0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Айны. Аборигены Японских островов

Айны — бородачи, неистовые воины и настоящие аборигены Японии

Они — первые аборигены Японских островов, в прямом смысле самые бородатые люди в мире, а также те, кому самураи обязаны своим появлением. Мы говорим про айнов — почти вымершую расу охотников и воинов.

Айны — коренное население Японии

Типичные айны. Мужчины скорее похожи на рязанских крестьян, чем азиатов.

Если вы думаете, что нынешние японцы — коренное население этих земель, то вы ошибаетесь. Их предки появились на островах сравнительно недавно — в лучшем случае, две с половиной тысячи лет назад. И, кстати, они, согласно наиболее распространенной теории, относятся к алтайской семье народов, то есть являются дальними родственниками монголов, турок и татар. До этого более двенадцати тысяч лет на Японских островах жили совершенно уникальные люди — айны. Сейчас эти охотники и собиратели уже почти полностью ассимилированы японцами, но сопротивлялись они так ожесточенно, что на это ушли буквально тысячи лет.

Айны — совершенно нетипичный народ для Азии. Достаточно сказать, что когда в Японию прибыли русские моряки, они на полном серьезе приняли их за своих. Типичный айн (которых сейчас уже почти не осталось) был довольно крупным, с прямыми или волнистыми черными волосами, сравнительно светлой кожей, большим носом, а главное, очень густой бородой. Более того, айны — официально самый бородатый народ в мире, у мужчин был настолько густой волосяной покров на лице, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Женщины тоже старались не отставать и делали татуировки вокруг рта, которые изображали усы и бородку.

Приплывшие на острова японцы должны были принять столь чуждых людей за демонов и во многом именно так к ним относились вплоть до самого XX века. Айны прибыли сюда где-то 15 тысяч лет назад и довольно быстро заселили Японские острова, Сахалин и южную часть Курилл. Везде, где только можно, они прекрасно приспосабливались: вблизи моря ловили рыбу, в глубине островов — охотились, а с приходом японцев активно грабили их и торговали с ними — тем и жили.

Эпоху, когда айны безраздельно правили на островах, называют Дземон и изучая ее можно прийти к весьма любопытным выводам. Во-первых, айны почти не изменились культурно за пятнадцать столетий, во-вторых, они почти ни с кем не контактировали. Более того, по некоторым показателям они, возможно, даже деградировали, поскольку ранее периодически стремились обратиться к сельскому хозяйству и даже с переменным успехом пытались одомашнить кабанов. Но, очевидно, им пришлось потерпеть в этом неудачу — на островах не нашлось по-настоящему пригодных культур, а кабаны оказались слишком злыми.

Дома и внутренне убранство жилья айнов:

Итак, у нас прямо перед носом до сих пор не разрешенная загадка: на самом востоке Азии живут здоровенные люди, мужчины которых неимоверно бородаты, а женщины — усаты. Они крайне не похожи на все окружающие народы Азии и Океании, генетический анализ тоже не дает никаких четких ответов, а их язык совершенно не похож ни на один из существующих. Более, того, этому народу уже 15 тысяч лет, что делает его самым древним из существующих. Они пережили шумеров, египтян и римлян и сложились как доисторическая нация, когда предки китайцев были еще охотниками и собирателями. Кто они, черт возьми, и как им удалось настолько выбиться из окружения? Ответ (если он верен) — может быть даже интереснее вопроса.

Айны и самураи

А пока, еще немного фактов об айнах, чтобы понять, что они еще более странные ребята, чем кажется на первый взгляд. Самое, пожалуй, любопытное — это то, что известные всем самураи не появились бы без айнов. Прибывшие на острова японцы расселились далеко на сразу: они осваивали юг и буквально два с половиной тысячелетия отвоевывали у аборигенов эти земли, долго и упорно вытесняя местных на север. Даже в Средневековье треть всей нынешней Японии все еще была не японской, но айнской.

Сильно утрируя, можно назвать первоначальных самураев чем-то вроде казаков. Они появились, когда правительство и японские лорды решили селить на границе с айнами военизированное сословие: часто солдатам безвозмездно раздавались земли прямо под боком у диких бородачей, с расчетом на то, что эти солдаты будут охранять новую собственность ценой своей жизни. В общем-то, так и вышло: из этого плавильного котла и вечной горячей точки и выросло то, что впоследствии стало культурой самураев. И даже больше: многое из того, что нас так в них удивляет — это именно наследие айнов, с которыми воевали, торговали и заключали браки японские воины.

По всей вероятности, такие самурайские традиции, как харакири, отточенная стрельба из лука (а самураи, во многом, — это именно лучники, а не только лишь мастера меча) заимствованы у северных дикарей. Еще одна немного спорная, но не лишенная смысла теория: японская манера сражения двумя мечами одновременно идет именно от айнов, которые часто сражались таким оригинальным образом.

Многое из того, что впоследствии стало кодексом «Бусидо», также пытаются связать с влиянием этого народа. Разумеется, кодекс самураев родился из японской феодальной традиции и чань-буддизма, но некоторые из положений, чье происхождение трудно объяснить, весьма вероятно пошли от северных дикарей. Самый любопытный пример, который можно отнести к этой категории — это отношение к смерти и службе.

Читать еще:  Не все просто с ФПСР: О практической стрельбе в Санкт-Петербурге

Всем известен стереотип о тотальной преданности самурая своему хозяину и готовности пойти на смерть не раздумывая. Однако очень интересно объяснение, которое часто дается в связи с этим. Жизнь самурая провозглашается чем-то вроде игры, азартной охоты или спортивного состязания, в котором даже верность и честь — всего лишь отвлеченные правила.

«На самом деле самурай придерживался воззрения, что то, что серьезно для обыкновенного человека, для доблестного лишь игра». То есть логика такова: благородный самурай следует правилам и так стойко держится их именно потому, что понимает (в отличие от простолюдина) что они — всего лишь игра, безделица. Не очень понятно, откуда берется подобное утверждение — оно, казалось бы, сильно противоречит японской этике тех лет.

Возвращаясь к происхождению айнов: откуда они принесли все это — свою псевдоевропейскую внешность, дикую, но странную культуру и неистовую бородатость? Скорее всего, ниоткуда, и это — более интересный ответ, чем кажется. Айны пришли на Японские острова из неизвестных земель и жили здесь 15 тысяч лет. За это время в почти полной изоляции они так долго «мутировали», что невероятно отдалились от всех других народов планеты. Все эти черты — результат эволюции в условиях полностью закрытой системы.

Два айнских деда.

Иными словами, айны не унаследовали от кого-то свои свойства, они приобрели их независимо и самостоятельно. За все эти века они стали не просто отдельным народом, но отдельной расой (их так и называют — «айнская раса»). Наверное, примерно что-то подобное получится, если переселить горсть землян на удаленную планету и подождать 15 тысяч лет.

К сожалению, раса, которая существовала дольше, чем вся человеческая цивилизованная история, практически исчезла: сейчас существует 25 тысяч айнов, и практически все они ассимилированы японцами, подарив тем самый высокий среди всех остальных азиатов уровень бородатости и воинственности.

Кто такие айны и почему их существование в России скрывается до сих пор

Тамото Кэндзо / Музей изобразительных искусств

Две женщины стоят напротив друга друга в традиционных костюмах. У одной в руках темный карандаш для глаз, которым она пытается нарисовать себе что-то похожее на «улыбку Джокера» из саги о Бэтмене.

«Ася, делай вот так…», – говорит одна другой на русском, показывая пальцами, как надо — от одной щеки до другой. Вторая подчиняется. Черный карандаш оставляет угольный след на щеках и поверх губ.

«Во, настоящая айну!», – говорит первая удовлетворенно.

Они приехали на японский остров Хоккайдо, где существует несколько резерваций айнов – древнейшего народа, когда-то населявшего огромные территории берегов Тихого океана, включая современную Японию, Сахалин, Курильские острова и юг Камчатки. Теперь их всего, по официальным данным, 25 тысяч в Японии и несколько десятков человек – в России.

Коренные жители острова Хоккайдо айны в своем доме

В России про айнов знают немного. Эти факты можно пересчитать на пальцах одной руки: айны жили на Дальнем Востоке; айны всю свою долгую историю были кем-то гонимы; и, наконец, айны, как этнос, в России исчезли — их вычеркнули из официального списка этнических групп в 1979 год. На этом перечень общеизвестных фактов заканчивается.

Вот только айны в России есть. Эти две женщины, которых засняла на видео русский этнограф с Дальнего Востока, с любопытством смотрят на хижины в резервации, каких в России нет, но стеснительно говорят на английском айну с Хоккайдо, что знают, как правильно делать запАх костюма. Этому их учить не нужно.

Улыбающиеся женщины, очень волосатые мужчины

«Улыбка Джокера» – это татуировка губ, отличительная черта женщин-айнов. Ее начинали «набивать» с семи лет: делали надрезы уголков губ церемониальным ножом и втирали в порезы уголь. Каждый год добавляли по несколько линий, а завершал «улыбку» жених во время свадьбы. Татуировки были так же на руках, причем, только у женщин.

Сейчас так уже не делают. Разве что, карандашом и по большим праздникам. Последняя татуированная по всем канонам женщина айну умерла в 1998 году в Японии.

Исторический музей Миссури

Мужчин отличала повышенная волосатость на лице. Длинные усы, например, приходилось придерживать специальными палочками во время еды. О том, что есть такой «волосатый» народ писалось еще в древнекитайском трактате за два века до н.э. Русский же исследователь Камчатки Степан Крашенинников в 18 веке прозвал айнов «шерстяными курильцами». Все из-за их мужчин.

Исторический музей Миссури

Есть еще кое-что любопытное: айны изначально выглядели больше как европейцы, нежели чем азиаты. Тот же Крашенинников и другие первые русские исследователи описывали их похожими на русских крестьян со смуглой кожей или на цыган, но никак не на японцев, китайцев или монгол. Почему так – следует искать в происхождении айнов. Но в их случае одна тайна порождает другую: никто не знает, откуда они взялись.

Неизвестная раса

Айнам насчитывают 15 тысяч лет – это больше, чем шумерам или египтянам. Поэтому некоторые говорят, что это не народ, а целая «айнская раса».

О происхождении айнов есть две теории. Первая это «северный вариант» – что айны пришли с северных земель, которые позже населили монголы и китайцы. Второй – что их предки из Полинезии, потому что с жителями Океании у айнов много сходств в одежде, ритуалах, религии и татуировках.

Александр Герцен / Википедия

Что известно наверняка – айны были первыми аборигенами Японских островов, хотя в самой Японии этот факт не очень любили и пытались скрыть. С айнами у японцев давняя вражда за территории. Аборигены предсказуемо проигрывали один бой за другим, так как никогда не имели никакой государственности и армии, и все больше вытеснялись с островов на север. Хотя еще в средние века Япония была наполовину заселена айнами.

Читать еще:  Новый пистолет Glock 1911 - легенда возвращается?

Исторический музей Миссури

«Трагедия моего народа сопоставима разве что с трагедией коренных жителей Северной Америки — индейцев», – говорит теперь Алексей Накамура, председатель общины камчатских айнов. Впрочем, не только Япония изгоняла айнов.

Вычеркнуть из истории

В Российской империи им запрещалось называть себя народом айну, так как японцы заявляли, что все земли, на которых живут айны, являются частью Японии. Айны же, в свою очередь, жили как на островах во владении Японией, так и на тех, что были во владении России.

Старинная картина неизвестного японского художника, изображающая айнов на рыбалке

В какой-то момент признавать себя айну вообще стало стыдно и просто опасно – многие ассимилировались, говорили на русском и были православными. Правда, в глазах коммунистов айны были уже именно японцами – из-за смешения кровей азиатских черт у них стало больше. «Так и получилось, что в России мы японцы, в Японии мы русские», – рассказывает Алексей Накамура, человек с русским именем и японской фамилией.

Национальный музей Миссури

Фамилий у айнов исторически не было – их давали им русские или японцы, а некоторые и сами потом брали славянские фамилии. Многие сделали это во времена сталинских репрессий: органы НКВД отказали им в советском гражданстве, а из-за связи с японцами повально обвиняли в шпионаже, вредительстве и сотрудничестве с милитаристской Японией, ссылая в лагеря.

Национальный музей Дании

«После Второй мировой войны об айнах было не принято упоминать нигде. Был секретный приказ Главлита, это орган цензуры, который так и назывался – О запрещении упоминания народности айнов в СССР», – вспоминает доктор исторических наук Александр Костанов. Когда Япония капитулировала, в 1946 году встал вопрос о репатриации японского населения с российских территорий. «Айны, как бывшие подданные империи, не рассматривались. Их считали подданными Японии», – говорит Костанов. Вот как почти все айны оказались на Хоккайдо.

Национальный музей Миссури

Настоящее

В 2010 году, во время всероссийской переписи, айнами себя назвали 109 человека. Но записаны айнами по настоянию правительства Камчатского края они снова не были. Спустя пять лет айны зарегистрировались в качестве некоммерческой организации, но суд ее ликвидировал. Причина? Официально никаких айнов не существует.

«Это значит, что у нас нет права ловить рыбу или заниматься охотой, как у других малых народностей. Если мы выходим в море на маломерном судне – мы браконьеры. За это огромный штраф», – говорит Накамура.

На Хоккайдо есть корпорация «Утари» – это учебные культурные центры айнов, 55 отделений. У айнов в России нет ничего. Все учебники на английском или японском, привезенные из-за рубежа. «Мы пытались с ними сотрудничать, но потом отказались. Всегда возникает вопрос по Курильским островам, чтобы мы политизировались и высказались», – вспоминает он.

Но политизироваться айны не очень хотят. Говорить много про свою идентичность, кажется, тоже. В России, согласно статистическому докладу «Японские диаспоры за рубежом», проживает 2134 японца, и у некоторых из них также айнское происхождение, однако указывают они себя как японцы – это дает им безвизовый въезд в Японию. Тех, кому признание нужно, осталось так мало, что вспоминают о них только этнографы-исследователи. Накамура сказал, что это, наверное, последнее интервью, которое он дает: «Потому что мы никому не нужны».

Айны. Аборигены Японских островов

Кто такие айны?

Не все знают, что японцы отнюдь не являются аборигенами Японских островов. Задолго до их появления архипелаг населяли айны, загадочное племя, вызывающее в научном мире кучу споров. Белокожие, никак не узкоглазые (а мужчины еще и с «повышенной волосатостью») уже одним своим внешним видом айны разительно отличаются от японцев, китайцев, корейцев и прочих монголоидов, живущих по соседству. Айны явно не монголоиды. Внешне они похожи не то на жителей Океании, не то на европейцев.

Основные гипотезы относительно происхождения айнов сводятся к следующему:

  1. Айны родственны европеоидам (в незапамятные времена перекочевали через всю Азию);
  2. Айны родственны жителям Океании и приплыли на Японские острова с Юга;
  3. Айны родственны палеоазиатским народам и явились на Японские острова с Севера или из Сибири.

Различия между японцами и айнами

Появившись на Японских островах около 13 тысяч лет назад, айны создали неолитическую культуру Дзёмон. Они населяли не только Японские острова, но, также и южную часть Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки.

Если внешность айнов указывает на то, что между ними и японцами нет ничего общего, то их образ жизни отличается от образа жизни японцев (предки которых переселились на острова с территории Китая) еще более разительным образом.

Японцы издревле занимались возделыванием риса. Именно оттуда берут начало их коллективизм, запредельная работоспособность, стремление не выделяться из коллектива, а быть «как все». Айны – люди совершенно иного склада. Коллективизма, при котором личные качества отдельно взятого человека нивелируются, растворяясь в общей массе, а сам человек становится своеобразным «винтиком» системы, у айнов нет и близко. Айнов с детства приучали брать ответственность на себя, им с детства прививали смелость и уверенность в себе – качества, необходимые охотнику. Земледелием айны не занимались вообще, а, вместо этого кормились за счет охоты, собирательства и рыбной ловли. Какой там рис! Айны вообще не знали, что это такое. Их рацион состоял, главным образом, из рыбы, моллюсков и мяса морских животных. Моллюсков они поедали в невероятных количествах, и потому возле останков древних поселений айнов археологи находят горы выпотрошенных раковин.

Учитывая такой образ жизни, для айнов было жизненно необходимо сохранять природное равновесие, не допуская демографических взрывов. Крупных поселений у айнов никогда не существовало. Поселки айнов были удалены друг от друга (чтобы никто никому не мешал), по этой же причине еще в древности айны заселили все острова японского архипелага.

Противостояние народов

Но вот, когда на Японские острова стали прибывать переселенцы из Юго-Восточной Азии и Китая, а затем несколько племен из Центральной Азии, природное равновесие оказалось нарушено. Земледелие (а производство риса в особенности) позволяет производить огромное количество пищи на ограниченном участке территории. Потому колонисты стремительно размножались. Айны были вынуждены потесниться и уйти на север – остров Хоккайдо, Сахалин, Камчатка, Курильские острова. Но, японцы достали их и там. Впрочем, айны тоже не собирались уступать свою территорию. Длительное время (начиная с восьмого и почти до пятнадцатого века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай и северная часть острова Хонсю (главного японского острова) была очень плохо освоена японцами.

Читать еще:  Исповедь хоплофоба: Мы живем не в гражданском обществе

Все это время (примерно полторы тясячелетия) между айнами и японцами шли постоянные войны.

Вот так описывает айнов одна из японских хроник.

«Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын — не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнездах (на деревьях). Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить — непременно отомстят. Ещё — спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато. Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют — взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато»

Айнов было намного меньше, но, каждый их воин стоил нескольких десятков японских. Долгое время японцы проигрывали, но, в конце концов, задавили айнов численностью, а также, при помощи таких «запрещенных приемов», как подкуп вождей. Японцы подкупали айнских вождей, награждали их титулами. Но, все равно, дело продвигалось медленно. Дабы ускорить процесс, японские правители пошли на крайние меры. Они вооружали переселенцев, уходивших на север.

Таким образом, зародился класс самураев – служилое дворянство, впоследствии ставшее своего рода визитной карточкой Страны Восходящего Солнца. Но, надо сказать, что очень и очень многое, включая стратегию, тактику, боевые приемы и традиции, самураи переняли от своих заклятых соперников – айнов. На острове Хонсю уцелевшие айны были ассимилированы японцами. Правда, некоторые из них перебрались на самый северный из Японских островов, Хоккайдо (сами японцы называли его Эзо, то есть, «дикий», «земля варваров»)

Только в середине XV века крупному феодалу Такэде Нобухиро удалось основать первое укрепленное поселение на Хоккайдо. Еще два с лишним столетия ушло на то, чтобы завоевать и этот остров, и только в 1669-м году сопротивление айнов было сломлено. Сказало свое веское слово огнестрельное оружие, поставляемое японским правителям европейцами.

Дальнейшая судьба айнов трагична. Японцы фактически превратили их в рабов. Отбирали рыболовецкие снасти, собак, запрещали охотиться. В настоящее время айнов осталось не более 25 тысяч. Но и теперь они сохраняют свою самобытность.

Культура айнов

Айнский пантеон богов главным образом, состоит из «камуи» – духов разных животных, таких, как медведь, касатка, змея, орел, а также мифических персонажей, таких, как Айойна, создатель и учитель айнов. а также «унти-камуи» — женское божество, богиня очага, к которой, в отличие от других божеств, люди могут обращаться непосредственно.

До конца XIX века у айны приносили в жертву специально выращеного медведя, которого до этого одна из женщин общины несколько лет вскармливала грудью. На это мероприятие старались пригласить как можно больше гостей, а после ритуального убийства голову медведя помещали в восточном окне дома (сакральное место в каждом доме айну), по поверьям в голове медведя обитает его дух. Каждый присутствующий на церемонии должен был испить кровь медведя из специальной чаши, передаваемой по кругу, что символизировало разделение силы медведя между присутствующими и подчеркивало их причастность к ритуалу перед богами.

Но, самым великим духом айны считали Небесного змея. Его чтили и боялись одновременно. Данный культ имеет общие черты с религиозными верованиями аборигенов Австралии и Микронезии, жителей Суматры, Калимантана, Тайваня и Филиппин. Айны никогда не убивают змей, поскольку считают, что, обитающий в теле змеи, злой дух, после убийства змеи покинет её тело и переселится в тело убийцы. Кроме того, айны верят, что змея может заползти спящему человеку в рот и овладеть его разумом, в результате чего несчастный сойдет с ума.

Особое место в обрядах айнов занимают так называемые «инау». Так айны называют самые различные предметы, которые практически невозможно объединить общим происхождением. В разных случаях им даются разные объяснения. Большинство «инау» сделаны руками человека и украшены пучками длинных стружек. «Инау» – своего рода, посредники, «помогающие» айнам «договариваться» с богами.

Интересный момент: спиральный орнамент, очень распространенный у айнов, также широко распространен у маори, жителей Новой Зеландии, в декоративных рисунках папуасов Новой Гвинеи, у неолитических племен, живших в нижнем течении Амура, а также многих народностей Океании. (Кстати, спираль – ничто иное, как изображение змеи). Вряд ли это может являться случайным совпадением и, скорее всего, между этими народами имели место определенные контакты. Но, откуда берет начало эта спираль? Кто первым стал применять спиральный орнамент, а кто перенял его и сделал своим?

Вообще, искусство айнов, их песни, танцы, сказания, орнамент, резьба по кости и деревянная скульптура удивительно красивы и талантливы, тем более, для народа, долгое время жившего в изоляции.

К началу новой эры айны по своему развитию пребывали в стадии неолита, но, тем не менее, культура айнов оказала огромное влияние на культуру их завоевателей и могильщиков японцев. Айнские элементы легли как в основу синтоизма – древней религии Страны Восходящего Солнца, так и в формировании сословия самураев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector