0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

12 критических элементов стрелковой подготовки сотрудников

Содержание

12 критических элементов стрелковой подготовки сотрудников

Рекомендации подготовлены на базе исследований Калифорнийской комиссии стандартов и подготовки офицеров правоохранительных органов и Федерального бюро расследований. ФБР собирает информацию по убитым и атакованным сотрудникам, начиная с 1945 года, Комиссия собирает такие данные, начиная с 1980 года. Ниже приведенные рекомендации подготовлены на базе анализа, проведенного ФБР с 1995 по 2004 год.

1. Готовьтесь к стремительной, спонтанной и смертельной атаке

Основываясь на статистике применения огнестрельного оружия можно сделать вывод, что знание тактики и техники ближнего боя с оружием является критическим для выживания. Личное общение с неизвестными людьми составляет большую часть каждодневной правоохранительной рутины. Для эффективного общения необходимо быть достаточно близко от человека, с которым вы разговариваете.

Трудности начинают возникать, когда некоторые из этих людей неожиданно превращаются в «плохих парней». С момента, когда это случится, тренировка по выносу оружия и стрельбе из различных положений на близкой дистанции, удержание и контроль оружия, навыки рукопашного боя и другая требуемая подготовка по бою на ближней дистанции становится решающей.

2. Готовьтесь к атаке нескольких человек в присутствии случайных людей

Статистика указывает, что в 60% случаев нападения было осуществлено более чем 1 нападающим. В тоже время необходимо учитывать возможный факт наличия на месте столкновения невинных случайных людей. Так же принимайте во внимание тот факт, что при вызове на дом или подобных случаях, члены семьи могут превратиться из невинных наблюдающих в агрессивно настроенных к сотруднику правоохранительных органов людей.

Учитесь разбивать феномен «туннельного зрения» и поражать множественные цели с учетом наличия случайных людей, основываясь на методе стрелковой подготовки «стрелять / не стрелять», это значительно повысит ваши шансы на выживание и снизит влияние различных помех.

3. Тренируйте внезапный переход к стрельбе из положений ареста или контроля подозреваемого, включая обыск и надевание наручников

Достаточно много потенциально опасных случаев происходит, когда сотрудник обыскивает или пытается надеть наручники на подозреваемого. Внезапный переход к применению огнестрельного оружия может быть предельно опасным для сотрудника, если он не обучен необходимой технике реагирования.

Основными ошибками подготовки здесь являются забывчивость сотрудника увеличить дистанцию при увеличении опасности или наличие наручников в руке при выносе оружия.

4. Основывайте свой тренинг на том факте, что большинство сотрудников было убито на близких дистанциях

Статистика четко указывает на тот факт, что большинство перестрелок происходит на близких дистанциях. Но это не значит, что надо тренироваться стрельбе только на близких дистанциях. Просто при подготовке учитывайте этот факт и если назревает схожая ситуация постарайтесь быть как можно больше увеличить дистанцию.

Для лучшего осознания необходимости увеличения дистанции представьте стреляющего преступника, движущегося прямо на сотрудника, также этот пример демонстрирует необходимость быстрого и эффективного передвижения в различных критических ситуациях.

5. Основывайте свою подготовку на том факте, что сотрудник будет иметь ограниченный мелкий и общий двигательный контроль

Мы все должны быть готовы к тому, что наше тело испытывает различные психологические ответные реакции во время боевых ситуаций. Ловкость рук и сноровка это то, о чем далее пойдет речь. Когда в критических ситуациях кровь отходит от конечностей и приливает к туловищу, мы несколько теряем в двигательном контроле над нашими пальцами и руками.

К сожалению, такие основы точной стрельбы как правильное произведение спуска будет одним из первых потерянных. Перед паникой, которая последует за этим заявлением, необходимо еще раз заявить, что обучение правильным основам стрельбы является базовым и должно осуществляться в обязательной мере! Но учитывайте факт того, что при стрессовых ситуациях ваш двигательный контроль будет ухудшен.

6. Интегрируйте в подготовку реалистичные сценарии с работой в парах и с привлечением групп прикрытия

Только то, что ваши сотрудники знают как безопасно и эффективно поражать несколько целей, рационально перезаряжаться и передвигаться от одного укрытия к другому еще не значит, что они знают, как делать эти же самые вещи одновременно с двумя или тремя другими сослуживцами, бегающими вокруг них и пытающихся делать те же самые вещи, в то же самое время. Куда направлен мой ствол? Где мой напарник? Куда направлен ствол моего напарника? Надлежащая тактическая коммуникация является критичной в данный момент!

Прогоняйте группы из 2-3 человек через различные реалистичные сценарии. Используйте мишени установленные в различных местах и конфигурациях. Ставьте группы плотно при стрельбе, чтобы удары гильз партнеров доставляли им неудобства. Доведите их подготовку до такого состояния, когда они будут глубоко подсознательно контролировать направление своего ствола, понимать необходимость общения, когда необходимо двигаться, перезаряжаться и вести бой.

7. Добивайтесь победного настроя сознания и желания выжить у сотрудника при проведении всех занятий

Достаточно часто то, с чем ты войдешь в бой оттуда и получишь. Наличие победного настроя и позитивного отношения только увеличит шансы сотрудника на выживание. Несмотря на то, что работа сотрудника правоохранительных органов достаточно опасна, присутствует также довольно большой риск стать жертвой не только на службе, но и в другое время. Часто самой большой опасностью, с которой сталкиваешься это отражение в зеркале. В частности велико влияние фильмов на представления многих людей о реальностях огнестрельного конфликта, где показывается, как люди отлетают на 3 м к мусорным бакам от поражения всего лишь одной пистолетной пулей.

Клинт Смит (известный инструктор по стрельбе, прим. переводчика) говорит, что если ты дерешься, тебя могут ударить, если участвуешь в ножевой драке, тебя могут порезать, если в огнестрельном бою, тебя могут подстрелить. Это не значит, что бой окончен, это только говорит о том, что схватка может закончиться для тебя немного не так, как изначально планировалось. Знать, как стрелять, перезаряжаться и устранять задержки одной рукой (левой и правой) очень важно. Сотрудники должны быть уверены в возможности победить в схватке, даже если они ранены. Так же знание этих техник добавляет уверенности в своих силах.

8. Тренируйтесь в стрельбе одной рукой, как сильной (ведущей) так и слабой рукой, это касается выноса оружия, перезарядки и устранения задержек при стрельбе

Достаточно много перестрелок происходит при удержании оружия одной рукой и стрельба одной рукой иногда (в зависимости от ситуации) может дать определенные тактические преимущества. Даже если вы не ранены, традиционный двуручный хват может быть непрактичен или опасен в ситуациях использования укрытия / прикрытия.

Исходя из соображений безопасности, одноручный хват лучше тренировать в небольших группах. Учитывая то, что сотрудники будут обращаться с оружием в нетрадиционной и неудобной манере, контроль направления ствола особенно важен.

Читать еще:  6 основных правил обращения с оружием

9. Обучайте сотрудников обыску и зачистке зданий и стрельбе в помещениях

Когда семья возвращается домой и видит выбитой свою входную дверь, они вызывают полицию. Туда выезжает группу спецназа? Конечно нет — туда направляется ближайшая патрульная машина. Один или в паре, каждый сотрудник должен знать, как осуществлять базовую технику действий в помещениях: вход, ориентирование в строениях, зачистка комнат. Они должны знать и ориентироваться в таких вещах, как, и в какую сторону открывается дверь, если видны петли, не показывать части тела из-за угла, не прислоняться к стене при передвижениях и не стоять в дверных проемах.

Одно дело, когда ты стреляешь в тире, стоя на линии и другое дело, когда ты тренируешься в здании и вынужден быть на чеку на 360 градусов по периметру.

10. Тренируйтесь в условиях низкой освещенности или без света также много, как и при дневном освещении

Потому что 70% и более стрелковых столкновений на службе происходит в условиях низкого освещения, достаточную подготовку при стрельбе с осветительными инструментами нельзя недооценить. Идентификации цели и опознанию угрозы должно уделяться достаточно времени при данной подготовке. Имейте в виду, что фонарь может понадобиться днем, также как и ночью, так как никогда не знаешь, где ты можешь оказаться.

Фонарь, которым вы пользуетесь на работе, имеет огромное влияние на то, как вы обращаетесь со своим оружием и в конечном итоге, как вы будете вести бой. Исходя из этого, вы должны достаточно уверено пользоваться им в широком спектре тактических ситуаций. Если вы также пользуетесь лазерными целеуказателями, то вы тоже должны достаточно времени уделять тренировке с ними.

11. Учитесь технике «стрельбы после движения» и «стрельбы во время движения»

Если вы сохраняете четкую стойку во время боя, значит вы что-то делаете не так. Если вы двигаетесь, то или разрываете дистанцию или двигаетесь к укрытию. Возможность эффективно вести огонь во время передвижений дает вам очень значительное тактическое преимущество. Это также повышает ваши шансы на выживание и снижает вероятность случайного поражения того, куда вы не хотите попасть.

Помните, что, стреляя во время движения, вы должны двигаться не быстрее, чем вы можете попадать, видеть и в некоторых случаях, слышать.

12. Тренируйтесь стрелять по движущимся целям, как на вас, так и параллельно

Тренировка стрельбы по движущимся целям стала уже обязательной среди правоохранительных агентств США. Когда последний раз вы были в ситуации агрессивного противостояния, и кто-то спокойно сидел при этом? Учитывая то, что перемещения стали неотъемлемой частью огнестрельных конфликтов, возможность вести огонь безопасно и точно по движущимся целям может стать большим преимуществом для сотрудника.

Очень важно учиться стрелять по движущимся целям как на вас / от вас, так и параллельно, потому что каждая из этих ситуаций требует специального набора навыков от сотрудника.

Авторы: Бeнк Миллер, Бен Курата, Action Target Academy
Перевод: Милюков Александр

Психологическая подготовка стрелка

Стрельба из пистолета ассоциируется у обучаемых с чувством боязни, тревоги и страха, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы. Эти чувства затормаживают всю ее функциональную деятельность и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма стрелка. Характерными признаками такого состояния являются:

— повышение частоты пульса, потливость ладоней и учащенное дыхание;
— раскоординация движений и, как следствие, потеря устойчивости и равновесия при изготовке;
— увеличение тремора рук и колебаний оружия;
— ухудшение зрительного восприятия («дымка»), а также замедление или ускорение двигательной реакции или реакции на движущийся объект.

Все эти физические и психологические изменения в совокупности и создают отрицательное воздействие, которое крайне негативно влияет на технику стрельбы. Оно затормаживает проявление у обучаемого еще не окончательно сформировавшихся двигательных навыков и приводит к следующим изменениям в технике стрельбы:
— значительно увеличивается время прицеливания;
— изменяется характер воздействия на спусковой крючок (задержка выстрела или рывок);
— нарушаются временные характеристики стрельбы (темп стрельбы и ее ритм);
— при стрельбе по появляющимся целям изменяется (замедляется или ускоряется) скорость подъема оружия, снижается точность подъема руки с оружием и переноса ее на следующую цель.

Взаимосвязь между изменениями в технике стрельбы и психологическим состоянием стрелка зависит от индивидуальных особенностей организма обучаемого, от уровня его подготовленности, а также от других условий, в которых находится стрелок.

Опытные стрелки могут управлять своим психологическим и психофизическим состоянием и показывать стабильные и высокие результаты стрельбы. Эта способность вырабатывается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых одновременно совершенствуется и техника стрельбы.

Таким образом, психологические особенности обучения стрельбе заключаются в следующем:
— формировании и совершенствовании у стрелков побудительной волевой функции — выбора цели и ее поражения за короткий промежуток времени;
— выработке у стрелка способности преодолевать волнение как на огневом рубеже в тире, так и при применении оружия в реальных условиях;
— воспитании адаптации к звуку выстрела;
— тренировки с целью исключения проявления негативных индивидуальных реакций (туннельное видение, отказ моторных реакций, частичная глухота ит.д.).

Психологическая подготовка стрелка — это процесс, направленный на создание его оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности, которая способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.

В процессе психологической подготовки стрелка у последнего должны закрепиться следующие качества:
— умение воздействовать на себя, брать себя в руки и отключаться от различных посторонних факторов, мешающих производству меткого выстрела;
— способность концентрировать свое внимание, сосредоточиваясь на главном в стрельбе — устойчивом поражении цели;
— уверенность в своих силах, смелость и решительность, находчивость и инициативу;
— устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;
— способность использования аутогенной и идеомоторной тренировки.

Необходимо особо выделить такое важное не только для стрелка качество, как настойчивость, которая играет решающую роль в достижении желаемого результата. Настойчивость основана на самовоспитании, позволяющем управлять своим поведением и психическим состоянием, познать самого себя, определив сильные и слабые стороны своего характера. Наличие такого важного качества позволяет стрелку объективно оценить свои достижения, выявить недостатки при стрельбе, а следовательно, быстрее устранить их в процессе учебно-тренировочных занятий. Необходимо помнить, что если у обучаемого нет четко выраженного желания заниматься стрелковой подготовкой, то никакие специалисты в этой области будут не в состоянии научить его меткой стрельбе. Основным препятствием будет являться то обстоятельство, что обучаемый психологически не готов к процессу обучения.

Важными составными частями психологической подготовки стрелка являются идеомоторная и аутогенная тренировки. Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к выполнению упражнения. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции.

Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков. Другая особенность идеомоторной тренировки заключается в том, что она конкретизирует внимание стрелка на правильности выполнения приемов стрельбы и в какой-то степени отвлекает от результативного момента стрельбы.

Хотя идеомоторная тренировка и не заменяет реального выполнения движений при стрельбе, ее применение в процессе обучения дает определенные преимущества. Дело в том, что мысленное выполнение приемов стрельбы подразумевает представление об их идеальном выполнении, если, конечно, эти приемы усвоены правильно и свободны от технических недостатков, еще не преодоленных стрелком. Такое идеальное освоение ритмоструктуры выполнения упражнения помогает стрелку наглядно увидеть свои ошибки. В процессе идеомоторной тренировки инструктор, проверяя у стрелка чувство временного интервала, отводимого на выполнение упражнения в скоростной стрельбе, может реально оценить уровень его психологического состояния. Если стрелок слишком ускоряет свои мысленные операции, то можно с уверенностью сказать, что он находится в излишне возбужденном состоянии. Напротив, излишнее затягивание мысленной стрельбы — верный признак вялости обучаемого. Совершенно очевидно, что эти негативные состояния должны быть соответствующим образом скорректированы.

Читать еще:  Туристы из Польши запустили колесо обозрения в Припяти

Сам процесс идеомоторной тренировки заключается в том, что стрелок, оставаясь в пассивно-расслабленной позе, сосредоточивает свое внимание только на моментах, непосредственно связанных с выполнением выстрела. Причем последовательность выполнения выстрела в его действиях полностью сохраняется. Можно порекомендовать следующий порядок действий при производстве прицельного выстрела, который стрелок должен мысленно повторять в процессе идеомоторной тренировки:

1. Встать лицом к мишени и принять правильную изготовку для стрельбы. Извлечь пистолет из кобуры и проверить правильность хвата его рукоятки.
2. По команде «Заряжай!» зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. При этом пистолет удерживается в руке под углом примерно 60? к горизонту.
3. По команде «Огонь!» разогнуть правую руку, положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя некоторый зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проконтролировать тонус мышц, удерживающих пистолет.
4. Наведя пистолет в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать задержку дыхания и обработку спуска.
5. Добиваясь постоянной согласованности обработки спуска курка с прицеливанием, все внимание сосредоточивать на удержании ровной мушки. Контролируя этот параметр, плавно нажимать на спусковой крючок до тех пор, пока не произойдет выстрел.
6. После выстрела опять навести оружие в район прицеливания, и удерживая ровную мушку 2-3 сек, провести анализ результата выстрела.
7. Во время паузы проверить хват рукоятки пистолета и при необходимости скорректировать его.
8. Продолжить выполнение упражнения, последовательно выполняя пункты 4-7.

Стрелок, владеющий приемами идеомоторики и ежедневно посвящающий ей несколько минут, имеет возможность в любой обстановке поддерживать на должном уровне и постоянно совершенствовать свою технику стрельбы.

Приемы идеомоторной тренировки можно с успехом использовать как отличное психопрофилактическое средство. Доподлинно известно, насколько трудно бывает стрелкам собраться и отвлечься от тревожных мыслей накануне выполнения ответственного стрелкового упражнения. Опыт свидетельствует о том, что в таких случаях попытка заставить себя думать не о предстоящем выполнении упражнения, а о чем-либо приятном приводит к большей потере волевой энергии, чем умышленное сосредоточение на моментах правильного ведения стрельбы. Это не только отвлекает от тревожных мыслей о возможности предстоящей неудачи, но и является хорошим тактическим настроем. Кроме того, идеомоторная тренировка является хорошей базой для быстрого освоения еще более сильного психопрофилактического средства — аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка — многократное повторение специальных словесных упражнений, направленных на овладение методикой самовнушения с целью предотвращения излишнего нервно-психологического напряжения и поддержания отличной спортивной формы.

Основной принцип аутогенной тренировки — научить человека фиксировать свое внимание на конкретных субъективных (главным образом физических) ощущениях в точном соответствии с собственными мысленными словесными формулами. Когда на фоне аутогенного расслабления применяется идеомоторная надстройка, ее действенность особенно увеличивается. В коре головного мозга усиливаются процессы затормаживания и ее клетки становятся особенно чувствительными к воздействию внешних и внутренних стимулов. Поэтому предварительное осмысливание процесса выполнения выстрела позволяет стрелку подготовить свою нервную систему к предстоящему выполнению упражнения наилучшим образом.

Стрелок также должен быть психологически постоянно готов к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение служебного оружия. Находясь в экстремальной ситуации, стрелок в первую очередь должен научиться оперативно оценивать обстановку и принимать наиболее правильное решение. Кроме того, ему необходимо постоянно контролировать обстановку, предвидя ее возможные изменения, а также управлять своим поведением.

Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения — это не просто мышление, а сложная психологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, обученности владению оружием и т.д.

В экстремальной обстановке на стрелка, как правило, воздействуют несколько факторов одновременно. Их необходимо рассматривать как единое воздействие, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Перестрелка, как правило, активизирует инстинкт самосохранения и защитную реакцию и приводит стрелка в состояние осмысленных разумных действий. Если же он физически и психологически не готов к этому, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции. Прежде всего эти негативные реакции проявляются на фоне испуга, который затормаживает ответные реакции стрелка и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации. В зависимости от дальнейшего развития опасной ситуации испуг может перерасти в страх или панику с соответствующими печальными последствиями.

Поведение стрелка в опасной ситуации определяется не только проявлением негативных реакций на фоне испуга или страха. В отличие от новичков, чувство опасности у наиболее подготовленных стрелков вызывает боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью. Боевое возбуждение порождает бесстрашие, которое в дальнейшем превращается в психологическое свойство личности.

Поэтому в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых смелости, решительности и уверенности в своих силах. Следовательно, высокий уровень психологической подготовки стрелка обеспечивает ему более адекватное поведение при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника. А каковы же психологические процессы, определяющие поведение стрелка в опасной ситуации?

Психологические процессы, характеризующие действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность персептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Поэтому последовательность действий стрелка в экстремальной ситуации выглядит следующим образом:
1) Восприятие ситуации.
2) Умственное решение проблемных задач.
3) Психомоторная реализация принятых решений.

Как правило, характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий.

При восприятии экстремальной ситуации большое значение имеет интенсивность переключения внимания и его устойчивость, точность пространственного восприятия, оценка времени и т.д.

Принятие решения осуществляется на основе не только мыслительных операций, но и на основе анализа действий противника и прогнозировании его дальнейших действий. В этом случае действия стрелка определяются процессами предвидения. Эффект предвидения основывается на мышлении стрелка, его специальных знаниях и поступающей извне информации (жестов противника, его передвижений и т.п.).

Принятие правильного решения и его последующая реализация, как правило, определяется совокупностью навыков действия стрелка в опасной ситуации. Поскольку принятие решения и его реализация происходят при крайнем дефиците времени, мыслительные процессы стрелка при этом происходят сжато. Особенно затруднены они тогда, когда стрелок вынужден действовать в непривычной для него ситуации.

Психомоторная реализация осуществляется в виде различных передвижений, боевых действий и приемов. При этом большое значение имеют сенсомоторная координация, быстрота и точность действий. В опасной обстановке перед стрелком могут возникать различные проблемные ситуации: продолжать ведение огня или перейти в укрытие и т.д. Исходя из этого, стрелок должен предварительно планировать свои действия, заранее определяя их содержание, т.е. действовать преднамеренно.

В экстремальных ситуациях происходит постоянное изменение пространственных и временных взаимодействий стрелка и его противника. Поэтому при прочих равных условиях подготовительные действия, действия защиты и нападения могут быть успешными только во время наименьшей готовности противника к ответному реагированию. Высокая эмоционально-психологическая напряженность опасной ситуации, обостренная постоянно присутствующими факторами риска и угрозы поражения со стороны противника, может способствовать образованию комплекса психологических механизмов торможения.

Следовательно, наряду с аспектами физической подготовки и умением применять личное оружие в критических ситуациях при подготовке стрелка должным образом должна быть осуществлена и его психологическая подготовка.

Сравнительный анализ возможностей практической стрельбы среди других спортивных стрелковых видов и дисциплин при моделировании военно-прикладной огневой подготовки

Практическая стрельба, как вид спорта, стремительно развивается с 1999 года, параллельно с ним получило развитие военно-прикладное направление практической стрельбы среди сотрудников силовых ведомств России. ОСОО «ФПСР» уже более 10 лет активно взаимодействует практически со всеми силовыми ведомствами.

На протяжении многих лет, в СССР и России, среди военнослужащих, проводятся соревнования из штатного боевого ручного стрелкового оружия, на которых выполняются классические упражнения пулевой стрельбы из автомата: АК-1, АК-3 и др., несут чисто спортивный характер.

Читать еще:  Спецназ ЦСН ФСБ "Альфа"

В настоящее время, проводится большое количество соревнований среди военнослужащих силовых ведомств России по правилам практической стрельбы и оборонительной стрельбы (IDPA), с выполнением тактических задач. Участники соревнований выполняют упражнения в штатной экипировке и снаряжении, моделируют различные огневые ситуации, которые сотрудники могут решать в реальных условиях с применением оружия. Проводимые соревнования по военно — прикладному направлению практической стрельбы, имеют огромное значение в индивидуальной стрелковой подготовке военнослужащих, совершенствования навыков и умений в обращении с оружием, обмена опыта в обучении среди сотрудников силовых ведомств.

В литературе часто встречаются названия таких видов стрельбы как: тактическая, целевая, интуитивная, оборонная, оперативно-тактическая и другие. Однако одной из проблем, является отсутствие научных разработок, методических пособий, учебников, учебных фильмов и наглядных пособий по огневой подготовке сотрудников силовых ведомств по методике практической стрельбы. Исключением выступают труды авторов В.А. Крючина «Практическая стрельба», А.И. Кондруха «Базовый курс по практической стрельбе из пистолета» и др., в которых раскрыты основополагающие технические элементы практической стрельбы как вида спорта по подготовке спортсменов. В ОСОО «ФПСР» 2012 г. под руководством В.А. Крючина, была разработана и успешно применяется сегодня программа подготовки ведомственных инструкторов.

Современный опыт применения боевого ручного стрелкового оружия, в ходе локальных конфликтов, предъявляет новые требования к индивидуальной подготовке военнослужащего. Активное применение в локальных конфликтах тактики малых групп, скоротечного огневого контакта в условиях внезапной встречи с противником на коротких дистанциях, применение стрелкового оружия в горно-лесистой местности, городских условиях, требует современный подход и внедрения современных технологий в обучении огневой подготовки военнослужащих.

Цель исследования изучить состояния и проблемы огневой подготовки в силовых ведомствах РФ, возможности спортивных стрелковых видов и дисциплин в обучении военнослужащих военно-прикладной огневой подготовке. Эффективность проведения занятий по методике практической стрельбы с военнослужащими.

Испытуемые: сотрудники специальных подразделений, силовых ведомств РФ, военнослужащие.

Методы исследования: последовательный эксперимент, наблюдения, опрос, анализ и обобщение данных научно-методической и специальной литературы, служебных документов, Интернет-ресурсов, средств массовой информации.

Обсуждение результатов исследования.

Огневая подготовка сотрудников силовых ведомств организованна в соответствии курса стрельб, наставлений и учебных пособий.

Большинство руководителей учебных стрельб в силовых ведомствах проводят занятия по огневой подготовке по методике пулевой стрельбы.

Мною в войсковой части «№» с 40 военнослужащими, был проведён последовательный эксперимент с последующим сравнительным анализом результатов стрельбы и возможностей методик обучения пулевой и практической стрельбы.

Со всеми военнослужащими был проведён входной контроль по условиям: Упражнение учебных стрельб № 1. Цель: грудная фигура с кругами (мишень № 4) на щите, неподвижная. Дальность до цели: 25 м. Количество боеприпасов: 3. Время на стрельбу: 30 с. Положение для стрельбы: стоя с руки или с двух рук. Оценочные показатели: «отлично» — поразить цель тремя пулями и выбить 25 очков и более; «хорошо» — поразить цель тремя пулями и выбить 21 очко и более; «удовлетворительно» — поразить цель тремя пулями и выбить не менее 15 очков, по выполнению, которого военнослужащие показали следующие результаты (таблица № 1):

Далее военнослужащих поделили на две учебные группы по двадцать человек. С первой группой проводились занятия военно-прикладной огневой подготовки по методике пулевой (классической) стрельбы. Со второй группой из двадцати человек сертифицированный инструктор ОСОО «ФПСР» проводил занятий военно-прикладной огневой подготовке по методике практической стрельбы.

Количество учебного времени и боеприпасов первой и второй группы равнозначные. Оружие штатное — пистолет Ярыгина, боеприпасы 7Н21.

После трёх месяцев обучения в соответствии рабочего учебно-тематического плана подразделения с военнослужащими, был проведён итоговый контроль по условиям упражнения учебных стрельб № 2. Цель: поясная фигура (мишень № 7г «Интерпол») на щите, неподвижная. Дальность до цели: 15 м. Количество боеприпасов: 3. Время на стрельбу: 5 с. на каждый выстрел. Положение для стрельбы: стоя, с двух рук. Оценочные показатели: «отлично» — поразить цель тремя пулями; «хорошо» — поразить цель двумя пулями; «удовлетворительно» — поразить цель одной пулей. Особенности выполнения упражнения: используется открытая кобура в положении «на боку». Упражнение выполняется по команде «Огонь» (показа либо разворота мишеней из положения «на ребро» в положение «на лицо», сигнала таймера) стреляющий выхватывает оружие, снимает его с предохранителя и производит выстрел. Сигналом для окончания стрельбы является команда «Стой» (разворот мишеней в положение «на ребро», сигнал таймера), после выполнения, которой оружие убирается в кобуру, по результатам, которого военнослужащие показали следующие результаты (таблица № 2):

Сравнительный анализ возможностей пулевой и практической стрельбы при моделировании военно-прикладной огневой подготовки.

Исходя из результатов стрельб, при равных условиях обучения и выполнения не сложного упражнения первая группа № 1 без изменений, группа № 2 показала улучшение результатов на 30%.

Опрос сотрудников силовых ведомств (всего 56 человек) показал следующее: 40 % — полное несоответствие, неадекватность и неэффективность занятий по огневой подготовке.

Изучение служебных документов, (результаты сдачи выполнения контрольных стрельб по огневой подготовке) — около 28 % проверяемых показали неудовлетворительные результаты при выполнении упражнения учебных стрельб из пистолета Макарова (Ярыгина), продемонстрировав при этом низкую психологическую устойчивость и отсутствие твёрдых навыков ведения прицельного огня из табельного оружия.

Наглядный пример организации и проведении огневой подготовки в силовых ведомствах учебно-методический фильм полиции, опубликованный: 8 окт. 2016г., в интернет ресурсе ютуба: — «Порядок организации и проведение практических стрельб с сотрудниками ОВД» МВД по Республике Крым.

Результаты исследования показали следующие сдерживающие факторы, в проведения результативных занятий по огневой подготовке в войсковой части, силовых структурах, применяя методики спортивных стрелковых видов и дисциплин, а также общие проблемы в организации и проведения учебных стрельб:

  1. Низкий уровень индивидуальной и методической подготовки руководителей занятий по огневой подготовке, непонимание эффективности внедрения современных технологий обучения. Узкий «стрелковый кругозор».
  2. Формальный подход руководителей стрельб к проведению занятий, большое количество теоретического материала в противовес незначительному вниманию к практическим навыкам огневой подготовке.
  3. Дефицит учебного времени на проведения учебных стрельб. Занятия по огневой подготовке проводятся по остаточному принципу, в связи с выполнением сотрудниками служебных обязанностей по предназначению.
  4. Отсутствие у военнослужащих мотивации и психологического настроя на занятия по огневой подготовке. Учебные стрельбы проводятся однообразно, без учёта индивидуального подхода к сотрудникам.
  5. Недооценка методики практической стрельбы в подготовке сотрудников силовых ведомств.
  6. Курсы стрельб и руководства в организации проведения занятий по огневой подготовке морально устарели (анализ, выводы применения оружия сотрудниками на службе не учитывается, методика проведения занятий не меняется многолетиями, сбор гильз после проведения занятий и др.)
  7. Недостаточное количество боеприпасов (лимитов) на учебную практику.
  8. Слабая развитая учебная материальная база, отсутствие тиров, стрельбищ, учебного оружия и боеприпасов, стрелковых тренажёров и таймеров.

Выводы.

Практическая стрельба впитала в себя все самое лучшее спортивных стрелковых видов спорта и дисциплин в настоящее время, что позволяет стремительно развиваться и набирать популярность, как вид спорта во всем мире.

Военно-прикладное развитие практической стрельбы имеет огромное значение, не секрет, что применение методик и технических элементов практической стрельбы, широко используется в огневой подготовке для обучения сотрудников специальных подразделений, силовых ведомств.

Подготовленные кадры по методике практической стрельбы, будущие офицеры, руководители учебных групп подразделений, военные инструктора для силовых ведомств Российской Федерации, получившие правильные навыки обращения с оружием, смогут довести их до личного состава. Тогда мы сможем в полной мере говорить об эффективной огневой подготовке в силовых ведомствах России. Опыт работы в этом направлении у ОСОО ФПСР есть. Один из ярких примеров является сотрудничество между Челябинской областной общественной организация Практической стрельбы и 23 отдельного отряда специального назначения войск национальной гвардии «ОБЕРЕГ» Уральского регионального командования (г. Челябинск) по вопросам внедрения практической стрельбы в систему боевой подготовки бойцов спецназа.

Об авторе: Парменов М.Ю., Дипломированный Тренер-преподаватель стрелковых видов спорта РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК). Сертифицированный инструктор Федерации практической стрельбы России, судья IPSC/IDPA. Специалист по оперативно-боевой подготовке. Офицер запаса, г. Владимир.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector