0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отремонтировать подводное ружье

Не читайте эту статью, если ваше подводное ружье не требует ревизии. Но если вы затеяли его ремонт, то, не смотря на нудность, статья настроит вас на успех. Речь пойдет о ремонте и профилактике подводных пневматических и гидропневматических ружей.

Через мои руки прошло большое количество различных конструкций пневматических ружей, поломки и проблемы у которых часто повторялись. Зачастую конструкция ружья была не известна ни мне, ни его хозяину, но все равно нужно было его безопасно разобрать и привести в рабочее состояние. Таким образом, накопился кое-какой опыт ремонта, который я и хочу систематизировать.

Правило номер 1 : Трезво оцените свои силы! Если у Вас нет опыта работы с механикой и гидравликой, то вы можете усугубить ситуацию. Я очень огорчаюсь, когда подводное ружье присылают на ремонт в мешочке, «чтобы не потерялись все эти маленькие железочки». Отдать на ремонт ружье в собранном состоянии – дешевле.

Если вы решились на самостоятельный ремонт, то в первую очередь следует подумать о своей безопасности. При диаметре ресивера 36 мм и закачке 25 атмосфер на заднюю пробку или на передний узел с надульником действует усилие порядка 250 кг. Если закачка 30 атмосфер, а ресивер 40 мм, то усилие около 350 кг! Согласитесь, этого хватит, чтобы разрушить любую часть человеческого тела.

Внимание! Из ресивера подводного ружья нужно выпустить воздух! И не просто выпустить, а полностью, а потом проверить это три раза! Вы скажете, что это банально. А я скажу, что в моей коллекции есть четыре истории с разборкой не сдутого ружья. В первом случае пострадала деталь ружья, во втором – дорогая аудиотехника, а в двух других серьезно пострадали охотники .
Выпуск воздуха из ресивера, как правило, предусматривается конструкцией ружья. Нужно его изучить визуально и найти способ сделать это правильно. Чаще всего ружье имеет обратный самозапирающийся клапан, который напряжен пружиной или избыточным давлением. Клапан вероятнее всего расположен в задней части ружья или в отверстии для вкручивания насоса. Клапан имеет шток, на который нужно надавить подходящим инструментом, до тех пор, пока не начнет выходить воздух. Иногда это может быть довольно ощутимое усилие.

Внимание! В ресивере находится смазка, которая при стравливании воздуха может вылетать в виде мелкой пыли. Масляным туманом вы можете испортить себе одежду и окружающие вещи . Предвидьте это. Если разборка происходит в квартире, сделайте это над мусорным ведром и обмотайте этот узел тканью.

Вместо клапана в подводном ружье может быть предусмотрен специальный винт, откручивание которого приводит к стравливанию воздуха.
В некоторых конструкциях обратный клапан может не иметь штока или металлической части, на которую можно надавить. Иногда приходится надавливать непосредственно на уплотнительную резинку клапана, при этом ее легко повредить. Подберите инструмент так, чтобы он не проткнул резину.
В некоторых подводных ружьях клапан выглядит в виде маленького отверстия, в глубине которого виднеется резинка. Иногда ее невозможно отодвинуть, не проткнув, но в таких случаях она или легко меняется или переставляется относительно отверстия другим (целым) местом.
Некоторые клапанные ружья можно спустить, сделав выстрел поршнем при скрученном надульнике. Это плохой и опасный метод. Вы разобьете поршень и еще что-нибудь, или не найдете его потом, или получите баротравму от хлопка. В общем, ищите более гуманные способы сбросить давление в ресивере.
Обязательно убедитесь в том, что давление в ресивере упало до атмосферного. Даже небольшой остаток в 3-4 атмосферы может привести к серьезным неприятностям при разборке.

Решив вопросы собственной безопасности, подумайте о безопасности разборки для ружья. Приготовьте удобное светлое место, где детали ружья не выпачкаются, не выпачкают, не потеряются, не закатятся и просто не исчезнут (такое бывает с маленькими, выстреливающими из механизма пружинками). Пружинки и шарики не подчиняются законам физики, и, укатившись из вида, полностью растворяются в пространстве. Коты, дети и алкогольные напитки – это злейшие враги при ремонте подводных ружей!

Как правило, ружья разбираются путем откручивания передней или задней части. Зачастую перед этим нужно разобрать и другие узлы, например, рукоятку, катушку, линесбрасыватель, поплавок. В деталях ружья часто используются резьбы с мелким шагом, они легко закисают или окисляются от морской воды. Если подводное ружье не разбиралось много лет, то некоторые соединения из разборных превращаются в неразборные. К сожалению, прилагать большие усилия при разборке недопустимо . Детали подводного ружья – это максимально облегченные тела вращения, стенки которых необратимо деформируются, если их схватить с помощью ключа «попки» или зажать в тиски. Для удержания элементов подводных ружей старайтесь использовать только руки, в крайнем случае можно зажимать некоторые детали в трех или четырех кулачковый токарный патрон и желательно через мягкие прокладки. Для «срыва» закисших соединений допустимо умеренное постукивание и замачивание в керосине (иногда его продают перемешанным с маслом в аэрозолях с красивыми названиями).

Внимание! При разборке подводного ружья обязательно фиксируйте местоположение каждой детали, вплоть до винтиков. Можно вести фотофиксацию. Продумайте порядок раскладки разобранных деталей, так, чтобы Вы смогли собрать все обратно .

Попытайтесь максимально вникнуть в устройство ружья или хотя бы отдельных узлов. Разбирайте все очень медленно, чтобы ни одна пружинка, шайбочка или шарик не покинули вашего внимания. В процессе разборки попытайтесь уловить кинематику и взаимосвязи каждой детали.

При демонтаже резиновых уплотняющих колец (иностранцы по незнанию называют их «о»ринги) не растягивайте их. Воспользуйтесь двумя иголочками, аккуратно поддевайте колечко одной, а потом подсовывайте глубже другую.

Разбирать ружье можно не полностью, а поэтапно, проводя диагностику исходя из возможностей, открывающихся после каждого этапа разборки. Если вы выявили проблему, то дальнейшую разборку можно прекратить.

Итак, диагностика и самые частые неисправности подводных ружей.

Разгерметизация с различными вариантами:
— травит воздух по наружному соединению, и вы можете заметить это в воде;
— травит воздух откуда-то из ствола, при этом желательно выяснить в каких именно случаях: в переднем/заднем положении поршня, или во всех положениях;
— воздух выходит в районе спускового механизма.
Постарайтесь выявить характер разгерметизации до разборки, это ценная информация для диагностики.

Неисправности, связанные со спусковым механизмом.

Гарпун не фиксируется при зарядке или наоборот, не происходит выстрел при нажатии спускового крючка. Бывает, что все как бы работает, но не стабильно. Это самое страшное, потому что самострел подводного ружья может привести к ужасным последствиям . Обязательно запомните характер неисправности до разборки.

Неисправности, связанные с повышенным усилием при зарядке, и с различного рода заклиниваниями поршня и гарпуна.

В первую очередь проверьте гарпун. Если он из некаленой пищевой нержавейки, то от постоянных выравниваний мог накопить множество волн, которые клинят его в стволе. Осмотрите хвостовик гарпуна, он не должен иметь наклепы.
Основной причиной тугой зарядки является расклепывание поршня. Если поршень разбит, и клинит в надульнике или в гидродемпфере, то в начале зарядки вам придется «срывать» его с большим усилием.
Бывает, что поршень, сделанный из капролона, набух от воды . Из-за этого его может клинить не только в надульнике, но и в стволе. В этом случае необходимо проточить его в размер, с нужным припуском «в минус».
Исследуя поршень после разборки, обязательно обратите внимание на характер его износа, заметьте, где он трет, что его царапает. В разобранном состоянии попробуйте проверить, как поршень взаимодействует с гидродемпфером в надульнике. Его не должно там клинить, а с другой стороны, люфты должны быть минимальными, иначе гидродемпфер не работает .
Очень часто передняя часть поршня бывает или сильно изношена, или расклепана. В этом случае лучше заказать новый поршень.
Сам демпфер или гидродемпфер тоже необходимо осмотреть. Как правило, на нем бывает наклеп от хвостовика гарпуна, или он бывает сильно разбит. Если вы это заметили, то лучше заменить его сразу, чтобы ружье не разрушалось дальше.
Запомните общие правила эффективной работы гидродемпфера. При подходе поршня к надульнику, должен замыкаться определенный объем воды. Выдавливание этой воды сквозь щели между поршнем и надульником приводит к демпфированию. Если щели большие, то гидродемпфер фиктивный. Поршень очень скоро разобьет или заклинит. При входе поршня в надульник не должно происходить взаимное соударение, для этого необходимы фаски, которые смягчают центрирование поршня и надульника.

Неисправности, связанные с износом резиновых уплотнений.

В подводных ружьях применяется множество различных подвижных и неподвижных уплотнений. Осмотрите их. Резиновые колечки неподвижных уплотнений не должны потерять эластичность и форму. Резинки подвижных уплотнений не должны быть изношены, должны иметь круглое сечение без стертости в каком-то секторе .
Бывает, что от времени колечко разбухает и «плывет», под давлением его сечение превращается из круглого в квадратное – по форме канавки. Такое уплотнение может держать давление до разборки, но как только вы стронете его с места, оно потеряет герметичность. Бывает противоположный вариант, когда резиновое колечко теряет эластичность. Если такое колечко стоит в подвижном уплотнении, то износ будет очень быстрым. При разборке заменяйте все подозрительные колечки на новые .

Внимание! «Подводные камни!» Резиновые уплотнения, применяемые в подводных ружьях, делаются из бензомаслостойкой резины, но это понятие условно. Разные материалы имеют разную стойкость к набуханию и различную эластичность. Используйте проверенные колечки из надежных источников. Сейчас существует множество фирм, которые производят резиновые уплотнения с нарушениями технологии. Такие уплотнения недостаточно маслостойкие или недостаточно эластичные. Если вы покупаете колечки на рынке, обратите внимание на их хранение. Если они лежат на солнце, то лучше поищите другие. Резиновые колечки имеют стандартную сетку размеров, поэтому им всегда можно найти замену. Не покупайте водопроводные колечки! Неплохие колечки встречаются в автомагазинах.

При установке нового колечка не порвите и не надрежьте его об острые кромки канавки, используйте смазку.

Кроме ревизии резиновых уплотнений, необходим тщательный осмотр поверхностей, к которым они прилегают или трутся. Уберите всю грязь, зашлифуйте царапины. Особое внимание уделите внутренней поверхности ствола. Незначительные царапины можно зашлифовать с помощью дрели. Намотайте кусочек маленькой тряпочки на ровный кусок алюминиевой проволоки диаметром 5-6 мм, натрите тряпочку пастой ГОИ и отшлифуйте ствол, зажав его или проволоку в дрель. Проверьте плавность хода поршня в стволе. Не должно быть рывков и затираний.

Если в кинематике подводного ружья используются штоки, на которых стоят уплотнения (например, выход штока к спусковому крючку), проверьте их подвижность и чистоту поверхности. Затруднение их движения может привести к нарушению работы механизмов.

Все описанные выше действия нужно включать в ревизию подводного ружья вне зависимости от неисправности.

Если неисправность находится в других узлах, начните поиск износа. Обратите внимание на те детали, которые взаимодействуют друг с другом, они могут быть смяты, стерты, изношены, поцарапаны. Могут появиться недопустимые люфты в осях и зацеплениях. Представьте, как должно работать подводное ружье без этих повреждений и примите решение о том, как их устранить.

Найдите не только причину неисправности, но и ее следствие. Некоторые детали могут быть выполнены из слишком мягких материалов или на них прилагается чрезмерная нагрузка. Иногда необходимы коренные переделки узлов, для того, чтобы обеспечить им более длительный цикл работы между ремонтами.

Сборка ружья

После устранения причин неисправности приступайте к сборке. Все детали должны быть идеально чистыми! Трущиеся детали и резиновые уплотнения необходимо смазать густой смазкой (литол), а внутрь ресивера необходимо залить 20-30 г моторного масла. Любая модель масла подходит, но оно должно быть не использованным до этого и желательно зимним или хотя бы всесезонным . Густота налитой смазки может серьезно повлиять на работу механизма при охоте зимой.

После медленной и внимательной сборки закачайте ружье. Опустите в воду и проверьте герметичность. Проверьте его работоспособность до охоты. Оставьте заряженным хотя бы на сутки. И проверьте, не травит ли оно в заряженном состоянии.

Если проблемы с ружьем не исчезли, то, возможно, я смогу помочь вам. Так уж повелось, что телефонные консультации по ремонту ружей я делаю совершенно бесплатно.

Роман Мищенко. dive.pp.ua

Желаю успехов, дополняйте, отзывайтесь.
Роман.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector