4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологическая подготовка к экстремальной ситуации

Психологическая подготовка к экстремальной ситуации

Сущность подготовки – формирование экстремальной (слу­жебно-боевой) подготовленности сотрудников. Подготовленность сотрудника правоохранительных органов к действиям в экстре­мальных условиях складывается из двух основных комплексных видов: общей профессиональной подготовленности и специальной, экстремальной (служебно-боевой) подготовленности. Необходи­мость второй с очевидностью вытекает из специфики экстремаль­ных условий, ее педагогических требований и многократно под­тверждена практикой. Первая выступает фундаментом второй и предшествует ей. Она уже рассмотрена в лекциях 4,6, 7. Второй посвящена настоящая лекция.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность сотрудника, военнослужащего внутренних войск скла­дывается из:

морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях,

Экстремальная обученность сотрудника связана с у него:

– знания задач, которые ему предстоит решать, способов их решения, экстремальных условий, ожидающихся трудностей, способов их преодоления, правовых основ использования силовых методов и оружия, вероятного противника;

– навыков и умений качественно выполнять все необходимые профессиональные действия в любых, экстремальных условиях;

– навыков применения боевых приемов, использования оружия и специальных средств в условиях силового и вооруженного противодействия криминального элемента;

– навыков групповых действий решения задач в экстремальных условиях;

– натренированностью в восприятии экстремальных усло­вий и преодолении психологических трудностей, характерных для них;

навыков и умений обеспечения личной безопасности;

– умение учиться в экстремальных условиях и на опыте их.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях это специфическая воспитанность сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающая высокопрофессиональное и высокоморальное по­ведение в критических ситуациях. Она включает:

верность профессиональному долгу при любых испытаниях в экстремальных условиях;

верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

умение управлять собой в профессионально, морально и
психологически трудных условиях, мобилизовывать все свои силы
и возможности, не теряться, не пасовать перед трудностями, не
совершать импульсивных поступков, вредящих делу и себе.

Экстремальная развитость характеризуется высоким уровнем развития качеств, обеспечивающих успешность действий в экстремальных условиях :

волевых качеств, таких как целеустремленность, смелость,
мужество, стойкость, решительность, ответственность, бдитель­ность;

способности вести борьбу нервов с вооруженным против­ником;

особо развитых познавательных качеств: боевой наблю­дательности, осмотрительности, быстроты мышления, прогностичности, сообразительности, боевой интуиции;

– особо развитых физических качеств: физической вынос­ливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций.

Экстремальная подготовленность отдельных категорий сотрудников и военнослужащих войск может отличаться от описанной общей в каких-то деталях.

По полноте представленности, уровню необходимой отработки и особенностям содержания выделяются три комплексных вида экстремальной подготовленности:

1. экстремальная подготовленность к обострениям повседневной правоохранительной деятельности. Она выражает подготовленность сотрудника кповедению и действиям при возможном внезапном возникновении отдельных, кратковременных «экстремальных всплесков» на обычно ровном фоне деятельности. Таковы, например, внезапное обострение общения, дерзкое поведение гражданина при выполнении сотрудником следственны, действий или проверке документов, срыв намеченного плана действий, появление какой-то серьезно мешающей работе помехи, вил обезображенного детского трупа и др., но именно такие «экстремальные всплески», которые возможны в данной деятель­ности. Такая подготовленность нужна, например, следователю прокурору, адвокату, судье, юрисконсульту, эксперту криминали­сту, сотруднику налоговой полиции и др. Это наиболее простой комплексный вид экстремальной подготовленности необходимой профессионалу. Если такой у сотрудника нет, то у него:

– вместо стремления к успеху главным становится избегание
неудачи, появляется перестраховка в работе, формализм, тяготе­ние к показной активности, утрачивается желание проявлять вся­кую самостоятельность и стремление получать от старшего «точные указания», переложить ответственность на кого-то дру­гого;

– снижается активность, настойчивость в достижении нужно­
го результата, повышается склонность к поиску причин некачест­венной работы и оправданий («кто хочет — тот ищет способы, кто не хочет — ищет причины»);

– ухудшается сообразительность, находчивость, наблюда­тельность, работа памяти;

– снижается организованность в работе, самоконтроль, появ­ляется суетливость, временами растерянность, отчаяние;

– растет тревожность, подозрительность, возбужденность, раздражительность, плохое настроение, срывы в общении;

– учащаются просчеты и ошибки в работе, упускаются воз­можности, часто возникают тупиковые ситуации и «опускаются руки»;

– ускоряется наступление чувства усталости и переутомления, желание отдохнуть, расслабиться любым способом.

2. подготовленность к решению экстремальных задач – таких как личный сыск, наружное наблюдение, устранение источни­ка опасности, пресечение или отражение нападения, пресечение опасного преступления, задержание вооруженного преступника, пресечение массовых беспорядков, отражение нападения на охраняемый объект, освобождение заложников и т.п. Такие задачи приходится решать чаще всего сотрудникам органов внутренних дел и федеральной службы безопасности, сотрудникам ОМОНа, СОБРа, ОСНа, групп захвата, охраны, патрульно-постовой служ­бы оперативным работникам, сотрудникам подразделений по незаконному обороту наркотиков, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и др. Но они встречаются в работе и других специалистов: участковых инспек­торов, сотрудников дежурных частей, караульных, сотрудников исправительных учреждений, инспекторов ГИБДД и всех, кто привлекается к проведению специальных операций. Если такой подготовленности нет у сотрудника, то:

– возникает перенапряжение, становящееся причиной серьез­ных снижений возможности психики;

— беспокойство, сильная тревога, страх, растерянность, не­решительность, замедленность реакций;

— ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«у страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

– снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели, постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неумения мобилизоваться;

– обострение чувства самосохранения, переход интенсивности
психического напряжения за пределы полезности;

– беспокойство, растерянность, нерешительность, замедлен­ность реакций;

– боязнь неудачи, страх перед ответственностью, подчинение
своего поведения мотиву избегания неудачи любой ценой (вместо
стремления к максимально возможному успеху);

– ухудшение сообразительности, наблюдательности, оценки
обстановки, проявления провалов памяти и иллюзий восприятия
(«У страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится»);

Читать еще:  Милиция - народное ополчение, как универсальный инструмент порядка

– снижение активности, настойчивости, упорства, находчиво­сти и изобретательности в достижении цели;

– постоянное чувство слабости, усталости, бессилия, неуме­ния мобилизоваться;

— обострение чувства самосохранения;

– рост раздражительности, временами потеря контроля над собой;

– рост числа ошибок в действиях, неточностей, промахов и
их серьезности и др.

3. подготовленность к деятельности в экстремальных условиях. Этот высший вид экстремальной подготовленности характерен способностью достаточно длительно находиться в экстремальных условиях, практически непрерывно преодолевать их трудности и решать в них любые профессиональные задачи, представляющие в совокупности определенный набор экстремальных. Такой подготовки требует деятельность личного состава внутренних войск, а также групп и подразделений других правоохрани­тельных органов, направляемых в зоны с экстремальными усло­виями, чрезвычайными обстоятельствами, а также все специаль­ные отряды министерства внутренних дел и федеральной службы безопасности, а иногда и специально создаваемые другими право­охранительными органами группы. Если такой подготовленности нет, то у сотрудника:

– резко усиливается проявление описанных в п. 2 отрица­тельных проявлений и их комплексность;

– сильный страх проявляется в заметной трусости;

– инстинкт самосохранения захватывает порой все сознанием
становится единственной побудительной силой поведения;

– ошибки делаются грубыми, ведущими к тяжелым последст­виям, применение оружия становится неэффективным из-за пол­ной потери меткости;

– утрачивается контроль над собой;

– возникают временами отказы от выполнения некоторых за­даний, расцениваемых как смертельно опасные, неподчинение,

– обнаруживается повышенная склонность к употреблению спиртных напитков.

Ситуация для неподготовленных делается гиперэкстремаль­ной.

Опыт показал, что слабая экстремальная подготовленность всегда выступала и выступает причиной хронического недостатка профессионального мастерства и деятельности многих сотрудников правоохранительных органов. Когда сотрудник психологически беспомощен в правомерном воздействии на людей и регулирова­нии человеческих поступков, отношений, проблем, а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи и сро­ки, он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использова­нию преимущественно силовых методов, в том числе незаконных домогательств, насилия, угроз и др. Отсутствие должной про­фессионально-психологической подготовленности — одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякае­мый источник черствости, формализма, гипертрофированной вла­стности, нарушений законности и серьезных профессиональный просчетов. Зачастую отсутствие или слабости ее выступают основной причиной беспечности, неосмотрительности, медлительности, ошибок, приводящих к гибели сотрудников и воинов.

Процессы развития нашего общества, преодоления имевшихся в его жизни недостатков, стремление создать цивилизованное, гуманное, правовое общество, остро ставят проблему совершенство­вания деятельности государственных, муниципальных и, в частно­сти, правоохранительных органов, их персонала. Необходим отказ от только силового решения проблем в экстремальных, трудных ситуациях отдача предпочтения, социальным, экономическим, психологическим, педагогическим этическим методам работы с гражданами, где и когда это возможно. Тот, кто не владеет этими методами, тот не готов, не может считаться современным профес­сионалом и демонстрирует отсталость от удовлетворения потреб­ностей развития нашего общества и жизни его граждан.

Виды экстремальной подготовки. Изложенное служит осно­ванием для понимания системы необходимых видов экстремальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. В нее вхо­дят:

а) основные виды:

экстремальная подготовка к действиям при обострениях
повседневной правоохранительной деятельности,

экстремальная (служебно-боевая) подготовка к решению
экстремальных задач,

экстремальная (служебно-боевая, боевая) подготовка к действию при чрезвычайных обстоятельствах,

б) частные виды:

– подготовка к конфликтному общению,

— физическая подготовка к действиям в экстремальных ус­ловиях,

– тактическая подготовка к решению разных с.лужебно-боевых задач,

профессионально-психологическая подготовка к действиям
в экстремальных условиях,

подготовка к самоуправлению в экстремальных условиях,

морально-психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях,

– подготовка руководителей, начальников, командиров к решению задач в экстремальных условиях,

– подготовка к обеспечению личной безопасности,

– тренировочная подготовка (тренаж).

Экстремальная подготовка проводится в разное время и по признаку различают:

предварительную подготовку, – проводимую постоянно, в
системе профессионального образования и служебной подготовки,

непосредственную подготовку, – проводимую непосредственно перед началом решения ответственной и сложной задачи
заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков
умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации только тех, кто будет участвовать в предстоящих действиях

подготовку в ходе служебно-боевой деятельности. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруженных в ходе
решения служебно-боевых задач слабостей в подготовке личного
состава, а также отработка новых, более успешных способов действий, выявленных в опыте их решения.

Понятие психологической готовности личности к поведению в экстремальной ситуации

Под психологической готовностью понимается система психических и психофизиологических характеристик субъекта обеспечивающего успешность и результативность определенных действий и деятельности .

С точки зрения психофизиологический процесс психологической готовности можно рассматривать как подготовку ряда мозговых систем организма, которые будут задействованы в той или иной ситуации .

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально – психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.

Тяжёлая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.

Как правило, преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое делают. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ – всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.

У неподготовленных психологически, не закалённых людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц . В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки – говорят, “у страха глаза велики”, нарушается дыхание, начинается сердцебиение “сердце готово вырваться из груди”, спазмы периферических кровеносных сосудов – “побелел как мел”, появляется холодный пот, слабеют мышцы – “опустились руки или колени подогнулись”, меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно- сосудистой системы.

Читать еще:  Защита от ножа: правильные слова на тренировке - больше шансов выжить в реальном бою

Такое состояние бывает довольно продолжительным – от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка – все это причины такого поведения людей.

Понятием «готовность» в литературе, таким образом, обозначаются:

– условия и регулятор деятельности;

– наличие у субъекта определенных потребностей;

– синтеза свойств личности и т.п.

Нам представляется наиболее полным и точным определение психологической готовности, данное В. Дружининым: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности».

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя, по мнению В.А. Кулганова, исследование адаптационного потенциала личности.

Адаптационный потенциал личности определяется В.А. Кулгановым как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений.

Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих – общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним.

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С.Ю. Добряком как синоном понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации.

С.Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По её мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты.

Некоторые общие, основные черты. Как правило, личностный адаптационный потенциал:

– рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков: самооценки, самоконтроля, психической устойчивости, мобилизационности, коммуникативных качеств и др., обусловливающих эффективность психической адаптации;

– имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию

– включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;

– определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

– связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Как правило, в связи с исследованием адаптационного потенциала личности изучаются её устойчивость к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, мобилизационность, самоконтроль.

Устойчивость . Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.

Люди с высокой психологической устойчивостью к стрессам, деятельности в нестандартных ситуациях, как правило, не нуждаются в специальной психологической подготовке. Исходя из данных исследований, выявлено, что обычно такие люди уже одним своим присутствием положительно влияют на других людей в чрезвычайных стрессовых ситуациях. Они часто становятся спонтанными лидерами и берут на себя принятие решений. Люди невольно прислушиваются к их указаниям. Наоборот же, у людей с низким уровнем психологической устойчивости чаще происходят эмоциональные и физические срывы. Такие люди нуждаются в индивидуальной или групповой психологической подготовке и коррекции.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что устойчивость положительно связана с самоконтролем, мобилизационностью, психологической гибкостью, смелостью, интеллектом, оптимизмом, и отрицательно – с нейротизмом, напряженностью, депрессией, чувством вины, тревожностью, педантизмом, подозрительностью, агрессивностью.

Мобилизационность – способность к мобилизации и активизации деятельности. Люди с высоким данным показателем обладают способностью сразу же, в доли секунды наметив план, начинать действовать. При грамотной подготовке людей, своевременных и правильных их действиях, это качество наиболее важно в экстремальных ситуациях.

Мобилизационность положительно связана со смелостью, эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, самоконтролем, общительностью, доминантностью, силой нервной системы, коллективизмом, психологической гибкостью, и отрицательно – с невротичностью, депрессией, тревожностью, напряженностью, пессимизмом, чувством вины, страхом, подозрительностью.

Самоконтроль – умение личности контролировать своё психическое состояние и поведение и управлять ими. Люди с высокой степенью самоконтроля способны адекватно и критично оценивать свои поступки, делая на основании этих оценок правильные выводы.

Самоконтроль положительно связан с эмоциональной устойчивостью, общительностью, силой нервной системы, смелостью, совестливостью, оптимизмом, игровым потенциалом, мобилизационностью, юмором, доминантностью, сексуальностью, коллективизмом, приобретательством.

С. Чермянин, автор многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», выделяет следующие понятия, характеризующие адаптационный потенциал личности:

– поведенческая регуляция (ПР) — это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Читать еще:  Профессии постапокалипсиса: БП нагрянет, и чо дальше?

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал); Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль.

Согласно данным этих исследований А.Д. Ганюшкина выявляются основные характеристики у людей с высокой и низкой готовностью к действиям:

Люди с высокой психической готовностью к деятельности в экстремальных условиях характеризуются высокими значениями показателей устойчивости, мобилизационности, самоконтроля, интеллекта, смелости, психологической гибкости, оптимизма, сильной нервной системы, уравновешенных нервных процессов.

Люди с низкой психической готовностью к деятельности характеризуются высокими значениями показателей агрессивности, доминантности, депрессии, страха, невротичности, чувствительности, подозрительности, чувства вины, напряженности, нейротизма, злопамятности, педантичности, тревожности, изменчивости настроения, возбудимости, пессимизма и экзальтированности.

Таким образом, психологическая готовность к деятельности рассматривается по-разному в зависимости от специфики структуры профессиональной деятельности. Большинство авторов объясняют готовность через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности и подразумевают под нею общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.

Оценка готовности к действиям в экстремальных условиях включает в себя исследование адаптационного потенциала личности, то есть её устойчивости к стрессовым влияниям неблагоприятных воздействий, способности к мобилизации и активизации деятельности, самоконтроля.

Подготовься!

В экстремальной ситуации ваша миссия – выжить. Вы можете испытывать богатое разнообразие мыслей и эмоций. Это может работать на вас, или может привести вас к гибели. Страх, волнение, раздражение, разочарование, чувство вины, депрессия, и одиночество – это возможные реакции на множество стрессовых факторов. Правильно их контролируя, можно увеличить вероятность выживания. Они побуждают уделять больше времени тренировкам, чтобы дать отпор страху, чтобы принять меры к обеспечению жизнедеятельности и безопасности, бороться, даже если сила не на вашей стороне. Если человек не может правильно контролировать свои реакции, это приводит к его бездействию. Вместо того что бы привести в действие свои внутренние ресурсы, человек начинает прислушиваться к своим страхам. Он потерпит психологическое поражение еще до того, как погибнет физически. Запомните, стремление выжить естественно для каждого, а неожиданно оказаться между жизнью и смертью, борясь за выживание – нет. Не бойтесь ваших естественных реакций в этой неестественной ситуации. Подготовьте себя и вы одержите над ними верх.

В подготовку входит уверенность, что ваши реакции в экстремальной ситуации будут продуктивными, а не разрушительными. Задача выживания породила бесчисленное количество примеров героизма, храбрости и самопожертвования. Эти качества могут появиться благодаря должной подготовке. Ниже перечислены несколько советов по психологической подготовке. Изучив этот материал, вы сможете сформировать свою позицию, позицию человека стремящегося остаться в живых.

Познайте себя

С помощью тренировок, семьи и друзей узнайте кто вы изнутри. Усиливайте свои сильнейшие качества и развивайте способности необходимые для выживания.

Предупредите свой страх

Не притворяйтесь, что вы ничего не боитесь. Размышляйте о том, что вас будет пугать больше всего, окажись вы в ситуации, где придется выживать в одиночку. Тренируйтесь в тех направлениях, которые вас беспокоят. Ваша задача, не уничтожить страх, а развить уверенность, что вы сможете действовать, несмотря на него.

Будьте реалистами

Не бойтесь честно оценивать обстановку. Научитесь видеть обстоятельства такими, как они есть, а не так, какими бы вы хотели, что бы они были. Держите свои надежды и ожидания в пределах оцениваемой обстановки. Если вы попадете в чрезвычайную ситуацию с нереалистичными ожиданиями, вы заложите фундамент горького разочарования. Запомните и следуйте поговорке: «Надейся на лучшее, но приготовься к худшему». Намного легче приспособиться к приятному сюрпризу, неожиданно преподнесенному фортуной, чем расстроиться из-за неожиданных неблагоприятных условий.

Мыслите позитивно

Научитесь видеть во всем положительную сторону. Поиски хороших сторон не только поднимают мораль, но и отлично развивают ваше воображение и творческие способности.

Помните о том, что на кону

Запомните, плохая психологическая подготовка к выживанию ведет к таким реакциям, как депрессия, небрежность, невнимательность, потерю веры, бедность в принятии решений и отказ от цели. На кону ваша жизнь и жизни тех, кто зависит от вас.

Тренируйтесь

Тренируясь и наращивая жизненный опыт, вы подготовите себя к сложным условиям. Демонстрация ваших навыков на тренировках, придаст вам уверенности, когда вам придется применить их на практике, в настоящей экстремальной ситуации. Запомните, чем более реалистична тренировка, тем более преодолима сложная ситуация. «Тяжело в ученье, легко в бою».

Научитесь управлять стрессом

Люди, находящиеся в стрессовой ситуации – потенциальные паникёры, если они не тренированы и психологически не подготовлены к любым обстоятельствам. Хотя мы, в большинстве случаев, не можем контролировать обстановку в которой оказались, в наших силах контролировать отношение к ней. Научившись управлять стрессом, можно значительно развить способность оставаться хладнокровным и сфокусироваться на спасении себя и других. Необходимо развивать релаксационные навыки, навыки управления временем, напористость и навыки когнитивной реструктуризации (способность контролировать ваше представление о ситуации)

Запомните, «стремиться выжить» — означает «никогда не сдаваться».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: