрыть верную мысль о том, что проблемы XXI века необходимо решать переговорами, а кровь и братоубийство оставлять в учебниках истории, с другой – он, кажется, сам в это не верит, поэтому каждую боевую сцену делает жестче предыдущей, а количество военной техники в кадре измеряет десятками.

Фотография со съёмок фильма «Аванпост»

Как и в любом плохом фильме, в «Аванпосте» ближе к финалу перестаёт быть понятно, кто в кого стреляет, и кто откуда прилетел. Поэтому динамика моментально обрывается и перед зрителем на целый час предстаёт неподвижная картина: «Вот мы все собрались, и сейчас будем объяснять Вам истинный смысл». Этот грубый ход, скорее всего, разочарует самую непритязательную аудиторию, которая уже намеривалась подумать: «Глупость, конечно, но боевичок нормальный!»

Фотография со съёмок фильма «Аванпост»

«Аванпост» — тот самый случай, когда вновь потрачено много-много денег на скучное кино про войну, армию и силу русского духа. А на чувства зрителя, уставшего и от войны, и от армии, и от ряженых полковников ГРУ, авторы, по старой традиции, внимания не обращают. Это лишнее. Галочка поставлена. Бюджет освоен. И снова свинеет русская одиночь.

Есть ли жизнь за МКАДом? Почему провалился «Аванпост»

Обещавший стать увлекательным фантастико-военным фильмом дорогостоящий «Аванпост» превратился в либерально-лакейское кино о битве «мкадышей» с «замкадышами»

Обещавший стать увлекательным фантастико-военным фильмом дорогостоящий «Аванпост» превратился в либерально-лакейское кино о битве «мкадышей» с «замкадышами»

«Аванпост» относится к числу тех российских фильмов, на которые расходуются сумасшедшие по нашим меркам деньги (бюджет 300-350 млн рублей), но которые себя не окупают. За первые выходные фильм собрал 83 миллиона рублей, а это означает, что в лучшем случае общие сборы дотянут до 200 миллионов, и то если повезёт.

С одной стороны, жаль. Смотреть эту ленту «главного по Гоголям» Егора Баранова увлекательно, и я не могу согласиться с критиками, жалующимися на слишком затянутый хронометраж. Особо скучать, на мой взгляд, не приходится. Красиво летают вертолёты, красиво идут бронеколонны, красиво летят ракеты и валят врагов автоматические пулемёты. От души выполнены крепости аванпостов. По фильму разбросаны смешные, остроумные, политически ядовитые сцены, в которые режиссёр явно вложил душу.

Чего стоило накануне съезда «партии власти» выпустить в прокат фильм, где с героя при помощи крана стаскивают труп гигантского бешеного медведя. Откуда такие медведи могли взяться в вятских лесах, остаётся непонятным, в общую канву показанной истории появление зверей-мутантов не укладывается, но выглядит стильно.

Однако создатели фильма сами виноваты в провале — запутались в цитатности, невнятице смыслов и общих мест. В финале же авторам как-то удивительно удалось не угодить никому, так что, выходя из зала, хотя и не жалеешь о том, что этот фильм посмотрел, особого желания рекомендовать его не испытываешь.

Итак, о чём же «Аванпост»? Если переводить со сложного киноязыка на простой, социологический, это фильм о том, как необычайно похорошевшая к 2030 году Москва, превратившаяся в киберпанковский высотный город клубной дури, доставок дронами и видеореклам, потыренных из «Бегущего по лезвию», обороняется от остальных ста миллионов жителей России, оказавшихся за пределами Кольца жизни.

Некое загадочное излучение, а может, пенсионная реформа или какие-то ещё столь же смелые социальные преобразования превратили немосквичей в нелюдей, которых бравым спецназовцам остаётся только давить бронетранспортёрами, расстреливать из пулемётов, но которые всё равно рвутся к центру кольца. Город Вятка, упорно именуемый на экране Кировом, так что я каждый раз вздрагивал, живёт в отсталости и серости, как бы застыв в 1990-х, поприличнее только существование в окраинных элитных посёлках, состоящих из одинаковых двухэтажных домиков.

Читать еще:  50 полезных умений для уважающего себя мужчины. Часть 2

Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Метафору битвы Замкадья и Внутримкадья, казалось бы, невозможно не прочесть, и однако ж пишущие о фильме кинокритики дружно её проигнорировали. Впрочем, и Внутримкадье неблагополучно. Где-то совсем рядом с Москва-Сити расположен мусульманский квартал, в отличие от китайского в «Бегущем по лезвию», он выглядит по настоящему инфернально. На стенах висят огромные плакаты с Усамой бен Ладеном (разве этот неудачник ещё не вышел у радикал-исламистов из моды?), на улицах режут баранов. Огромные толпы мусульман в ожидании конца света проводят намаз прямо на Красной площади, эффектно смотрясь на фоне мавзолея. Именно в этом мусульманском квартале прячется один из главных протагонистов всей драмы, усиленно проповедующий войну, насилие и бесчеловечность как философию жизни. Есть во Внутримкадье и православные, проводящие огромный крестный ход с иконами и имперками почему-то по Новому Арбату — видать, русским Красную площадь не согласовали.

И вот эти два мира — мир ещё людей, тусующихся по гламурным клубам, спаривающихся в небоскрёбах и меньше пятитысячной купюры в карманах не носящих, и уже нелюдей в грязных куртках и свитерах, ворующих ночами еду из супермаркетов, — сталкиваются между собой в великой и неравной для тех, кто живёт внутри Кольца, битве. Впрочем, по счастью, есть доблестная армия (шеврон с российским триколором в кадре постоянно), которая вооружена новейшими технологиями.

Как рекламный ролик вооружённых сил «Аванпост», в общем-то, удался. У всех новая экипировка, непробиваемые шлемы, электронные планшеты, реактивные огнемёты. Укреплённые армейские аванпосты выглядят вполне убедительно. Особенно трогательны четвероногие транспортные роботы-мулы. И завтрак армейской тушёнкой смотрится на редкость аппетитно.

Хорошо и то, что создатели фильма помнят: боезапас имеет свойство заканчиваться, а если в самых бравых спецназовцев летит много-много пуль, одна из них рано или поздно попадёт. Боевые приключения героев достаточно реалистичны, хотя в целом построены по модели «Звёздного десанта» Пола Верховена (оригинальный сценарий которого назывался «Охота на жуков на аванпосте № 9»).

Кстати, о Верховене. Критики почему-то любят бросать замечание, что этот классический фильм по милитаристскому роману Роберта Хайнлайна — «антифашистская сатира». Эту версию Верховен придумал задним числом, для того чтобы отбиться от и в самом деле убийственных политических обвинений в свой адрес. В фильме и правда использованы штампы немецкой пропаганды, в частности находки из фильмов Лени Рифеншталь, но никакой «иронии» сперва не было. Верховен в «Звёздном десанте» откровенно любуется маскулинностью, жестокостью, «плотью и кровью», похотью и прочими проявлениями «основного инстинкта», как и в других своих фильмах. Просто обычно у Верховена секс и насилие связаны с чудовищной извращённостью, а вот в «Звёздном десанте» таковой нет, он от начала и до конца про здоровых людей, поэтому у автора начались проблемы, от которых он вынужден был отговариваться рассказами про мнимую «иронию».

Кадр из фильма «Звёздный десант». Фото: TriStar Pictures/Globallookpress

В «Аванпосте» животных и жестоких сцен тоже с избытком. Однако до «Звёздного десанта» ему, как муравью до луны. Российские режиссёры не умеют и не хотят уметь снимать безудержный милитари-панк. Им подавай непременно серое небо, унылые бетонные коробки, непременную тоску и безысходность (называемую русской, а на самом деле навязываемую русским). Герои обязательно должны рефлексировать и страдать, причём не достоевскими страстями, а каким-нибудь мелким бесом.

Заодно в ленту вшита новомодная пропаганда «закона о домашнем насилии», ну и в пользу абортов до кучи. Длинный и за уши притянутый монолог героини Светланы Ивановой о том, что её в молодости (героиня молода, дело происходит в 2030 году, так что речь не о каменном веке, а о наших днях) бил парень, она сделала от него аборт, а он ещё сильнее избил, не имеет никакого значения в движении сюжета и выглядит чисто как пропагандистская врезка в пользу детоубийства и нехитрой феминистской морали, что «Все мужики сво…».

В конечном счёте главный герой Юра в исполнении Петра Фёдорова, всё более затопляющий пространство вокруг «токсичной маскулинностью», проявляет себя как редиска, нехороший человек, именно в связи с этой маскулинностью (фильм подогнан аккурат под кампанию за закон о домашнем насилии). А по-настоящему хорошим парнем оказывается Олег в исполнении Алексея Чадова, из которого «спецназовец ВДВ» примерно как из меня балерина-феминистка.

Поскольку в течение всего фильма о войне, готовности сражаться и прочем рассуждают преимущественно не очень хорошие персонажи, то получается, что истина где-то на противоположной стороне. И неслучайно в финальной сцене численное преимущество среди героев принадлежит женщинам, а решение, которое они принимают (о-о-очень гуманное, хорошие немаскулинные девочки), если вдуматься, означает гибель для остатков человечества.

П. Фёдоров. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

Честно говоря, смотря трейлер, я подумал, это история о том, что во всём погибшем мире остался только небольшой круг света — в России. Я подумал, что, может быть, у нас тайком сняли фильм о том, что во всём мире, гибнущем либо от политкорректности, либо от варварства, а чаще всего — от того и другого одновременно, остался последний остров спасения — Россия, — и необходимо его защитить и выстоять. Так сказать, кинематографический аналог образа дивеевской канавки у преподобного Серафима, через которую не перескочит антихрист. Но оказалось, что ничего подобного: круг света — это «МКАД», «зона карантина» — это остальная Россия (ну а что весь мир погиб, это неважно). Люди клубов против людей районных продмагов, и ничего большего.

Читать еще:  Современная "история" ЧВК. Лёгкое чтиво на вечер

«Аванпост» губит то же, что и подавляющее большинство фильмов, изготовляемых российским креативным классом. Фильм, по большому счёту, безбожный и даже богохульный. Одна из его ключевых идей — что Бога нет (хотя нечто похожее на сатану есть, и между ними даже определённая конкуренция), что религию мира и любви (очевидно, христианство) придумали специально, чтобы затормозить человеческий прогресс (вопиющая ложь, кстати, ведь только с принятием христианской картины мира прогресс и стал возможен). Впрочем, и идеологию насилия и войны люди тоже отвергают, но не потому, что верят в Бога и любовь (верить, как нам показывают, по сути, не во что), а потому что они просто сами по себе хорошие люди.

В конечном счёте нашему креативному классу нечего предложить зрителю, кроме обезбоженного гуманизма — странной и абсурдной веры в то, что в постхристианском космосе, без высшей метафизической основы, с картиной мира, в которой «пирамиды построили инопланетяне», люди всё-таки останутся хорошими, «потому что мама» и «потому что сестра болеет раком». Солдаты, конечно, сражаются с честью и отвагой, но рассуждениями центральных персонажей эта отвага, по большому счёту, обессмысливается. Итоговая философия «Аванпоста» — это какой-то манифест мировоззренческого убожества нашего тусовочного класса. Для боевика — слишком сложно, для философской фантастики — слишком плоско и слишком мерзко.

Режиссёр Егор Баранов на премьере своего фильма «Аванпост» в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». Фото: Артём Геодакян/ТАСС

В итоге «Аванпост» оказывается обманкой. Его с интересом смотришь как военный фильм, сопереживаешь героям. Но самыми сильными (и в то же время отвратительно-жуткими) сценами оказываются разгон молодёжных демонстраций в Москве и БТР, несущийся по «Кирову», сшибая в мясо толпы перегородивших дорогу «провинциалов». И всё только затем, чтобы в конце тебе вместо катарсиса показали кукиш (причём кукиш объёмный, с какой стороны на него ни посмотри).

Финальный поворот, истребление пришельцев в анабиозе при помощи подручных средств, был заимствован из эпизода «Отец-нечто» сериала «Электрические сны Филипа К. Дика» с его ясной мыслью: «Убей всех чужих», «Сопротивляйся!». Поворот мог бы, казалось, претендовать на большую идею: «Неважно, кто мы, неважно, как мы возникли, неважно, сколько нас, но мы — люди (русские, в конце концов), это наша земля, и мы будем жить здесь и никому эту землю не отдадим». А чтобы не уничтожили нас, уничтожим «спящих».

Был и готовый мем: «Оля, бросай топор!». Топор действительно красиво прилетел. Но распорядиться им должным образом не сумели. Позвали Русь к топору и сами же струсили, уйдя в лицемерный псевдогуманизм. Как справедливо сказал Достоевский: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».

Фильм «Аванпост», 2019: Тарковский снимает «Звездный десант»

Фильм «Аванпост» рекламируют из каждого утюга уже столь долго, что едва ли кто-нибудь о нем не слышал.

Помнится, некоторое время назад, когда я (автор текста, Василий Мидянин — прим.ред.) разрабатывал телесериал для Первого канала, продюсер, некогда работавший как раз в «Централ партнершип», предложил мне подумать в числе прочих над сюжетом, в котором на территории России полностью пропало электричество, словно в провалившемся сериале «Революция». Честно говоря, я не слишком понял, в чем творческая и коммерческая прелесть этой идеи, и разработал собственную – «Метропатруль», которая вначале была принята на ура, но в итоге так и не материализовалась в сериале за недостатком средств.

Однако лишний раз выяснилось, что бывших сотрудников не бывает, и бывших идей тоже. Только те, кто за нее все-таки взялись, тоже не очень понимали, как можно работать с таким сеттингом, и сумели очень далеко уйти от первоначальной задумки продюсера.

Тарковский снимает «Звездный десант» (о фильме «Аванпост», 2019)

Итак, в 2022 году вся электроэнергия на планете Земля исчезает, причем остается она только в Москве и в некоем Круге жизни по ее краям, включая некоторые территории Швеции и Финляндии. Москва устраивает танковые вылазки на темную территорию, о которой ничего не известно (а живут там теперь всякие монстры, подчиняющиеся чужой злой воле, бывшие люди и животные), и в случае удачи оборудует аванпосты.

Естественно, в условиях жуткого строевого дефицита в московскую армию метут всю молодежь, до какой только могут дотянуться. Так наши герои понемногу собираются на одном из аванпостов…

Фильм «Аванпост» определенно делал человек, смертельно пораженный в самое сердце советской фантастикой, в которой абсолютно всё непременно должно иметь высший смысл и крепкую мораль. Собственно, тот продюсер и был певцом классической фантастики, вскормленным Стругацкими. Мало было махровой морали в процессе кина, финал тоже явно задумывался катарсическим – солдат ребенка не обидит типа. Однако выглядит он более чем странно – особенно после заявлений, что погибло восемь миллионов человек, после всего, что было сказано и сделано героям в процессе фильма, после истории с мальчишкой, который по ночам ходил за едой в полуразрушенный магазин; мне почему-то казалось, что в таких условиях, даже на земной войне, включается совсем другая мораль, а те прекраснодушные общечеловеки, что привычно продолжают руководствоваться прекраснодушной общечеловеческой, обычно долго не живут: эта мораль исключительно высокоразвитых государств мирного времени. Поэтому на войне обычно выживают мерзкие двуличные твари (тут двумя руками ставим умозрительные кавычки, как в американских фильмах). Армейцы вроде бы должны иметь особую прививку от этого прекраснодушия (в основном нам показывают резервистов, но и кадровых полно, включая одного из главных героев) – однако нет, как выясняется, не имеют. Что очень и очень жаль, как заметил по сходному поводу персонаж фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!». При таких защитниках человеческая раса обречена.

Читать еще:  Ниндзя. Воин-тень. Часть 2: Тренировки с малых лет

На каком-то этапе творца, ужаленного советской фантастикой, начал прессовать творец, озабоченный возвратом вложенных немалых денег. Был это продюсер, постановщик или постановщик, как следует накачанный продюсером (я опять подбираю эвфемизмы, на сей раз чтобы не материться почем зря) – не суть важно. Оттого фильм имеет некоторую тенденцию к боевиковости и спецэффектам.

К рекламе фильма, кроме участвовавшего в создании ТВ-3, был также привлечен, в частности, Матч-ТВ, на котором «Аванпост» пару месяцев мелькал чаще, чем новости. Вот только реклама вышла малость не соответствующей продукту: объявлялось, что для того, чтобы зрители продолжали наслаждаться мировым спортом, канал переходит на резервное питание. Но о каком мировом спорте идет речь, если со всеми темными областями наглухо потеряна связь.

В фильме имеют место два неплохих российских актера, которые непременно используются, когда нужно продемонстрировать бравую русскую маскулинность, и которые в связи с этим появляются на экранах столь часто, что от них уже просто тошнит – Алексей Чадов и Петр Федоров. Роли у них тоже абсолютно традиционные – скажем, особой разницы между этой и ролью в «Сталинграде» я у Федорова не заметил, разве что с поправкой на историческое время: молодой спецназовский сержант (в этот раз уже чуть менее молодой), мужикий мужик, слуга царю, отец солдатам, что называется.

Когда одни и те же лица кочуют из фильма в фильм, скажем, во Франции, это воспринимается с некоторым неудовольствием, но в целом нормально: народу маловато, киношкола маленькая и одна. Но когда подобное происходит в России, хочется сделать усталый фейспалм. Хуже того: женская половина героев играет, мягко говоря, посредственно, а одна из героинь и внешне, и манерой игры вообще мучительно напоминает относительно молодую Порошину в «Дозорах», и вот такой косплей и старательное отыгрывание заслуженных старших товарищей уже вообще никуда не годятся. В актере прежде всего ценится индивидуальность.

Наши постановщики традиционно неплохи в военной драме, о событиях прошлого ли, настоящего или будущего. Когда по сторонам начинают свистеть пули, а армейские товарищи неукоснительно жертвуют собой – тут вроде всё нормально, русский постановщик понимает, о чем идет речь. Но когда действие перемещается в область фантастического, режиссер и сценаристы явно сдаются, начиная копировать западные наработки. Плюс непременная русская мораль, как же без неё.

Кстати, неожиданно правдоподобно объясняется, почему из всех земных территорий электрическая энергия уцелела лишь в московском Круге жизни. Не ожидал, честно говоря; думал, что всё будет традиционно – потому что у нас великая миссия и нам можно. Но нет, всего лишь слепая случайность. Это хорошо, это правильно.

Начинаясь как драма из недалекого будущего, фильм постепенно скатывается в дурную комиксовость – когда приходят один всемогущий, традиционный Галактус, и другой всемогущий Галактус, добрый, но совершенно ничем не замотивированный в сценарии, и через головы людей врукопашную решают свои галактические вопросы. Люди пытаются вмешаться в эти разборки, но в основном получается как у древнегреческих философов, согласно которым один глупец может ляпнуть такое, над чем будут бессильны сотни мудрецов. (Это я, как вы уже поняли, изо всех сил пытаюсь перевести в иносказание ту самую рукопашную, чтобы меня снова не обвинили в ненужных спойлерах). Тут поступки наших героев становятся совершенно алогичны, хотя и необходимы для матерой кинодрамы, конечно.

Совершенно чудесны без дураков лишь зомби – в отличие от других подобных фильмов, коварные и умелые, способные прикинуться несчастными беженцами, чтобы воткнуть нож в грудь склонившемуся над ними человеку, задыхающемуся от умиления. Не исключено, что я просто малонасмотрен и малоначитан, но такая неожиданная трактовка образа зомби мне понравилась.

Никак не поднимается рука бросить камень в создателей фильма «Аванпост» в идейном плане, тем более что они использовали два фантастических допущения, которые некогда юзал я сам – скажем, в интерактивном сериале «Тайный город Вадима Панова» уже проводилась мысль о том, что современный человек есть просто биологическое оружие, посредством которого были в основном уничтожены магические расы; хаять такое допущение было бы равнозначным выстрелу себе в ногу. Надеюсь, что создатели «Аванпоста» почерпнули его именно там – хотя идея настолько очевидная и лежит на поверхности, что вовсе не удивлюсь и не расстроюсь, если они дошли до нее сами или неосознанно позаимствовали в каком-нибудь классическом комиксе. Мидянин – гуру очевидных идей.

P.S. И да, насчет названия – это, конечно, дешевые понты, бесплодные попытки нащупать референсы. Естественно, это не Тарковский и не «Звездный десант», в лучшем случае – Бондарчук и «Обитель зла».

Ну и небольшой пост-постскриптум от редакции. Ну не могли мы обойти вниманием и не отметить один замечательный момент, над которым уже который день от души угарает около-оружейное сообщество рунета. А именно — постер к фильму «Аванпост»:

Зря, очень зря уважаемые господа продюсеры экономят на консультантах по оружию, а режиссёры “творят от широкой души” вопреки здравому смыслу, подсказывающему хоть немного осведомиться — а как оно на самом деле — хотя бы в том же интернете. Ну или “девочки-дизайнерши” снова постарались.

Но в итоге лазерный луч, вместо того чтобы светить из лазерного целеуказателя, откуда ему и полагается светить (ЛЦУ даже виден на автомате Чадова), уверенно так торчит из голографического прицела. Короче, ляп. Который для многих останется незамеченным. Но человек знающий да приподнимет бровь и воскликнет — “Вот нафига, а?”. Но фильм «Аванпост» посмотрит. И мы точно посмотрим.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector