С чем охотиться на танки: история противотанкового ружья
С чем охотиться на танки: история противотанкового ружья
Людям штатским кажется, что ничем нельзя поразить танк, кроме мины, пушки или гранаты. Однако раньше было еще одно средство – мощное ружье под крупнокалиберный патрон, получившее название противотанкового
История противотанковых ружей коротка, как выстрел, и являет собой пример стремительного триумфального взлета и такого же быстрого исчезновения с полей сражений. Менее чем за полвека использования противотанковые ружья оказались весьма эффективным средством, и не только против танков. Вместе с тем, по иронии судьбы или просто из-за скепсиса, военные всегда высказывали недоверие этому виду вооружения, буквально «вытянувшего» советскую противотанковую оборону стрелковых частей в сложных 1941-м и 1942-м годах. Сегодня наш рассказ о противотанковых ружьях и тех, кто ими управлял, – бронебойщиках.
«Танкгевер» против стальных монстров
Первая мировая война стала театром боевого крещения для нового оружия – танков. К концу войны на немецкие позиции накатывали лавины из сотен бронированных машин. Германия же, не уделившая достаточного внимания созданию танков, пошла по пути противодействия новой угрозе через создание противотанковых средств. Противотанковая пушка, связки гранат, изготовленные заводским способом, и противотанковое ружье «Tankgewer M1918», или Mauser T-gewer.
Это тяжеленная (почти 18 кг) винтовка под новый 13-миллиметровый пулеметный патрон. Сам пулемет, правда, не успели выпустить массово, но винтовка оказалась простой в производстве и быстро прижилась в войсках. Каждая рота имела по такой смертоносной «дубине», и всего до конца войны немецкая пехота получила более 15 тысяч таких ружей. И вот уже по броне до этого неуязвимых для «стрелковки» танков защелкали серьезные пули, которые «прошивали» любой танк того времени на дистанции 300 метров. Этого было вполне достаточно для окопных условий войны, но вот заброневое действие пули, если она не поражала экипаж, оказалось низким. Война окончилась, и оружейники не успели развить новую угрозу для танков. Но приближалась новая большая война.