1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Агрессия и жестокость в бою: Агрессивность и адекватное поведение

Жестокость и агрессия у подростков как социальное явление

Понятия, сущность и особенности агрессии и жестокости в подростковом возрасте

Агрессия и жестокость, являясь индивидуально-личностными характеристиками, воздействуют на качество социальной жизни и жизни каждого человека. В последние десятилетия агрессивное поведение подростков стало одной из социальных проблем современного общества. Агрессия происходит от латинского слова «aqqressio» — нападение. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой агрессии даётся два определения: «Незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкасаемости или политической независимости другого государства»; «открытая неприязнь, вызывающая враждебность». С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство «Азъ», 1992. — С. 45. В этом же словаре даётся определение слову агрессивный: наступательно-захватнический; враждебный и вызывающий; оказывающий вредное воздействие.

В психологическом словаре под редакцией В.П. Зипченко и Б.Г. Мещеряковой даётся определение: агрессия — это любая форма поведения нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 72. В словаре по социальной педагогике Л.В. Морданаева используется определение агрессии, как поведения, связанного с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозой таковой, разрушительное воздействие на группу. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. — С. 23.

Агрессивность — устойчивая черта личности, проявляющаяся в деструктивном поведении, противоречащем нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивность может причинить окружающим людям физический вред или вызвать у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Уровни агрессивности обусловлены негативной социализацией, приобретением негативного жизненного опыта в социальной среде. Как черта личности агрессивность бывает импульсивная, аффективная, экспрессивная и целенаправленная. Аффективная — краткосрочная возникшая в результате сильного душевного переживания вызванного резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Проявляется в критических опасных для субъекта условиях при невозможности им найти другой адъективный выход. Даже самый миролюбивый человек, если его поставят в определённые условия (будут на его глазах терзать его ребёнка) способен на применение насилия вплоть до убийства. Импульсивная — агрессия, возникающая без достаточного сознательного контроля, возникающая под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. В детстве появляется под воздействием страхов и кратковременных депрессивных эпизодов. Экспрессивная — ярко выраженная. Всем своим видом субъект подчеркивает своё агрессивное отношение к окружающим. Целенаправленная — агрессия, направленная на определённый объект ради достижения определённой цели. Проявляется даже в детском возрасте, когда один ребёнок стремиться силой завладеть игрушкой другого. Целенаправленная — осознанная агрессия, направленная на достижение определённого результата. Например, подросток проявляет агрессию по отношению к одноклассникам стремясь занять лидирующее положение в классе.

Агрессивное поведение — специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект определиться причинить ущерб. Может иметь различные проявления от демонстрации неприязни до словесных оскорблений и применения физической силы Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — СПб., 2005. — С.98.. Агрессивные действия — деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели; способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности; форма самореализации и самоутверждения. Можно выделить формы проявления агрессивных действий: физическая — нанесение телесных повреждений; вербальная — словесное проявление агрессивности; прямая и косвенная аутоагрессивная — самообвинение, самоунижение, самоубийство; враждебная — причинение вреда; инструментальная — использование агрессии для достижения какой-либо цели.

Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость». По сравнению с жестокостью агрессивность — более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно утверждать, что жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность имеют природный характер, то жестокость — явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области — социальной. Платонова Н. М. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Научно-методические рекомендации. — СПб. — 2003. — С. 32. Жестокость определяется, во-первых, как свойство личности, заключающееся в стремлении причинять страдания другим людям, и, во-вторых, как осознанные действия, направленные на причинение таких страданий. Представляется, тем не менее, что жестокость можно рассматривать и как самостоятельный мотив преступного поведения.

Мотивация совершения жестоких преступлений неоднородна. Можно выделить следующие типы жестокости: импульсивную жестокость (непосредственная реакция на ситуацию, связанная с эмоциональной несдержанностью); инструментальную жестокость (использование жестокости в отношении потерпевшего в качестве средства достижения преступной цели); «вынужденную» жестокость как результат подчинения требованиям или даже угрозам лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки; жестокость, как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе (в определенном смысле можно говорить, что это разновидность инструментальной жестокости, но в этих случаях субъект ориентирован на достижение с ее помощью не преступной, а иной личностно значимой цели); жестокость, как основной мотив и цель преступного деяния: реализация деструктивного способа самоутверждения, садизм, враждебная агрессивность к окружающему. Таким образом, жестокость — это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия.

Раскрывая особенности агрессии и жесткости, следует отметить, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Существуют внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, которые складываются уже в дошкольном возрасте. Исследователи отмечают общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций. Можно определить основные тенденции половозрастной динамики показателей физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизма. В результате исследования было установлено, что показатели физической агрессии у мальчиков имели тенденцию к снижению в 16-ти летнем возрасте, однако в дальнейшем уровень их агрессивности восстанавливается. У девочек такой спад отмечался в 14-ти летнем возрасте, но уже к 15-ти годам наблюдалось значительное усиление физической агрессии, а затем дальнейшая ее стабилизация. Показатели вербальной агрессии у мальчиков относительно постоянны на всех возрастных этапах развития и лишь в 17-ти летнем возрасте наблюдается их увеличение. У девочек следует отметить два пиковых возраста: показатели вербальной агрессии значительно увеличивались в 15 и 17 лет. Некоторой скачкообразностью отличается динамика косвенной агрессии у мальчиков. Имело место существенное повышение показателей этого типа агрессии в 15-ти летнем возрасте. У девочек наблюдалась плавная тенденция к усилению косвенной агрессии от 13-ти к 17-ти годам. Показатели негативизма резко увеличивались у мальчиков только в 17-ти летнем возрасте, у девочек наблюдалось постепенное нарастание негативизма от возраста к возрасту. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. — Минск: 2006. — С. 192. В целом, сравнивая детей подросткового и юношеского возраста, следует отметить, что у мальчиков наблюдались значимые различия в динамике нарушений поведения лишь по показателям физической агрессии — у юношей они существенно ниже. У девочек юношеского возраста показатели всех типов нарушений поведения были достоверно выше, чем у девочек-подростков.

Читать еще:  Сказ о Plate Carrier: Для чего гражданскому человеку «плитник»?

Относительно половых различий можно констатировать, что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической агрессии была выражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь дети в возрасте 16 лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов. Вербальная агрессия была сильнее выражена у мальчиков 13-14-летнего возраста, однако в дальнейшем соотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего возраста показатели этого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков. Косвенная агрессия у девочек была выражена сильнее на протяжении всех возрастных этапов. Сила реакций негативизма у мальчиков и девочек различалась несущественно (кроме возраста 16 лет).

Схожие тенденции наблюдались при сравнении мальчиков и девочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом возрасте мальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической агрессии, а девочки — к косвенной агрессии (по остальным типам нарушений различия не достоверны). В юношеском возрасте девочки превосходили мальчиков по показателям вербальной, косвенной агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различалась не существенно.

Подростковая агрессия, является чаще всего следствием общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т. п.). Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1995. — С. 90. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, жестокость для них — своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

О.И. Шляхтина показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором -неудовлетворенностью своим положением. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. — СПб., 1997. — С. 56. Агрессивные подростки и юноши, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем, среди агрессивных подростков и юношей встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся по отношению к официальному руководству школы в некоторой оппозиции, выражающейся в их подчёркнутой независимости от учителей. Они претендуют на неформальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно потому, что за свой успех они могут использовать привлекательный для всех подростков принцип справедливости. Не случайно возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Способствуют успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно, если этот цинизм представлен под видом морального принципа «выживают сильные, слабые вымирают».

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность агрессии представляет собой отклоняющееся от нормы поведение, связанное с нанесением физической и моральной травмы другому человеку или угрозы таковой, разрушительное воздействие на группу. Сущность жестокости представляет из себя морально-психологическую черту личности, проявляющуюся в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Подростки более склонны к агрессии, чем юноши. Жестокость и агрессивность является характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Агрессивные подростки и юноши отличаются некоторыми общими чертами, для них характерно бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

Агрессивность, жестокость в структуре личности преступника. Виды агрессии.

Понятия агрессия и производное от него — агрессивность, жестокое обращение и жестокость, особая жестокость, употребляемые в Уголовном кодексе РФ, по смыслу близки друг к другу и некоторыми психологами иногда даже используются почти как синонимы [16]. Однако все эти термины отличаются друг от друга, поскольку имеют разное содержание.

По мнению известного западноевропейского психолога X. Хекхаузена, понятие агрессия означает множество разнообразных действий, нарушающих физическую или психическую неприкосновенность человека, наносящих ему материальный (и, надо полагать, моральный) вред, препятствующих осуществлению им своих намерений, противодействующих его интересам или же приводящих к его уничтожению. То есть, как пишет он, агрессивные действия по своим последствиям всегда приводят «к одному общему знаменателю — намеренному причинению вреда другому человеку» [17].

Некоторые авторы говорят об агрессии как о «специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности живого организма» [18]. Поэтому агрессивные действия, агрессивное поведение человека в определенной ситуации предполагают готовность его именно к таким формам активности. С этой точки зрения подобная ситуационно обусловленная готовность субъекта, т.е. его агрессивность, рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Однако если агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер и не зависит от вызывающих его каких-то адекватных ему поводов, можно говорить об агрессивности как о ведущей черте, свойстве характера человека, его личности.

Агрессивность как свойство личности выражает враждебное отношение индивида к окружающим с тенденцией причинения им вреда [19]. Данное свойство достаточно легко выявляется с помощью различных психодиагностических методик (MMPI, TAT, методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга и др.) [20].

Многими психологами разделяется точка зрения, согласно которой агрессия является реакцией субъекта с относительно высоким уровнем агрессивности на фрустрацию, сопровождаемую эмоциями гнева, враждебности, ненависти и даже аффектом (Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, С.Н. Ениколопов, А.В. Петровский и др.). С этой точки зрения в подобных случаях говорят о реактивной агрессии. Иногда такую форму агрессивного реагирования еще называют экспрессивной или импульсивной агрессией.

Однако понятно, что одной лишь фрустрацией нельзя объяснить все случаи агрессивного поведения людей, в том числе, разумеется, и в криминальных ситуациях. Существуют и другие причины совершения по своему характеру агрессивных действий, когда, например, субъект (правонарушитель) стремится целенаправленно причинить вред другому, обдуманно выбирая те или иные наиболее подходящие для этого средства (инструменты). Типичными примерами такой агрессии служат трагические случаи совершения заранее продуманных заказных убийств, всевозможного рода террористические акты, расправы со своими противниками, конкурентами и т.д.

Применительно к подобным случаям говорят о так называемой инструментальной агрессии, несомненно, отличающейся своей большей по сравнению с реактивной агрессией общественной опасностью, что, разумеется, должно учитываться судом при определении наказания виновным

При оценке характера, уровня агрессивности действий виновного, а следовательно, и их общественной опасности, также следует обращать внимание и на такой важный критерий, который в психологии получил название «норма агрессии» — понятие, производное от уровня социализации личности, ориентации субъекта на культурно-социальные нормы поведения, традиции, существующие в той социальной, культурной, этнической среде, в которой сформировались его личность, ценностные ориентации, правосознание

Читать еще:  «Волчье чувство»: Что такое кинестетическая осведомлённость?

Как считает Х Хекхаузен, наряду с общими для всех культур критериями каждая из них определяет свои специфические нормы, критерии оценок агрессивных действий что запрещается и что допустимо, а что и поощряется. Часть таких запретительных норм собрана в уголовных кодексах. Например, убийства из корыстных, хулиганских побуждений (п. «з», «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ) наказываются гораздо строже, чем убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), когда имеет место так называемая «импульсивная агрессия». А убийство в состоянии необходимой обороны «посягающего лица» (ст. 37 УК РФ) вовсе не является преступлением. В подобных случаях, разумеется, речь идет о нормах уголовной ответственности, но которые, безусловно, связаны с нормами социальной, моральной ответственности, существующими в обществе. Более того, в соответствии с этими принятыми в обществе нормами некоторые формы агрессии, агрессивного поведения могут даже поощряться.

Фундаментальное правило, которое многими усваивается с детства — хотим мы этого или нет — «состоит в необходимости, подвергшись агрессии, ответить соразмерной агрессией» [21]. Эта ответная «соразмерная агрессия», пропорциональная первоначальной, составляет такое понятие, как «норма возмездия». В подобных случаях одна агрессия как бы компенсирует другую. Укорененность в правосознании значительной части людей с большей или меньшей степенью выраженности этой имеющей глубокие исторические корни «нормы возмездия» в ее первоначальной ветхозаветной формулировке («око за око, зуб за зуб») нередко до сих пор служит мотивом самооправдания у многих при совершении целого ряда насильственных преступлении агрессивного характера, мотивом кровной мести, распространенной среди отдельных групп населения, и даже сведения «счетов с обществом».

Таким образом, говоря о «норме агрессии», побуждающей субъекта совершить насильственные действия, и «норме возмездия» в качестве ответной реакции, необходимо видеть социально-культурные, национальные факторы, его ценностные ориентации, возрастные, интеллектуальные, иные характеристики, условия формирования личности.

Замечено, что человек, ранее подвергавшийся насилию, впоследствии и сам становится более агрессивным, чаще прибегает к агрессивным формам поведения. Например, данная закономерность была выявлена при изучении все еще распространенной в армейской среде «дедовщины». Так, две трети тех, кто отбывал уголовное наказание за нарушение уставных правил взаимоотношении между военнослужащими при отсутствии между ними отношении подчиненности, ранее сами подвергались издевательствам и насилиям со стороны старослужащих [22].

Нередко человек, проявляющий агрессию, чтобы снять с себя груз ответственности, прибегает к различного рода приемам психологического характера. Происходит своего рода «рационализация» собственной агрессии. В частности, это было выявлено при изучении социально-психологических механизмов «дедовщины», в условиях которой оправдание издевательств над молодыми солдатами выражалось в словах, которые приходилось слышать от старослужащих «нас били — теперь мы будем бить».

Агрессивным действиям нередко сопутствуют проявления жестокости или даже «особой жестокости», о которой наряду с «жестоким обращением» говорится в уголовном законодательстве. Кроме того, понятие жестокости (особой жестокости), как на это обращает внимание О.Ю. Михайлова, имманентно содержится в ряде уголовно-правовых понятий, которые сами по себе характеризуют деяние как жестокое или даже как «особо жестокое». К таким уголовно-правовым понятиям следует отнести прежде всего садизм, т.е. ненормальную страсть к жестокости, наслаждение чужими страданиям, мучительство, извращенную, изощренную жестокость , совершение преступления с мучениями для потерпевшего (п. «и» ч. 1 ст. 63, п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ), истязание (от истязать, жестоко мучить), в том числе с применением пыток (п. «д» ч. 2 ст. 117 УК РФ).

По своему первоначальному смыслу жестокость предполагает отсутствие жалости, сострадания к жертве, в отношении которой совершаются агрессивные действия. В более широком смысле слова жестокость, как и агрессия, — и это их роднит — представляют собой способ реализации насилия. Но по сравнению с агрессивностью жестокость более узкое понятие. Как справедливо отмечает Ю.М. Антонян, жестокость — это особое качество агрессивности сугубо социального происхождения, присущее только поведению человека, продукт его страстей и противоречий.

Жестокое поведение, считает Ю.М. Антонян, это — намеренное, т.е. умышленное, осмысленное причинение субъектом другому существу мучений и страданий ради них самих или даже ради достижения других целей, например самоутверждения, подчинения своей власти и пр., либо как угроза такого причинения. Это насильственные действия, совершая которые субъект осознавал или предвидел подобные последствия. Поэтому неосторжные действия, поступки даже с самыми тяжкими последствиями не могут считаться жестокими [24].

Распространенным способом оценки насильственных действий преступника с точки зрения того, совершены они с особой жестокостью или нет, является изучение объективной стороны содеянного, оценка способа совершения преступления, а также наступивших от него последствий. Однако в некоторых случаях только этого бывает недостаточно, поскольку насильственные действия, совершенные с особой жестокостью, и аналогичные действия в состоянии аффективного возбуждения (импульсивные действия) по количеству повреждений, причиненных потерпевшему, по конечным результатам во многом имеют внешнее сходство. Иногда это приводит, например, к тому, что большое количество телесных повреждений на трупе расценивается как доказательство особой жестокости в действиях того, кто их наносил, без учета психологических факторов личности виновного, его мотивационной сферы, а также целей, которые он преследовал. И здесь в подобных случаях большую помощь правоохранительным органам может оказать судебный психолог.

1. Личность преступника. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и др. М., 1975. С. 21.

2. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М .1976. С. 190

3. Личность преступника. С 22.

4. гл. 3 (смотри тут же)

5. Криминология. Учебник. / Под ред. Б В. Коробейникова, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1988, С. 93; Криминология. Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е Эминова. М., 1995. С. 84.

6. Криминология. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. С. 84—87

7. Криминология. / Под ред. Б.В Коробейникова и др. С. 96.

8. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.. 1996. С. 43.

9. Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психические аномалии. М., 1987. С. 45.

10. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд. М.. 1989. С, 277—278.

11. Антонян Ю.М., Бородин С В. Указ. соч. С. 9.

12. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 46.

14. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Указ. соч. С. 59—60.

15. Кербиков О.В. К вопросу о понятии и классификации психопатии. // Проблемы судебной психиатрии (пограничные состояния). М., 1971. Вып. 19. С. 9—18; там же: Фегинская Н.И. О понятии и классификации пограничных состоянии. С. 19—35; Ушаков Г.К.. Пограничные нервно психические расстройства. 2-е изд. М., 1987. С. 99.

16. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М , 1992 Т. 1 С. 44—45, 289, 293.

17. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М., 1986. Т 1. С 365—366.

18. Там же. С. 367.

19. Ениколопов С.Н. Экспериментальное исследование агрессивности у преступников // Юридическая психология: Тезисы научных сообщении на VI съезде общества психологов СССР. М , 1983. С. 54.

20. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников // Психологическое изучение личности преступника (методы исследования). М., 1976. С. 83—114.

21. Хекхаузен Х Указ. соч. С. 371.

22. Романов В.В. Дедовщина (опыт социально психологического исследования). // Юридическая панорама. 1995. № 1. С. 30

23. Хекхаузен X Указ. соч. С. 374

24. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995, С. 11-21.

Читать еще:  1 октября - День Сухопутных войск России

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЕЮ ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ

Понятие жестокости и агрессивности в психологии

Проблема агрессии и агрессивности — одна из важнейших в психологической науке.

В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.

В Словаре русского языка Ожегова С. И. понятие «агрессия» определяется как «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти», а понятие «агрессивность» рассматривалось лишь как производное существительное от прилагательного «агрессивный» (т.е. «наступательно-захватнический») [11, с. 54].

В «Психологическом словаре» агрессия определяется как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. приносящее физический ущерб людям или вызывающий у них психологический дискомфорт. » [13, с. 12]. Понятие «агрессивность» в данном источнике не рассматривается вовсе.

В фундаментальном труде по данной теме Бэрона Р. и Ричардсон Д. понятие «агрессия» определяется как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как синоним агрессии[3, с. 60].

В знаменитой работе Э. Фромма, посвященной данной теме приводится подробный этимологический разбор значения слова «агрессия», обозначая им «все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту», а агрессивность рассматривается им лишь как проявление агрессии. [21, с. 356]

Можно приводить еще множество примеров, подтверждающих некое разночтение в понятиях «агрессия» и, особенно, «агрессивность». Обозначенная проблема дефиниций данных понятий определяется, в первую очередь, несовпадением теоретических позиций, к которым принадлежат различные авторы. В настоящее время существуют различные основания для классификации теорий, изучающих агрессию и агрессивность во всем многообразии их проявлений. В частности, некоторые исследователи предлагают разделить многочисленные подходы в изучении агрессии на две большие группы [15, с. 10]. В одну группу предлагается включить те подходы, которые представляют человеческую агрессию прежде всего как проявление видового поведения (инстинктивистская теория, бихевиористская теория социального научения, антропологическая теория и теория и теория «эгоистичного гена»), а в другую — те, что делают акцент на индивидуальных особенностях личности и анализ конкретных ситуаций (фрустрационная, когнитивная теория, теория личностных черт и подходы, изучающие влияние биологических факторов на агрессивность).

Более традиционным является выделение четырех основных теоретических подходов к исследованию агрессии, которые могут быть обозначены как инстинктивистский, фрустрационный, бихевиористический и когнитивистический.

Рассмотрим данные подходы с точки зрения агрессии и агрессивности. Инстинктивистский подход объединяет две различных, на первый взгляд, теории — психоаналитическую (основоположник — 3. Фрейд) и этологическую (связана, главным образом, с именем К. Лоренца). Не смотря на кажущуюся непохожесть позиции, агрессия в данном случае рассматривается как врожденный инстинкт, свойственный каждому человеку. Более того, этот инстинкт должен время от времени «прорываться» во внешнюю среду, иначе внутреннее напряжение создает определенный дискомфорт.

Таким образом, агрессия — это врожденный инстинкт, а агрессивность — стремление к реализации данного инстинкта, тенденция к разрушению. Следует отметить, что впоследствии некоторые представители психоанализа отошли от столь жесткого трактования агрессии как врожденного инстинкта и начали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии (А.Адлер, Э. Фромм. ) [2 с. 116].

Фрустрационная теория, представленная в работах Дж. Долларда и соавторов и других исследователей, определяет агрессию как следствие фрустрации. Следовательно, агрессия рассматривается здесь не как эволюционный, а как ситуативный процесс: есть фрустрация — есть агрессия, нет фрустрации — нет агрессии. В дальнейшем данная формула уточнялась и дополнялась , но суть оставалась прежней: агрессия — это одна из моделей поведения, провоцируемая фрустрацией, выражающаяся в нанесении ущерба кому-либо или чему- либо, а агрессивность — «прижизненное приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей» [2 с. 126].

В бихевиористической модели социального научения (Басе, Бандура и др.) агрессия рассматривается как «социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» [2, с. 149].

Следовательно, агрессивность рассматривается в данном случае лишь как проявление агрессии и, соответственно, эти два понятия в рамках данной концепции синонимичны.

Четвертая точка зрения на агрессию и агрессивность связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям и собственных когнитивных процессов. Следовательно, агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

— оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

— наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

— наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию. [3, с. 62]

Таким образом, понимание термина «агрессия» в рамках когнитивной теории не существенно отличается от рассмотренных ранее, т.е. включает в себя определение неких действий, связанных с причинением ущерба. Однако акцент в понимании термина «агрессивность» здесь переносится с внешнего, поведенческого плана, в план внутренний — когнитивный, личностный.

Следует отметить, что многообразие подходов в исследовании агрессии связано, в том числе, и с тем, что данный предмет исследования настолько многозначен и многообразен, что не может быть объяснен окончательно и бесповоротно в рамках одной концепции.

Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью — «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии» [3, с. 64.]

Наряду с понятием «агрессия» рассматривают понятие «жестокость». По сравнению с жестокостью агрессивность — более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, поскольку далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость — особое качество агрессивности. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют природный характер, то жестокость — явление социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, агрессивность проявляется в качественно иной области — социальной[24].

В психологии жестокость определяется, во-первых, как свойство личности, заключающееся в стремлении причинять страдания другим людям, и, во-вторых, как осознанные действия, направленные на причинение таких страданий. Представляется, тем не менее, что жестокость можно рассматривать и как самостоятельный мотив преступного поведения.

Мотивация совершения жестоких преступлений неоднородна. Психологический анализ уголовных дел позволяет выделить следующие типы жестокости:

1. импульсивную жестокость (непосредственная реакция на ситуацию, связанная с эмоциональной несдержанностью);

2. инструментальную жестокость (использование жестокости в отношении потерпевшего в качестве средства достижения преступной цели);

3. «вынужденную» жестокость как результат подчинения требованиям или даже угрозам лидера группы, стремящегося создать обстановку круговой поруки;

4. жестокость, как результат групповой солидарности, реализующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе (в определенном смысле можно говорить, что это разновидность инструментальной жестокости, но в этих случаях субъект ориентирован на достижение с ее помощью не преступной, а иной личностно значимой цели);

5. жестокость, как основной мотив и цель преступного деяния: реализация деструктивного способа самоутверждения, садизм, враждебная агрессивность к окружающему[24].

Таким образом, жестокость — это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Агрессия и жестокость представляют собой проявление насилия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector